Грань 6. логичность вопросов

Удивительно, но многие люди тратят всю свою жизнь на поиск ответов на вопросы, которые никому не нужны. Даже им самим. А есть люди, которые вообще не задают никаких вопросов и поэтому живут безответно.

Если меня спросить, что самое сложное в научном исследовании, я, не раздумывая, отвечу: грамотно задать вопрос истине.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

Задаваемый вопрос должен быть научно-объективным, только тогда поиск ответа на него станет научным, истинным.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru Что была бы наша жизнь без практических вопросов?

– Почему самолеты не делают из того же материала, что и черные ящики для них?

– Если слово неправильно написано в словаре, как об этом можно узнать?

– Когда едет машина, крутится ли воздух внутри колес?

– Какого цвета хамелеон, когда он смотрится в зеркало?

– Если ты умнее всех, кто это поймет?

– Если помидор - ягода, можно ли называть кетчуп вареньем?

– Как красота может спасти мир, если она все время требует жертв?

– Почему боксерские перчатки называют перчатками, если они - варежки?

Главное в любой диссертации – поиск ответа на конкретный научный (объективный) вопрос. Умение чётко сформулировать вопрос – искусство.

Когда я искал главный научный вопрос, я учитывал и фиксировал параллельные задачи и косвенные факты, которые, на первый взгляд, казались малозначительными. Но именно они скрывали за собой начало важных для меня открытий.

Научная объективность сформулированного мной вопроса подкреплялась анализом рассмотрения имеющихся ответов представителями различных научных школ.

Мне было важно не смешивать практический и научный вопросы. У науки и практики разные цели и результаты. Поэтому я выписал отдельно вопросы, существующие в практике, отдельно – в той области науки, которую исследовал.

В практике вопросы – субъективны (например, зарплата учителя регулируется государством), в науке – объективны, не зависят от чьих-то распоряжений и указаний. Сформулировав научный вопрос, я взял на себя ответственность найти ответ.

У научного вопроса не может быть географии. Нет математики Пермского края или педагогики города Москвы. Я следил, чтобы своим вопросом не загнать научное открытие в какой-то регион или, тем более, в конкретное учреждение.

Переместимся в будущее.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

Анализируя результаты своего открытия, составьте перечень его научных и практических результатов

Научные результаты открытия Практические результаты открытия
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


грань 6. логичность вопросов - student2.ru

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

Фундаментальный и совсем не детский вопрос современной философии: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Ответ на него подразумевает объективность Добра и Недобра как явлений в жизни общества, кем-то или чем-то разграниченных или предопределенных.

С детства у каждого человека есть дар видеть всё в добром свете. Каждому из нас дан компас нравственности.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

С годами этот дар часто утрачивается. Люди, видящие вокруг только «недобро», живут по умышленно навязанному высказыванию «торопись жить, а то скоро конец света» и теряют чувство меры.

Философское понимание «хорошо» и «плохо» имеет непосредственное практическое применение. Потому что развитие современной цивилизации ведёт к серьезнейшей технологической зависимости человека, к созданию искусственной среды обитания, в которой потерялся человек разумный, а растёт человек зависимый.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

Представьте только на мгновение, что на Земле одномоментно отключится электричество. Это будет коллапс. Встанет транспорт. Перестанут работать средства связи. Станет бесполезной вся электротехника. Неизбежны паника, борьба, жертвы…

Вернитесь. Этого ничего не произойдёт, если параллельно с развитием техники развивать свой дух.

Сегодня существует острая необходимость перейти от покорения природы к осознанию её как главного объективного творения. Альтернатива – поклонение технике и исчезновение человека из биосферы.

Глобальный практический вопрос педагогики (педагогики как практики) – как приблизить ребёнка к заданному образу (этимология слова «образование» – «ваяние образа»).

Глобальный научный вопрос педагогики (педагогики как науки) – какое педагогическое взаимодействие (насколько грамотно организовано) способствует приближению его субъектов к заданному образу?

грань 6. логичность вопросов - student2.ru

Сложность формулировки научного вопроса собственного диссертационного исследования – в неумении отделить поиск истины от усовершенствования практической деятельности. То есть отделения науки от практики.

Чтобы мои оппоненты увидели логичность моего исследования (рассуждения), я в самом начале продемонстрировал актуальность своего вопроса для практики, затем – для науки. Примерно два абзаца раздела «Введение» диссертации я посвятил актуальности исследования.

Один абзац – актуальности для практики. В нём содержался ответ на вопрос: почему то, что я исследую, интересно для практики? Я привёл конкретные цифры, сведения из официальных документов (государственных и общественных).

Второй абзац был посвящён актуальности работы для науки. В нём содержался ответ на вопрос: как моё открытие будет способствовать поиску истины?

Актуальность для практики Актуальность для науки  

Действительно, вопросы являются двигателями житейского и научного прогресса.

грань 6. логичность вопросов - student2.ru Недавно российские учёные нашли ответы на извечные российские вопросы: «Кто виноват?». Ответ: «Только не я!» и «Что делать?». Ответ: «Давайте деньги».

Правильно сформулированный вопрос позволил мне найти предшественников, единомышленников и оппонентов моего продвижения к истине.

Наши рекомендации