Глава вторая. сосредоточение, упражнение в нем

1. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богуназывается Крийя-йога. 2. [Они служат] к упражнению в Самадхи и уменьшают числопрепятствий, связанных состраданием. 3. Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложноесамосознание [пристрастие], отвращение и привязанность к жизни. 4. Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были онисостоянии: скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном. 5. Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного ине составляющего истинное "Я" за вечное, чистое, счастливое, Атман[сущее "Я"]. 6. Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудиемзрения. 7. Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию. 8. Отвращение есть реакция на страдание. 9. Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присущадаже мудрому. 10. Они, чтобы быть управляемыми противоположнымивидоизменениями, должны быть тонкими. 11. Посредством размышления устраняются видоизменения. 12. Приемник дел имеет корень в связанных со страданиемпрепятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой. 13. При наличии корня, наступает плодоношение, [в виде]чувственных образов, жизни и ощущения удовольствия от страдания. 14. Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимыхдобродетелью или пороком. 15. Для распознавающего все мучительно, потому что все приноситстрадание - или своими последствиями, или опасением их, или сомнением,которое производят в нем впечатления - так и вследствиепротиводействия качества. 16. Несчастье, еще не наступившее, должно быть устранено. 17. Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящегосо зримым. 18. Испытываемое состоит из элементов и органов и по своейприроде просветленное, деятельное инертное; его назначениеприобретение опыта и освобождение [испытывающего]. 19. Состояние качества суть: определенное, неопределенное, тольконамеченное и лишенное признаков. 20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраскусознания. 21. Природа испытываемого - для него. 22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она, однако, неуничтожается, оставаясь присущею другим. 23. Слияние есть причина осуществления природы обоих сил, какиспытываемого, так и его владыки. 24. Неведение - его причина. 25. При отсутствии этого [неведения] бывает отсутствие слияния,которое и есть то, чего следует избегать; в этом независимостьзрящего. 26. Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение враспознании. 27. Знание ее принадлежит самокритичному основанию. 28. С уничтожением посредством упражнения в различных частях йоганечистоты, знание становится озаренным до распознавания. 29. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, Дхиана,Самадхи суть органы йоги. 30. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого,воздержание и неприятие подарков называется Яма. 31. Эти, ненарушаемые временем упражнения должны быть производимыкаждым мужчиной, женщиной, ребенком, каждой душой, независимо отстраны и положения, составляют нияму. 32. Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, довольство,подчинение страстей, изученной самоотречение. 33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны бытьвызваны противоположные мысли. 34. Препятствия к йоге суть убийство и прочие совершения,вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будутли они слабые, средние или значительные. Способ устранить их - думатьо противоположном. 35. В присутствии утвердившегося в непричинении вредапрекращается всякая вражда [в других]. 36. Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоватьсядля себя и других плодами дел без их совершения. 37. Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаютсяйогом. 38. Утверждением в воздержании приобретается энергия. 39. Утвердившись в неприятии подарков, йог получает воспоминаниео прошедшей жизни. 40. С утверждением внутренней и наружной чистоты возникаетотвращение к собственному телу и несообщение с другими телами. 41. Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа,сосредоточенность, победа над чувственностью и способностьсамопознания. 42. Из довольства происходит высшее счастье. 43. Следствием самообуздания является смирение органов чувств итела через уничтожение нечистоты. 44. Повторением мантрама достигается восприятие призываемогобожества. 45. Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи. 46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно. 47. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном [положениетела становится твердым и приятным]. 48. Раз овладели сидением, противоположности перестали мешать. 49. Затем следует упражнение движением вдыхания и выдыхания. 50. Ее видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные,определяемые местом, временем и числом, продолжительные или короткие. 51. Четвертым есть подчинение Праны, направление ее на внутренниеили внешние предметы. 52. Этим ослабляется заслонение света Читты. 53. Сознание становится способным к Дхаране. 54. Сосредоточение органов производится посредством отречения отсоответствующих им предметов и принятия формы материи - сознания.

Глава третья. О СИЛАХ





1. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь предмете. 2. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна. 3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только смысл. Этоназывается Самадхи. 4. [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одномупредмету составляют Самаияму. 5. Достижение этого приобретается знанием. 6. Им следует пользоваться постепенно. 7. Эти три ближе, чем предыдущие. 8. Но даже они внешние относительно лишенной семени Самадхи. 9. Подавлением беспорядочных видоизменений сознания ивозбуждением изменений управления, сознание достигает сдерживающихвидоизменений, следующих за управляющими силами сознания. 10. Течение его укрепляется привычками. 11. Когда берутся всевозможные предметы и сосредотачивается наодном, эти две силы попеременно то исчезают, то появляются; Читта жеподвергается видоизменению, называемому Самадхи. 12. Читта достигает однополярности, обнимая в одно прошедшее инастоящее. 13. Этим объясняется троякое превращение формы, времени исостояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств. 14. То, на что действует превращение прошлое, настоящее, или то,которое еще должно проявиться, есть условное. 15. Последовательность перемен есть причина многообразнойэволюции. 16. Совершением Самаиямы над тремя родами изменений приобретаетсязнание прошлого и будущего. 17. Совершением Самаиямы над словом, значением и знанием, которыеобыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных. 18. Различением впечатлений знание прошлой жизни. 19. Совершением Самаиямы над признаками чужого тела - знание егосознания. 20. Но не содержание чужого сознания, так как оно не былопредметом Самаиямы. 21. Совершением Самаиямы над формою чужого тела, при устраненииспособности восприятия образов и отделении способности проявления вглазу, тело йога становится невидимым. 22. Карма бывает двух родов: приносящей плоды рано или поздно.Совершая Самаияму над нею или посредством знаков, называемых Артиштха- предзнаменования, йоги знают точное время разлучения со своимителами. 23. Совершением Самаиямы над дружбою и прочим приобретаютсяразличные силы. 24. Совершением Самаиямы над силою слова и т.п. йогомприобретается соответствующая сила. 25. Совершением Самаиямы над лучезарным светом приобретаетсязнание утонченного, загражденного и удаленного. 26. Совершением Самаиямы над Солнцем - познание миров. 27. Над Луною - знание созвездий. 28. Над полярной Звездой - движение звезд. 29. Над кругом пупка - познание телесного организма. 30. Над углублениему горла - прекращение голода. 31. Над нервом, называемым Курма - устойчивость тела. 32. Над сиянием около вершины головы - лицезрение Сиддхов. 33. Или силою Пратибха - всеведение. 34. В сердце - знание мыслей. 35. Обладание получается через неразличение очень сдержанной Душии Саттвы; оно действует на других: Самаияма над этим дает знаниеПуруши. 36. Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкусаи обоняния, присущих Пратибхе. 37. Это - препятствия для Самадхи, но они суть силы в земномсостоянии. 38. Когда причина связей ослаблена, йог посредством своегознания, проявленного через органы, входит в свое тело. 39. Победою над током, называемым Уданой, йог не погружается вводу или болото и может ходить по остриям. 40. Победою над током Самана он окружается светом. 41. Совершением Самаиямы над отношением слуха к Акашеприобретается божественный слух. 42. Совершением Самаиямы над отношением Акаши и тела йогстановится легки, как вата и может ходить по воздуху. 43. Совершением Самаиямы над внешними реальными видоизменениямисознания, называемыми великою бестелесностью, достигается исчезновениезаслоняющего свет. 44. Совершением Самаиямы над элементами, начиная с грубых икончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами. 45. Отсюда происходит утонченность и прочее, прославление тела инеразрушимость телесных свойств. 46. Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе,подобной алмазу крепости. 47. Совершением Самаиямы над объектом, знанием и самосознаниеморганов постепенно получается победа над ними всеми. 48. Отсюда происходит просветленное сознание, сила органовнезависимо от тела, и покорение природы. 49. Совершая Самаияму над Саттвой, тот, кто различает разум отПуруши, приобретает вездесущность и всеведение. 50. Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла:он достигает Кайвалья. 51. Требуется полное отвержение наслаждения и искушений состороны небесных существ, под страхом возобновления зла. 52. Совершением Самаиямы над частицей и ее кратными приобретаетсяраспознавание. 53. То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту,даже то будет распознано вышеуказанной Самаиямой. 54. Спасающее знание есть то знание распознавания, котороеобнимает все предметы, все средства. 55. Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.

Наши рекомендации