Формирование элементов логической и иных видов памяти
Когда речь идет о детской памяти, то нередко высказывается мысль, что ребенку, впервые перешагнувшему порог школы, свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по ассоциации. При этом ссылаются на поразительные способности ребенка к бессмысленному воспроизведению какого-либо малопонятного текста. Действительно, механическое запоминание сильно развито у детей этого возраста. Однако детям шестилетнего возраста доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется обычна при запоминании понятного детям содержания. Так, по данным Н. А. Корниенко, ребенок 6—7 лет воспроизводит в среднем 4—8 хорошо знакомых слав и всего 1—2—незнакомых.
Прислушаемся к детским пересказам знакомых им сказок, рассказов. Малознакомые слова шестилетний ребенок нередко заменяет более знакомыми: гражданин—«дядя», богатырь—«Герой Советского Союза» и т. п. и т, п. Иногда они произвольно меняют последовательность событий в сказке, не нарушая, однако, основной логики изложения; могут упускать подробности либо добавлять что-то свое. А вот что именно упустит или добавит ребенок, во многом зависит от его отношения к героям художественного произведения. При положительном отношении многое «плохое», связанное с героем, забывается ими, зато вводятся подробности, усиливающие положительные стороны. Противоположная картина наблюдается при отрицательном отношении к герою.
Основную роль в развитии логической памяти детей играет обучение. Приведем в качестве примера исследование 3. М. Истоминой. Своих испытуемых (детей 4—6 лет) она обучала тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам можно было припомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приемам организации логических связей выросли в 1,5 раза.
Интересно, что в контрольной группе, где этим мне-мическим приемам не учили, а дети стихийно пытались к каждому слову выбрать картинку, которая помогла бы лучше его запомнить, результаты были значительно ниже.
В ходе специального обучения дети вполне могут овладеть такими приемами логического запоминания,каксмысловое соотнесение и смысловая группировка, и успешно использовать их в мнемических целях.
Такое обучение целесообразно осуществлять в два этапа: на первом идет формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий, на втором — формируется умение применятьэтидействия в ходе мнемической деятельности.
При обучении мнемическому действию классификации успех достигается, если его формирование осуществляется в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Укажем основные этапы такой работы:
I. Этап практического действия. Здесь дети используют материально-практические действия—обучаются раскладывать картинки по группам.
II. Этап речевого действия. После предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе.
III. Этап умственного действия. На этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группы.
Когда дети уже научатся выделять в предъявляемом материале определенные группы (например, животных, посуду, одежду и т. п.), относить каждую картинку к определенной группе или обобщающей картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания,
Педагог, работающий с шестилетними детьми, должен учитывать возможности произвольной, логической
памяти своих воспитанников, развивать ее. Но вместе с тем не следует пренебрегать и непроизвольной памятью детей, продуктивность которой высока и в 6 лет.
Как развиты у шестилетки двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая виды памяти? В исследованиях показано, что количественные характеристики мнемической деятельности шестилеток высоки и практически совпадают с аналогичными характеристиками семилеток.
Шести-семилетний возраст очень важен для развития многих двигательных способностей (не зря ведь в этом возрасте тренеры проводят отбор в секции гимнастики, акробатики, фигурного катания и др.). Двигательная па?лять детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.
Высокой степени развития достигает у шестилетнего ребенка эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т. е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у шестилетних детей и составляет ее основу. Ее развитие проявляется не только в значительном расширении и углублении (по сравнению с более младшими детьми) круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщенным представлениям.
Когда речь идет о памяти шестилетних детей и ее формировании, то нельзя упускать из виду ее особен ности, связанные с полом ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, в частности, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в связи с более ранним созреванием его функций.
Какое отношение это имеет к памяти детей? В настоящее время учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмо-
ции; правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций. Не следует игнорировать в процессе работы с шестилотками сведений о «распределении» ролей между полушариями. Методы, которые использует педагог, должны адресоваться не абстрактному индивиду, а вполне реальному ребенку определенного пола.
ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
Итак, мы познакомились с особенностями-таких познавательных процессов шестилетнего ребенка, как ощущение, восприятие, память. Однако вь'сшей ступенью человеческого познания является мышление— опосредованное и обобщенное отражение действительности. Что характерно для мышления шестилетних?Чемопределяется его развитие в этом возрасте?