Игра на развитие образной и логической памяти.

«Что изменилось?»

На фланелеграфе в хаотичном порядке расставляются тематические кар­тинки: «Посуда», «Мебель», «Игрушки».Психолог просит одного ребенка выйти из группы, а педагог меняет места­ми по одной картинке, например, «чашку» ставит к «Мебели», а «стол» - в «Посуду».

Ребенок, вернувшийся в группу, должен определить, что изменилось, объяснив свой ответ. Дети выходят из группы по очереди.

Релаксация.

«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы со­греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, пото­му что разморило на солнце.

Повторить 2-3 раза.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

- Что бы вы хотели сделать на следующем занятии?

Психолог, прощаясь с детьми, просит их назвать друг друга по имени.

Занятие 7.

Разминка.

Приветствие психологом детей.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Этюд «Лисенок боится»

Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решает­ся войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вер­нуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Этюд «Собака лает и хватает за пятку»

Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребе­нок сжимается от страха.

Этюд «Потерялся»

На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

Основная часть.

Игра на развитие мышления:

«Четвертый лишний»

1-й вариант. Каждому ребенку по очереди называются 4 слова. Ребенок должен выбрать лишнее слово, которое не подходит к трем остальным (например: чашка, миска, ботинки, тарелка).

2-й вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

Игра на развитие зрительной памяти:

«Запомни картинку»

Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку.

Релаксация.

«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Психолог, прощаясь с детьми, просит обменяться их комплиментами.

Занятие 8.

Разминка.

Приветствие психологом детей.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ И СТЫДА

Этюд «Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в при­поднятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

Этюд «Стыдно»

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он ис­пугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было стар­шему брату.

Основная часть.

Упражнение на развитие мышления:

Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изоб­ражены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пилы, молотки, отвертки и т. д. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом («Посуда», «Транспорт», «Одежда» и т. д.).

Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами рассортиро­вать камешки на легкие и тяжелые; разложить предметы на мягкие и твердые; отделить тонкие ткани от плотных; из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, металла, пластмассы и т. д.

Игра на развитие слуховой и логической памяти:

«Запомни слова»

Психолог просит запомнить слова: еда, учение, зоопарк, болезнь, рабо­та.

А потом детей просят подобрать к каждому слову самую под­ходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово. (Картинки с изображением предме­тов: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж).

Релаксация.

«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слег­ка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть,— сморщить нос, поднять вер­хнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — рас­слабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на каче­лях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хо­чется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

Подведение итогов занятия.

Психолог задает вопросы:

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

Наши рекомендации