Знания и виды мышления ребенка

Мышление ребенка связано с его знаниями. И к 6 го­дам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведенных Н. Н. Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены интересные данные относи­тельно знаний, которые формируются у детей в до­школьном возрасте. Здесь обнаруживаются две проти­воречивые тенденции.

Первая — в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ре­бенка.

Вторая—в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем яс­ных знаний, выступающих в форме догадок, предполо­жений, вопросов. Эти развивающиеся знания явчяютср мощным стимулятором умственной активности детей В ходе взаимодействия этих тенденций неопределен­ность знаний уменьшается — они уточняются, проясня­ются и переходят в определенные знания.

В традиционной педагогике именно формированию определенных знаний и уделяется основное внимание Но верно ли это? С одной стороны, укрепляется баз .

знаний,на которой будет стоять школьное обучение. Но с другой стороны, переход развивающихся диффуз­ных знаний в стабильные ведет к снижению умственной активности. Поэтому наряду с формированием базы знаний необходимо обеспечить непрерывный рост и не­определенных, неясных знаний. О том, как это лучше сделать, мы поговорим отдельно.

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, шестилетний ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые:

наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую.

Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслу­живание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но шестилетний ребенок может прибе­гать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало.

Наиболее же часто им используется образное мыш­ление, когда ребенок для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами. Сам факт возник­новения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических дей­ствий и непосредственной ситуации и выступает как са­мостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логиче­ских, а в фактических связях. Другая важная особен­ность образного мышления заключается в возможнос­ти отображения в чувственной форме движения, взаимо­действия сразу нескольких предметов (67, 136).

Содержание образного мышления шестилетнего ре­бенка не ограничивается конкретными образами, но по­степенно переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. С его помощью отражаются уже не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами. Так, в рисунках шестилетних детей часто переданы главным образом связь, отношения основных частей, а детали нередко отсутствуют.

Наблюдая за процессом детского конструирования, нетрудно заметить, что шестилетние дети без особого труда создают постройки по схемам, что тоже является проявлением наглядно-схематического мышления. Де-

тям важно овладеть этим видом мышления, это создает им возможность усваивать обобщенные знания, облегчит познание не только внешних, но и внутренних связей и отношений.

Развитие образного мышления шестилетнего ребенка выражается и в том, что его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен, например, предста­вить себе предметы в различных пространственных по­ложениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Шестилетний ребенок использует и словесно-логиче-ское, или как его еще называют, понятийное, мышление.

В исследовании Г. И. Минской детям 3—7 лет пред­лагалось решить простые технические задачи, исполь­зуя рычаги тремя различными способами. В первой се­рии экспериментов дети при решении задачи могли дей­ствовать реальными рычагами; во второй—они долж­ны были по изображению на рисунке рассказать, как решить задачу; в третьей — задачу надо было решить на основе условий, сообщаемых ребенку словесно. Как справились дети с заданиями?

Третьим способом предложенную задачу решили лишь дети 5—7 лет (15—22%). Конечно, в 6 лет полно­ценное понятийное мышление еще не сформировалось, и все же зачатки этого вида мышления уже есть.

В то же время исследование интеллектуального раз­вития шестилетних детей, проведенное учеными НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, пока­зало, что наибольшее значение для последующего ус­пешного обучения в школе имеет сформированность об­разного мышления. Уровень развития логического же мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует ус­пешности обучения (при высоком уровне развития тако­го мышления она практически не выше, чем при сред­нем). На первый взгляд этот результат может показать­ся парадоксальным. Казалось бы, именно логическое мышление обеспечивает оценку потенциально возмож­ного способа действия с точки зрения его соответствия заданным нормам.

Кажущийся парадокс объясняется тем, что нормы и способы действия, задаваемые ребенку на первом этапе обучения в школе, довольно просты. Для контроля за их соблюдением вполне достаточен средний уровень развития логического мышления. Более высокий уро­вень его развития в этом возрасте не обеспечивает, по данным исследования, нередко ожидаемых преимуществ.

Образное мышление позволяет ребенку наметить по-•енциально возможный способ действия, исходя из осо­бенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен.

Ученые приходят к выводу: предельная обобщен­ность логического мышления оборачивается слабостью, порождая широко известное явление—«формализм мышления» (18).

Развитию образного мышления способствуют, наряду с учебной, и другие виды деятельности (рисование, леп­ка, слушание сказок, драматизация, конструирование).

Наши рекомендации