Упражнения для развития логической памяти.

ВНИМАНИЕ

Внимание - это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Объем внимания - это количество элементов воспринятых за один акт восприятия. Недоразвитие объема памяти часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале:

Оборудование: Секундомеры, указки, 4 таблицы с числами. Количество чисел изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Изначально таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Числа разбросаны в случайном порядке.

Таблицы

174325958693 952

Инструкция: Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух. Психолог фиксирует время и количество допущенных ошибок.

Игра «Пуговица»

Играют два человека. Перед ребенком располагаются два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки . Начинающий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространственного восприятия, мышления.

Концентрация внимания.

Недоразвитие концентрации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Как правило, занятия на концентрацию внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей. Необходимо проводить занятия в игровой форме.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Рассмотрим некоторые задания:

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий психолог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки».

Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву). По мере овладения заданием правила усложняются: — меняются отыскиваемые буквы; — по-разному зачеркиваются и др.; — одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; — на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Для развития концентрации внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение внимания.

- это способность ребенка выполнять две работы одновременно.

Задание 1

Например, ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Задание 2

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Задание 3

В психологической практике широко используется упражнение «Найди слова» Оборудование: Карточки с написанными словами, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Методика Мюнстерберга (и ее модификации). В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 мин.

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЬЯЧЛОЬИРЬ ШЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯ ИУМАМАиДЧУЪПЩОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛ КАФСПТУЧОСМЕТЛАОУЖЬГЬЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Переключнеие внимания.

Переключнеие внимания - это способность ребенка к более или менее легкому переходу от одного вида деятельности к другому.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности переключения внимания. Для коррекции переключения внимания широко используются упражнения, имеющие в своей основе тест «Красночерные таблицы», предложенный К. К. Платоновым.

Задание 1

Для занятий мы использовали таблицы с черными и красными числами в различных положениях. Занятие включает три этапа:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного — в обратном. После того как ребенок достигнет удовлетворительных результатов, количество чисел можно увеличить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифицировать, заменив числа буквами русского или латинского алфавита.

Задание 2 «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убиратьпредметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание 3 «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

ПАМЯТЬ

Память - запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени) .Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Задание 1.Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов. Занятие проводится индивидуально, в два этапа.

На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.

Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок». Примерный перечень слов: Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.

Слуховая память.

На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков. Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д. Развитиелогических приемов запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.

Специальные исследования психологов показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, средства запоминания. Например, прежде чем использовать прием класси-фикации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление - обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления - аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недоразвитие нагляднодейственного мышления. Это проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляций. К концу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у них активно развивается. Психокоррекционная работа по формированию наглядно-действенного мышления должна проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у ребенка предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий. На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятельность (действия со вспомогательными предметами), в процессе ,специальных дидактических игр и конструирования.

РЕЧЬ

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык - средство общения людей друг с другом.

Импрессивная речь.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование.Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

Литература.

1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» Москва «Гном – Пресс» 1999 год.

2. Дробинская А.О «Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты» Москва «Школьная Пресса» 2006 год.

3. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития» Санкт-Петербург «Речь» 2007 год.

4. «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» Сборник методических рекомендаций. Санкт-Петербург – Москва «САГА – ФОРУМ» 2006 год.

5. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» Санкт-Петербург «Речь» 2006 год.

6. «Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования» под редакцией Л.Е. Курнишовой Москва Центр «Школьная книга» 2007 год.

7. «Основы специальной психологии» под редакцией Л.В. Кузнецовой Москва «Академия» 2002 год.

8. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» Москва «Творческий центр Сфера» 2003 год.

9. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «Аркти» 1999 год.

ВНИМАНИЕ

Внимание - это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Объем внимания - это количество элементов воспринятых за один акт восприятия. Недоразвитие объема памяти часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале:

Оборудование: Секундомеры, указки, 4 таблицы с числами. Количество чисел изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Изначально таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Числа разбросаны в случайном порядке.

Таблицы

174325958693 952

Инструкция: Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух. Психолог фиксирует время и количество допущенных ошибок.

Игра «Пуговица»

Играют два человека. Перед ребенком располагаются два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки . Начинающий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространственного восприятия, мышления.

Концентрация внимания.

Недоразвитие концентрации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Как правило, занятия на концентрацию внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей. Необходимо проводить занятия в игровой форме.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Рассмотрим некоторые задания:

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий психолог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки».

Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву). По мере овладения заданием правила усложняются: — меняются отыскиваемые буквы; — по-разному зачеркиваются и др.; — одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; — на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Для развития концентрации внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение внимания.

- это способность ребенка выполнять две работы одновременно.

Задание 1

Например, ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Задание 2

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Задание 3

В психологической практике широко используется упражнение «Найди слова» Оборудование: Карточки с написанными словами, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Методика Мюнстерберга (и ее модификации). В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 мин.

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЬЯЧЛОЬИРЬ ШЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯ ИУМАМАиДЧУЪПЩОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛ КАФСПТУЧОСМЕТЛАОУЖЬГЬЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Переключнеие внимания.

Переключнеие внимания - это способность ребенка к более или менее легкому переходу от одного вида деятельности к другому.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности переключения внимания. Для коррекции переключения внимания широко используются упражнения, имеющие в своей основе тест «Красночерные таблицы», предложенный К. К. Платоновым.

Задание 1

Для занятий мы использовали таблицы с черными и красными числами в различных положениях. Занятие включает три этапа:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного — в обратном. После того как ребенок достигнет удовлетворительных результатов, количество чисел можно увеличить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифицировать, заменив числа буквами русского или латинского алфавита.

Задание 2 «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убиратьпредметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание 3 «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

ПАМЯТЬ

Память - запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени) .Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Задание 1.Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов. Занятие проводится индивидуально, в два этапа.

На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.

Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок». Примерный перечень слов: Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.

Слуховая память.

На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков. Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д. Развитиелогических приемов запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.

Специальные исследования психологов показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, средства запоминания. Например, прежде чем использовать прием класси-фикации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

Упражнения для развития логической памяти.

Задание 2.Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка». Цель: 1. Познакомить детей с приемами «группировка». 2. Показать преимущество запоминания с использованием этого приема. Занятия проводятся в группе. Психолог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать.

ВЛОШЭРИК

После этого психолог рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ - ЭРИК).

Задание 3. Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв:

А У И О Е Е. Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы (АУИ-ОЕЕ).

Задание 4.

Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, психолог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, напримерУ, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные. Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.

Задание 5.

Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу. Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес , гнездо, река, снег, рыба. Психолог рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима; ель — лес и пр.

После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление - обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления - аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недоразвитие нагляднодейственного мышления. Это проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляций. К концу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у них активно развивается. Психокоррекционная работа по формированию наглядно-действенного мышления должна проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у ребенка предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий. На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятельность (действия со вспомогательными предметами), в процессе ,специальных дидактических игр и конструирования.

Наши рекомендации