Основные стратегии изучения психики детей

Исходя из методологических принципов и конкрет­ных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия психологического ис­следования. Можно выделить три основные стратегии исследований в детской и возрастной психологии: ис­следование путем «поперечных срезов» (трансверсаль-ная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон дет­ской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая страте­гия).

Исследование путем «поперечных срезов» осущест­вляется следующим образом. Подбираются относитель­но однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку—по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном уч­реждении или в школе и т. п. Далее они сравниваются по уровню развития той или иной психологической ха­рактеристики. Так, например, при изучении, предполо­жим, памяти подбирается 100 испытуемых трех-четы­рех- и пяти-шестилетнего возраста. Посредством опре­деленных методов у них измеряют основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образно­го материала, количество запомнившихся объектов, время сохранения и т. п.), полученные данные сравни­вают между собой и на этой основе делают выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной сто­роной данной стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткое время можно получить статисти­чески достоверные данные о возрастных различиях пси­хических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на ос­новные тенденции психического развития.

Есть в этой стратегии и слабые места. Когда иссле­дуются разные дети, стоящие на различных возрастных ступенях, мы почти ничего не можем узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, со­вершенно невозможно учесть индивидуальные особен­ности в характере и темпах психического развития, ко­торые могут быть весьма значительными. А ведь имен­но они-то особенно важны для учителя.

При продольном (лонгитюдном) исследовании сис­тематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Ясно, что организовать такое углубленное и не­прерывное изучение многих детей очень трудно. Поэто­му приходится ограничиваться небольшим числом испы­туемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психи­ческих процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический про­цесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом. Так, советский ученый-линг­вист А. И. Гвоздев систематически изучал развитие ре­чи у собственного сына на протяжении восьми лет. На основе этого исследования была написана исключи­тельно ценная работа «Формирование у ребенка грам­матического строя русского языка», ч. I и II (М.;

Изд-во АПН РСФСР, 1949).

Основной недостаток лонгитюдных исследований за­ключается в том, что их результаты, основанные на изу­чении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивиду­альных различий и в динамике, и в содержании психи­ческого развития. Поэтому, как отмечает видный совет­ский психолог Д. Б. Эльконин, наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а за­тем в некоторых «поворотных» пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное ис­следование.

Изучение психики детей в процессе активного фор-

^

мирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетическая стратегия исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых выдающимся со­ветским психологом Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследова­ния мы не просто описываем и измеряем то или иное психическое явление, а стремимся его активно сформи­ровать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша ги­потеза верна. Особое значение формирующей стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффек­тивные методы не только изучения, но и воспитания и обучения детей. При их применении реализуется граж­данская позиция советских детских психологов, которые ставят перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разработать научно обоснованные рекомендации для практики.

При изучении психики детей учителем чаще всего осуществляется стратегия продольного исследования в сочетании с экспериментально-генетической. Для этого есть существенные объективные условия. Прежде всего, важным положительным фактором является то, что, впервые встретившись со своими питомцами, когда им минуло шесть лет, педагоги работают с ними долгих че­тыре года. Далее учитель и воспитатель не просто изу­чают ребенка, они его обучают, воспитывают, т. е. ак­тивно формируют его личность. Как показывают наблю­дения за работой лучших педагогов, их успехи во многом зависят от глубокого проникновения в психоло­гическую сущность тех изменений, которые происходят во внутреннем мире детей. А проникновение это обеспе­чивается исследовательской направленностью педагога, владением не только методикой преподавания, но и ме­тодами изучения ребенка и школьного класса.

Построение исследования

Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания об­щественной необходимости решить определенную проб­лему. Проблемные ситуации, которые формируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих задач педагогической практики, стоящих перед учите-

лями. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ре­бенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. Задачи исследования могут быть обусловле­ны новыми условиями воспитания и обучения детей, ко­торые диктуются потребностями определенного этапа развития общества. Так, в связи с необходимостью пе­рехода к систематическому обучению в школе детей-шестилеток, возникли задачи изучения их возрастных особенностей, психологической готовности к школьному обучению с целью разработки научно обоснованных со­держания, методов и форм их воспитания и обучения. На основе анализа и общих проблем опубликованных исследований в соответствующей области детской пси­хологии и конкретных педагогических задач определя­ются цели конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования—это тот детский кон­тингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо отве­тить на вопрос: «Кого изучают?» Определяется возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающие­ся дома), состояние здоровья и т. д. На вопрос «Что именно изучается?» отвечает формулирование предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми шестилетнего воз­раста, то здесь объект исследования—дети-шестилетки, а предмет—психологические особенности формирова­ния взаимоотношений в группе сверстников.

После того как определены объект и предмет ис­следования, поставлены его задачи и цели, учитель-ис­следователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т. е. формули­рует гипотезу. Гипотеза—это предположение, возмож­ный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между психическими явлениями, с одной стороны, и те­ми или иными условиями жизни детей, с другой сторо­ны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, воз­никающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипо­тезы, необходимо учитывать результаты ранее прове­денных исследований, общие законы развития психики ребенка и, конечно, собственный педагогический опыт.

Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Дру­гое важное качество правильной гипотезы — доступ­ность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

Приведем пример. В ходе изучения взаимоотноше­ний между детьми в дошкольной группе и школьном классе (о том, как это осуществлялось, мы расскажем дальше) выяснилось, что положение сверстников неоди­наково: одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и ла­комствами и т. д.; другие занимают не столь благо­приятное положение, третьи оказываются в своеобраз­ной психологической изоляции. Возникла проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Из данной проблемы следовала задача исследования:

выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в детском кол­лективе зависит от степени соответствия особенностей и поведения детей уровню их нравственных представле­ний, требованиям, которые они предъявляют друг к другу.

В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.

Наши рекомендации