Оценка экономической эффективности темы.
Экономическая эффективность является важнейшим критерием перспективности темы. Оценку данного показателя проводят с использованием численных критериев, простейшим из которых является критерий экономической эффективности:
kэ = Эп / Зи , где
Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения,
Зи – затраты на научные исследования.
Чем больше значение kэ , тем выше экономическая эффективность темы исследования.
Однако критерий kэ не учитывает объем внедряемой продукции, период внедрения, поэтому более объективным является критерий, вычисляемый по формуле:
kэ = Сг Ö Т/Зо
Здесь Сг = стоимость продукции за год после освоения научного исследования и внедрения в производство;
Т – продолжительность производственного внедрения в годах;
Зо – общие затраты на выполнение научного исследования, опытное и промышленное освоение продукции и годовые затраты на ее изготовление по новой технологии.
Темы научного исследования в товароведении и экспертизе.
Проблемы в области товароведения и экспертизы чаще бывают отраслевыми, реже – межотраслевыми или носящими региональный характер. Проблемы чаще являются специфическими (узкими), а не общими, свойственными конкретному производственному предприятию, торговой или контролирующей организации. Научные исследования, выполняемые студентами, чаще носят прикладной характер или являются разработками.
Наиболее актуальны и перспективны следующие темы научных исследований в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров:
ù Изучение ассортимента отдельной группы товаров на продовольственном рынке города, области, региона и т.д.
ù Изучение ассортимента продукции, выпускаемой отдельным производственным предприятием.
ù Изучение ассортимента товаров, реализуемых отдельной торговой организацией.
ù Сравнительный анализ ассортимента однородных групп товаров в различных торговых организациях.
Мониторинговые исследования:
ù Изучение потребительского спроса на товары отдельно взятой однородной группы на продовольственном рынке.
ù Изучение потребительского спроса на товары, реализуемые отдельно взятой торговой организацией или предприятием общественного питания.
ù Изучение потребительского спроса на продукцию, производимую конкретным предприятием.
Данные исследования проводят при помощи социологических опросов населения в целом или отдельных групп потребителей.
ù Изучение фактического питания отдельных групп населения (с целью выявления дефицита необходимых веществ в рационе).
Результаты, полученные при исследовании в рамках предыдущей темы, могут быть положены в основу разработок:
ù Разработка рецептуры и технологии производства новых продуктов: на основе нетрадиционного сырья, комбинированных продуктов, продуктов массового потребления или предназначенных для отдельных групп населения - диетические продукты, продукты, обогащенные незаменимыми компонентами (витаминами, минеральными веществами и т.д.).
ù Товароведная оценка (характеристика) товаров, реализуемых отдельно взятой торговой организацией или предприятием общественного питания.
ù Товароведная оценка (характеристика) продукции, производимой конкретным предприятием.
ù Сравнительная товароведная оценка аналогичных товаров, реализуемых различными торговыми организациями или производимых разными предприятиями.
ù Изучение условий производства продукции, как фактора, формирующего потребительские свойства товара (на примере производственного предприятия).
ù Изучение системы контроля качества продукции, действующей на отдельно взятом производственном предприятии.
ù Изучение деятельности контролирующих организаций (центров Госсанэпиднадзора, Торгово-промышленной палаты, Государственной хлебной инспекции, Государственной ветеринарной инспекции, центров Стандартизации, метрологии и сертификации, Органов по сертификации продукции и услуг, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета, Аккредитованных испытательных лабораторий и т.д.).
Вопросы для самопроверки
1. Цели и задачи научного исследования.
2. Объект и предмет научного исследования.
3. Объекты исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров.
4. В чем особенности фундаментальных исследований ?
5. В чем особенности прикладных исследований ?
6. Разработки и их значение в технических науках.
7. Расскажите о взаимосвязи структурных единиц научного направления.
8. Что такое псевдопроблемы и каковы причины их возникновения ?
9. Перечислите основные требования к теме научного исследования.
10. Как оценить экономическую эффективность темы исследования ?
11. Темы научных исследований в области товароведения и экспертизы.
ТЕМА 2. НАУЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИЗДАНИЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Научный документ: определение, классификация научных документов в зависимости от способа предоставления информации.
Научный документ – это материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.
В зависимости от способа предоставления информации различают документы: 1) текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), 2) графические (чертежи, схемы, диаграммы), 3) аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы, компакт-дисках), 4) машиночитаемые (например, на микрофотоносителях или электронные – на дискетах или CD) и др.
Кроме того, документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы содержат непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов (например, отчеты о научно-исследовательской работе). Вторичные документы содержат результаты аналитической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них (например, обзоры, посвященные какому-либо научному вопросу).