Непроизвольная и произвольная память ребенка

Память—это запоминание, сохранение и последую­щее воспроизведение человеком его опыта.

Как развит этот процесс у шестилетнего ребенка? У него преобладает непроизвольный вид памяти, при ко­тором отсутствует сознательно поставленная цель. «Па­мять ребенка—его интерес»,—говорят психологи. Ре­бенок действительно легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, динамизмом; запо­минает лучше то, с чем он активно действовал (играл, конструировал, перекладывал и т. д.). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.

Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроиз­вольное запоминание, выявил, что продуктивность непро­извольного запоминания увеличивается в том случае, ес­ли задание, которое предлагается ребенку, предполага­ет не просто пассивное восприятие, а активную ориенти­ровку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкрет­ных связей и т. д.).

Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование—дети ов­ладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

В исследовании 3. М. Истоминой памяти детей 3—7 лет выявились три мнемических уровня ее развития. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать; для второго — наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление, для третьего—на­личие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.

Дети шестилетнего возраста достигают второго и третьего уровня развития памяти, причем они состав­ляли большую часть детей, отнесенных к группе с тре­тьим уровнем развития памяти.

Итак, дети шестилетнего возраста уже достаточно

хорошо могут выделить мнемическую цель. Это проис­ходит в том случае, когда ребенок сталкивается с ус­ловиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого условия еще недоста­точно.

Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Экспе­риментальным путем выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняе­мой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирова­ния запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности.

Важным показаюлем развития произвольной памя­ти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой _мне-мическую задачу, но и проконтролировать ее выполне­ние, т. е. осуществить самоконтроль. Психологическая сущность самоконтроля заключаегся в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образ­цом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения. В исследовании Н. М. Гне-довой были выявлены несколько уровней самоконтро­ля детей в зависимости от полноты самоотчета.

Для детей, отнесенных к первому уровню, характер­но то, что они совсем не могли осуществлять самоконт­роль одновременно с задачей возможно лучшего запоминания пропущенного (во время повторного вос­приятия) материала.

Для детей, отнесенных ко второму уровню, харак­терно то, что они во время второго просмотра кар! инок давали отчет лишь о некоторых элементах ряда, вос­произведенных в первый раз.

Для третьего уровня развития самоконтроля харак­терно одновременное выполнение самоотчета и мнеми­ческой задачи.

В целом возможности самоконтроля в процессе запо­минания к 6 годам значительно увеличиваются. Подав­ляющее большинство детей этого возраста успешно ис­пользуют самоконтроль как при запоминании наглядно­го, так и словесного материала.

Результаты формирующего эксперимента свидетель-

ствуют и о положительном влиянии даже самой задачи самоконтроля на обучение мнемическому приему. Са­моконтроль, выступая в наглядно-действенной форме, стимулировал овладение детьми логическим приемом запоминания.

Мы столь подробно остановились на этой особенности мнемической деятельности, поскольку она имеет прямое отношение к овладению учебной деятельностью. На­помним, что самоконтроль—составная часть учебной деятельности. Формируя эту способность в процессе мнемической деятельности, педагог помогает ребенку развить не только память, но и произвольность поведения в целом.

Наши рекомендации