Тиб. произн. Це-чиг; санскр. Экаграта, что означает "сосредоточение [ума]". Под этим имеется в виду глубокое сосредоточение ума на одном предмете или мысли

(4) "Неподвижным" является Надмирный Ум, Зритель явлений природы, которые являются "движущимися", или преходящими. Как будет показано ниже, "Движущиеся" представляют мысли, которые возникают и исчезают.

(5) Тиб. произн. тё-дал, что означает "отделенный от тварного мира", то есть "Несозданный", или нирвана, в отличие от сансары -- мира материи и явлений. Йога Несозданного есть метод достижения несозданной нирваны.

(6) Или иными словами, сверхсознание в состоянии нирваны.

[ПЕРВЫЙ ИЗ ОБЫЧНЫХ МЕТОДОВ. ЙОГА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ УМА]

23. Первая из этих двух частей есть поиск состояния спокойствия, которое является целью медитации, с помощью йогического метода сосредоточения с использованием объекта [для сосредоточения на нем] или без него. В качестве объекта может быть использован дышащий или недышащий объект.

[ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДЫШАЩИХ ОБЪЕКТОВ]

24. Рекомендуется использовать недышащие объекты двух видов: обычные предметы, как, например, шарик или небольшой кусок дерева (4); или священные предметы, как, например, символические изображения тела, речи [слова] или ума [мысли] Будды.

(4) Шарик может быть из любого материала -- дерева, кости, металла, глины, стекла или хрусталя, а кусок дерева может иметь любую форму.

25. Ниже дается описание метода использования обычного предмета, как, например, шарика или куска дерева.

26. Положи перед собой шарик или небольшой кусок дерева (1), который будет служить объектом для концентрации мысли. Не позволяй Познающему (2) отвлекаться или пытаться отождествлять себя с этим объектом и фиксируй свой взор на объекте, не меняя фокуса.

(1) Как правило, это обычная палка, которую втыкают заостренным концом в землю в пещере или в каком-нибудь другом месте, выбранном для медитации.

(2) Тиб. произн. Ше-па -- ум "познающий", то есть ум, выполняющий функцию познавания.

27. Медитируй на твоем гуру как сидящим на макушке твоей головы (3). Считай, что он действительно Будда. Молись ему, читая молитву Манамкхама (4). [И дополни эту молитву словами]:

Одари меня твоими "волнами благодати", дабы я смог достичь высочайшего блага Великого Символа (5).

(3) "На макушке головы" означает в месте соединения теменных костей, где находится "отверстие Брахмы" (санскр. Драхмарандхра), через которое, согласно учениям йоги, принцип сознания обычно покидает тело навсегда в момент смерти или временно при достижении состояния самадхи. Визуализация гуру сидящим на макушке головы поэтому имеет для йога эзотерическое значение.

(4) Тиб. произн. Ма-нам-кха-на. Здесь имеются в виду матери, число которых так же бесконечно, как небесные миры. Такой взгляд основан на вере в то, что каждое существо было когда-то матерью в течение бесчисленных циклов перерождения и смертей. Молитва звучит так:

Мы, матери, бесконечные числом, как небеса в бесконечном пространстве, все чувствующие существа,

Ищем прибежища у Гуру, Будды, как Дхармакаи;

Мы ищем прибежища у Гуру как Самбхогакаи.

Мы ищем прибежища у Гуру милосердного Нирманакаи;

Мы ищем прибежища у Драгоценного Будды.

Пусть умы всех чувствующих существ будут обращены к Учению

И пусть путь совершенствования будет пройден успешно каждым.

Да будут устранены ошибки на Пути

И сами эти ошибки трансмутированы в Мудрость. "Три Божественных Тела" составляют три ступени духовной эволюции -- от человеческого состояния до божественных состояний.

(5) "Волны благодати" -- это волны психической энергии, которые стимулируют духовное развитие и оказывают большую помощь стремящемуся достичь нирваны, которая есть высочайшее благо, приобретаемое с помощью практики йоги Великого Символа. Эти "волны благодати" посылаются телепатически от Гуру, из которых одни пребывают на Земле, а другие в сверхчеловеческих мирах. В передаче этих "волн благодати", иначе называемой "передача энергии", состоит истинное духовное посвящение.

28. Затем, помолившись о ниспослании приносящих благо "волн благодати", впитывай их в себя. Думай о том, что твой ум слился с Божественным Умом [Гуру] (1). И оставайся в этом состоянии [мысленно представляемого] единства как можно дольше.

29. Обо всем, что испытывает ум каждое мгновение, сообщай [регулярно] гуру и продолжай медитировать.

30. Если будет одолевать [сонливость], упражняйся в твердой фиксации взора, медитируя в том месте, откуда возможен широкий обзор местности. Если ум инертный, также примени этот метод [чтобы активизировать ум] и дисциплинируй его путем сосредоточения на одном, не отвлекаясь ни на что другое (2). Если ум неспокойный [несосредоточенный], сядь в своей келье, опусти взор и [некоторое время] сделай главной целью расслабление [тела и ума].

(1) Чтобы безопасно и успешно проходить Путь, ученик должен ощущать единство со своим человеческим гуру и через него со сверхчеловеческими Гуру апостольной иерархии. Чтобы достичь Великой Цели, человеческий ум должен быть очищен духовной энергией Учителей и мистически соединиться со Вселенским Умом, или Вселенским Сознанием.

(2) Продолжительная медитация может вызвать утомление тела и ума и принести к сонливости и вялости. Для преодоления этих затрудняющих медитацию состояний, йогу здесь рекомендуют с целью разрядки перебраться в такое место, например на голую вершину горы, откуда он может видеть расстилающиеся перед ним дали. Это сделает его взор устойчивым, а ум посвежевшим, и он сможет возобновить медитацию.

[КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА НА ТЕЛЕСНОЙ ФОРМЕ, РЕЧИ И УМЕ БУДДЫ]

31. В качестве других недышащих объектов используются символические изображения тела, речи и ума Будды. Символом тела Будды служит его изображение, речи - слоги, а ума - семяподобная форма [или точка] (3).

(3) В тексте: thigle (произн. тигле); санскр. биджа, означает "семя, точка, капля".

32. В качестве первого, то есть телесной формы, можно использовать изображение Будды из металла [или другого] материала или Его иконописное изображение. Или [можно] визуализировать тело Будды желтого цвета, как отполированное золото, со всеми знаками и достоинствами [духовного совершенства], окруженное сиянием и облаченное в три одеяния Ордена, представляя Его всегда присутствующим перед тобой (1).

(1) Для визуализации можно использовать изображение Будды.

33. При использовании второго объекта, слога, символизирующего принцип речи [Будды], визуализируй перед собой изображение лунного диска размером с ноготь и на нем слог ХУМ, написанный тонкой линией толщиной с волос (2).

(2) Лунный диск символизирует постепенное рассеяние Невежества (Авидья), подобно тому, как растущая луна рассеивает ночную тьму.

Обычно ХУМ Тиб. произн. Це-чиг; санскр. Экаграта, что означает "сосредоточение [ума]". Под этим имеется в виду глубокое сосредоточение ума на одном предмете или мысли - student2.ru
символизирует принцип ума, но здесь он используется как символ принципа речи, которым обычно служит АХ, так как это упражнение в визуализации самое простое. ХУМ означает "есть", "существует". Для визуализации слогов, описанных здесь и в других разделах, европеец, цель которого -- практическое применение этих учений под руководством опытного йога, может использовать вместо тибетских букв транслитерированные формы слогов. Главное здесь -- концентрация ума, и ее можно достичь с одинаковым успехом, пользуясь, в соответствии с указаниями, любой графической формой. Однако транслитерированные формы слогов как звуков мантры при их использовании необходимо сочетать с правильным их произношением.

34. При использовании третьего объекта, семяподобной формы, символизирующей ум [Будды], визуализируй и воспринимай как чудо излучающее свет семя овальной формы размером с горошину и сосредоточь ум на нем (3).

(3) Это семя (тигле) ассоциируется в Тибете с жемчугоподобными образованиями, которые находятся в пепле после сожжения тела Великого Йога (см. "Тибетскую книгу мертвых"). Их принимают как вещественное доказательство проявления через телесную форму Божественной Силы Бодхического Ума, или Дхармакаи, имеющей отражения в двух ипостасях -- Самбхогакае и Нирманакае. Поэтому семя визуализируется как излучающее божественный свет.

[ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫШАЩИХ ОБЪЕКТОВ]

35. [Для достижения концентрации ума] вторым методом используются дышащие объекты, которыми являются Счет методом Дордже (1) и Горшкообразная форма (2).

(1) Тиб. произн. до-рдже-йи-дай-па; - счет методом Дордже (тайный счет). Как разъясняется в следующем пункте, это мысленный счет вдохов и выдохов.

(2) Тиб. Бум-чан, означающее метод йоги, с помощью которого животу придают форму глиняного горшка. Этот метод описан ниже.

СЧЕТ МЕТОДОМ ДОРДЖЕ

Наши рекомендации