Оценка экономической эффективности темы.

Экономическая эффективность является важнейшим критерием перспективности темы. Оценку данного показателя проводят с использованием численных критериев, простейшим из которых является критерий экономической эффективности:

kэ = Эп / Зи , где

Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения,

Зи – затраты на научные исследования.

Чем больше значение kэ , тем выше экономическая эффективность темы исследования.

Однако критерий kэ не учитывает объем внедряемой продукции, период внедрения, поэтому более объективным является критерий, вычисляемый по формуле:

Оценка экономической эффективности темы. - student2.ru kэ = Сг Ö Т/Зо

Здесь Сг = стоимость продукции за год после освоения научного исследования и внедрения в производство;

Т – продолжительность производственного внедрения в годах;

Зо – общие затраты на выполнение научного исследования, опытное и промышленное освоение продукции и годовые затраты на ее изготовление по новой технологии.

Темы научного исследования в товароведении и экспертизе.

Проблемы в области товароведения и экспертизы чаще бывают отраслевыми, реже – межотраслевыми или носящими региональный характер. Проблемы чаще являются специфическими (узкими), а не общими, свойственными конкретному производственному предприятию, торговой или контролирующей организации. Научные исследования, выполняемые студентами, чаще носят прикладной характер или являются разработками.

Наиболее актуальны и перспективны следующие темы научных исследований в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров:

ù Изучение ассортимента отдельной группы товаров на продовольственном рынке города, области, региона и т.д.

ù Изучение ассортимента продукции, выпускаемой отдельным производственным предприятием.

ù Изучение ассортимента товаров, реализуемых отдельной торговой организацией.

ù Сравнительный анализ ассортимента однородных групп товаров в различных торговых организациях.

Мониторинговые исследования:

ù Изучение потребительского спроса на товары отдельно взятой однородной группы на продовольственном рынке.

ù Изучение потребительского спроса на товары, реализуемые отдельно взятой торговой организацией или предприятием общественного питания.

ù Изучение потребительского спроса на продукцию, производимую конкретным предприятием.

Данные исследования проводят при помощи социологических опросов населения в целом или отдельных групп потребителей.

ù Изучение фактического питания отдельных групп населения (с целью выявления дефицита необходимых веществ в рационе).

Результаты, полученные при исследовании в рамках предыдущей темы, могут быть положены в основу разработок:

ù Разработка рецептуры и технологии производства новых продуктов: на основе нетрадиционного сырья, комбинированных продуктов, продуктов массового потребления или предназначенных для отдельных групп населения - диетические продукты, продукты, обогащенные незаменимыми компонентами (витаминами, минеральными веществами и т.д.).

ù Товароведная оценка (характеристика) товаров, реализуемых отдельно взятой торговой организацией или предприятием общественного питания.

ù Товароведная оценка (характеристика) продукции, производимой конкретным предприятием.

ù Сравнительная товароведная оценка аналогичных товаров, реализуемых различными торговыми организациями или производимых разными предприятиями.

ù Изучение условий производства продукции, как фактора, формирующего потребительские свойства товара (на примере производственного предприятия).

ù Изучение системы контроля качества продукции, действующей на отдельно взятом производственном предприятии.

ù Изучение деятельности контролирующих организаций (центров Госсанэпиднадзора, Торгово-промышленной палаты, Государственной хлебной инспекции, Государственной ветеринарной инспекции, центров Стандартизации, метрологии и сертификации, Органов по сертификации продукции и услуг, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета, Аккредитованных испытательных лабораторий и т.д.).

Вопросы для самопроверки

1. Цели и задачи научного исследования.

2. Объект и предмет научного исследования.

3. Объекты исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров.

4. В чем особенности фундаментальных исследований ?

5. В чем особенности прикладных исследований ?

6. Разработки и их значение в технических науках.

7. Расскажите о взаимосвязи структурных единиц научного направления.

8. Что такое псевдопроблемы и каковы причины их возникновения ?

9. Перечислите основные требования к теме научного исследования.

10. Как оценить экономическую эффективность темы исследования ?

11. Темы научных исследований в области товароведения и экспертизы.

ТЕМА 2. НАУЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИЗДАНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

2.1. Научный документ: определение, классификация научных документов в зависимости от способа предоставления информации.

Научный документ – это материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.

В зависимости от способа предоставления информации различают документы: 1) текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), 2) графические (чертежи, схемы, диаграммы), 3) аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы, компакт-дисках), 4) машиночитаемые (например, на микрофотоносителях или электронные – на дискетах или CD) и др.

Кроме того, документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы содержат непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов (например, отчеты о научно-исследовательской работе). Вторичные документы содержат результаты аналитической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них (например, обзоры, посвященные какому-либо научному вопросу).

Наши рекомендации