Глава первая. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ЕГО ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1. Вот объяснение сосредоточения. 2. Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения вразличные образы [Вритти]. 3. В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] Покоится всвоем собственном [естественном] состоянии. 4. В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается сосвоими видоизменениями. 5. Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием инесвязанных. 6. Таковы: правильное знание, неразличие, устное заблуждение, сони память. 7. Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентноголица суть доказательства. 8. Неразличие есть ложное знание, не подтвержденноедействительностью. 9. Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих[соответствующей] реальности. 10. Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты. 11. Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятыхпредметов [впечатления от которых вновь возникают в сознании]. 12. Власть над ним [Вритти] достигается упражнением и отречением[отсутствием привязанности]. 13. Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенномподчинении есть упражнение. 14. Его почва укрепляется продолжительными и постояннымиусилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели]. 15. Результат, получаемый теми, которые отвергли жаждувоспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящих в господственад этими предметами, есть отречение. 16. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показываетПурушу [настоящую природу ее]. 17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которымследует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я". 18. Есть другое Самадхи, достигаемое постоянными упражнениями впрекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживаеттолько непроявленные впечатления. 19. [Самадхи, сопровождаемое крайним отречением,] становитсяпричиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой. 20. Другими это Самадхи достигается путем веры, энергии, памяти,сосредоточения и различения действительного. 21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии. 22. Они [Самадхи] затем различны в зависимости от употребленныхсредств: легких, средних или высших. 23. Или преданность Ишваре. 24. Ишвара [Верховный правитель] есть особая Пуруша, непричастная страданию, следствию действий или желаний. 25. В нем становится бесконечным всеведение, которое в другихтолько в зародыше. 26. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древнихУчителей. 27. Выражающее его слово есть "Ом". 28. Повторение его [Ом] и размышление о его значении есть путь. 29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотретьвнутрь) и уничтожение препятствий. 30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв,ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутойвысоты суть заграждающие [путь] препятствия. 31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильноедыхание сопровождают неудержание сосредоточения. 32. Для излечения этого [следует делать] упражнение над однимпредметом. 33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себяпредметом размышления в связи с предметами, счастливым илинесчастливым, добрым или злым, смотря по условиям, успокаивает Читту. 34. Вдыхая и удерживая дыхание. 35. Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновеннымчувствам восприятия, делают сознание настойчивым. 36. Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никакимстраданиям. 37. Или [размышлением о] Сердце, отказавшемся от привязанностей кчувственным предметам. 38. Или [размышлением о] Знании, которое приходит во сне. 39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает, какдобро. 40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незагражденным, как для атома, так и для бесконечного. 41. Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными(подчиненными), достигает в получающем, посредствующем и полученном[сущем сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества,подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами]. 42. Звук, значение и вытекающие из них знания, будучи смешанными,называются Самадхи с рассуждением. 43. Самадхи, называемая "без рассуждения", [приходит] когдапамять очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе толькозначение [предмета размышления]. 44. Этим путем [сосредоточение] с распознаванием и безраспознавания [способа размышления] о более тонких предметах [также]объясняется. 45. Более тонкие предметы исчезают с Прадханой. 46. Эти виды сосредоточения имеют семя. 47. Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствиеЧитты прочно устанавливается. 48. Знание этого называется "исполненное истины". 49. Знание, полученное из свидетельства и заключения, относится кобыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только чтоупомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникатьтуда, куда заключение и свидетельство не могут достигнуть. 50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключаютвсе другие впечатления. 51. Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает вседругие впечатления], когда все другие задержаны, достигается "лишенноесемени" Самадхи.



Наши рекомендации