Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной

(коррекционной) школе VIII вида.F-72 IQ- 35-20. Мышление не только конкретное, но и не способно к обобщению.

Низкие возможности функционирования. Выраженная степень недоразвития моторных функций. С большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, некоторые вообще не могут. Могут ознакомиться с элементарным обучением. Всё сводиться к тренировке (общение, окружение). Могут самостоятельно передвигаться. Минимальное использование речи, выделение речи. Элементарные элементы эмоций. Интеллект сопровождается с выраженной неврологией. Соматические заболевания. Пороки в развитии черепа, скелета, конечностей, внутренних органов, телосложения. Не могут самостоятельно существовать.

F-73. IQ 20-0. Они крайне ограничены в способности понимать и выполнить какую- либо инструкцию. Не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют элементарные мыслительные процессы. Большинство неподвижны. Недержание мочи, кала. Не способны заботится о своих потребностях, не понимание речи. У них вместо речи мычание, не понимают смысла. Двигательные реакции хаотичные, не целенаправленные. Часть могут принимать зрительно – пространственные навыки восприятия. Более тяжёлые вообще без эмоций. Реагируют только на боль. Речь и жесты не понимают. Аффективные реакции (гнева), сами себя повреждают. Безудержные проявления сексуального возбуждения. Неврологические нарушения.

Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Методы психологического обследования складываются из методов сбора информации и методов ее обработки.

Сбор информации

• Изучение документов

• Изучение продуктов деятельности

• Наблюдение

• Беседа

• Эксперимент

• Тестирование

• Анкетирование

Обработка информации

Теоретическая (предмет, процедура, анализ и интерпретация)

Патопсихологическая (нарушение познавательной деятельности, растр. восприятия, памяти, мышления)

Нейропсихологическая (взаимодействие мозга и психики)

Социально-психологическая

Математическая

Факторный анализ

Корреляционный анализ.

23. Ранняя диагностика умственной отсталости.В грудном возрасте для диагностики умственной отсталости имеет значение своевременность развития локомоторных функций, особенности эмоциональ­ного развития и психической активности, а также данные неврологического обследования: соотношение с возрастом ребенка сохранности архаических ав­томатизмов (рефлексы Моро, хватательный, выпрямления и др.). помимо основного клинико-психологического метода, применяется патопсихологическое обследование, включающее исследование мышления и предпосылок интеллектуальной деятельности. Педагогическая характеристика, отражающая воз­можности усвоения школьной программы, а также особенности личности ребенка.

Анализ психопатологических проявлений дает возможность выделять дополнительные психопатологические синдромы и диагностировать ослож­ненные и атипичные формы умственной отсталости. Диагноз обычно под­крепляется результатами соматического и неврологического обследования и лабораторных методов исследования. Уста­новление определенного сочетания особенностей психопатологических проявлений с характерными сомато-неврологическими симптомами. Для ди­агностики применяются специальные биологические методы (цитогенети-ческий, биохимический, иммунологический и др.). В диагностике ряда дифференцированных форм большое значение имеют и другие паракли­нические и лабораторные исследования (бактериологическое, иммуно­логическое, биохимическое и др.), которые позволяют диагностировать умственную отсталость, обусловленную токсоплазмозом, сифилисом, имму­нологической несовместимостью матери и плода, наследственными болез­нями обмена и др.

Важное условие дифференциальной диагностики умственной отсталости — анализ динамики психического недоразвития и сопутствующих психических и неврологических нарушений, так как синдром слабоумия может быть одним из клинических проявлений ряда наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозный склероз, болезнь Стерджа—Вебера, болезнь Вильсона—Конова­лова и др.).

24. Закономерности формирования личности умственно отсталых детей.Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях. Воля - Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цель действий, они не дово­дят начатое дело до конца, им требуется для этого направляющая помощь взрослого. Безынициативность, неса­мостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются и в учебной, и в трудовой деятельности. Даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают. Нередко они действуют в соответствии с вне­запно возникающими желаниями, не имея силы воли, чтобы про­тивостоять им. Этим ученикам особенно важны постоянное руко­водство и своевременная помощь со стороны взрослого. Учащиеся не в состоянии завершить начатую работу, если к этому их не побуждают внешние дополнительные стимулы. Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказыва­ются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Самооценка - ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Самостоятельно они зат­рудняются оценить личностные качества свои и окружающих. Чем более выражен у них дефект, чем слабее он успевает, тем выше оказываются его самооценка и уровень притязаний. Подростки более адекватно, чем ученики млад­ших классов, оценивают свои успехи в учебе, отмечают реальные трудности, возникающие при усвоении некоторых предметов. Самооценка определяется выполняемой ими деятельности, учебным предметом и успехами обучении. Осо­бенно большую роль играет трудовое обучение. Оценочные крите­рии умственно отсталых школьников изменяются в ходе трудово­го обучения. Эмоции - Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики - олигофрены склонны к полярным, лишен­ным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустой­чивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмо­циональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентричес­кий характер. Умствен­но отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Почти все ученики правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их людьми состояния радости, оби­ды и т.п. Вместе с тем сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения. У всех умственно отсталых учащихся наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. У младших умственно отсталых школьников прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контак­тов с окружающими.

25. Особенности самооценки и уровня притязаний.Ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе — «я хороший», «я умный». Самостоятельно они зат­рудняются оценить личностные качества свои и окружающих. чем более выражен у них дефект, чем слабее он успевает, тем выше оказываются его самооценка и уровень притязаний. подростки более адекватно, чем ученики млад­ших классов, оценивают свои успехи в учебе, отмечают реальные трудности, возникающие при усвоении некоторых предметов. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых учени­ков старших классов в значительной мере определяются видом выполняемой ими деятельности, учебным предметом и успехами обучении. Осо­бенно большую роль играет трудовое обучение. Оценочные крите­рии умственно отсталых школьников изменяются в ходе трудово­го обучения.

26. Особенности отношения к учебной деятельности.Ушаковой следующие параметры: направленность (преобладание положительного или отрицательного фактора отношения), осоз­нанность устойчивость, объем и мотивы. При активно-отрицательном отношении реакция учеников-олигофренов характеризуется активным и даже агрессивным со­противлением требованиям педагога. При пассивно-отрицатель­ном отношении к учению учащиеся, хотя и отрицательно вос­принимают требования учителя или воспитателя, но все же вы­полняют их под давлением со стороны взрослого или в силу ситу­ационной заинтересованности. При равнодушном отношении к учению школьники безраз­личны к требованиям учителя. Наиболее распространенным отношением к учебной деятель­ности у учащихся младших классов является равнодушное и внешне положительное. Реже встречаются ученики с активно-отрица­тельным отношением к учебной деятельности. Может изменяться под влия­нием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога. умственно отсталые учащиеся как младшего, так и старшего школьного возраста, пре­имущественно положительно относятся к учению. У старшеклассников можно наблюдать избирательное отноше­ние к школьным предметам. У некоторых учащихся избирательное отношение к школьным предметам не формирует­ся даже к VIII классу. В I — III классах большинство учеников положительно относят­ся к таким предметам, как рисование, физкультура, труд, негативное отношение к урокам математики. предпо­читаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выпол­няют легко, без затруднений. Самые высокие места в I— II классах уст­ный счет, рисование. В III классе письменные упражнения и рисование. К старшим годам обучения у учеников наблюдается предпочтение тех заданий, которые вы­полняются легко, но требуют определенного интеллектуального напряжения, активности. Большое значение имеет педагогическая оценка. Педагогическая оценка у УО учащихся, как правило, определяет избирательное отно­шение к учебным предметам, отдельным заданиям. В формировании положительного отношения умственно отста­лых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю.

Наши рекомендации