Глава 1. Теоретические основы изучения проблем детей с ОВЗ, особенности психики и условия работы
1.1Исследования проблем детей с ограниченными возможностями здоровья в истории России……………………………………………..6
1.2Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья на примере детей со стойким нарушением интеллекта………....................................................................................15
1.3Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми со стойким нарушением интеллекта………………………….32
Вывод по главе 1…………………………………………………37
Глава 2. Теоретические данные по формированию познавательных УУД, способов и методов их формирования
2.1Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей со стойким нарушением интеллектуальной сферы……………38
2.2Современные способы и методы формирования познавательных УУД на уроках по математическому развитию в дочисловой период……..44
2.3Разработка методов коррекционной помощи слабоуспевающим школьникам на уроках математики…………………………………….56
Вывод по главе 2…………………………………………………..62
Заключение………………………………………………………...63
Список использованных источников………………………….....65
Введение
Еще недавно вся та область теоретического знания и научно практической работы, которую мы условно называем общим именем "дефектология", считалась чем - то вроде малой педагогики, наподобие того, как медицина выделяет малую хирургию.
Чисто арифметическая концепция дефективности – характерная черта отживающей, старой дефектологии. Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектологии современной. Борьба двух дефектологических мировоззрений, двух полярных идей, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания. [9; стр. 1]
Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [19]
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида для умственно отсталых детей являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" устанавливает равные образовательные права для лиц с недостатками в развитии со всеми членами общества. Образование детей с нарушениями интеллекта не является цензовым и организуется иначе, чем обучение их здоровых сверстников, отсутствует государственный образовательный стандарт для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [4; С. 3–4].
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование. Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья (УО).
Предмет исследования: процесс формирования познавательных УУД на уроках математики в дочисловой период.
Задачи исследования:
- Исследовать аспекты исследования детей с ОВЗ в истории Российской Федерации.
- Раскрыть психологические особенности детей с ОВЗ, а конкретно детей со стойким интеллектуальным нарушением.
- Описать основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми со стойким нарушением интеллекта.
- Рассмотреть механизм формирования познавательных УУД у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
- Анализировать способы и методы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в дочисловой период.
- Систематизировать методы коррекционной помощи слабоуспевающим школьникам.
Методы исследования:
- Анализ психолого–педагогической литературы.
Теоретическая значимость:состоит в том, что данные, представленные в курсовой систематизированы и могут использоваться студентами в дальнейшем при подготовке к курсовым, выпускным квалификационным исследованиям, семинарским занятиям.
Практическая значимость: состоит в представленных систематически методах коррекционной и внеурочной помощи слабоуспевающим школьникам.
Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы –67 страниц.