Логичность как коммуникативное качество

Логичность – одно из важнейших коммуникативных качеств, характеризующееся как последовательность, непротиворечивость высказывания или построение речи всоответствии с законами логики, с отношениями и связями реальной действительности. Иначе говоря,выражение смысловых связей и отношений между частями и компонентами мысли посредством языковыхединиц, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевойструктуры (Б.Н. Головин). Л., как и точность (см.), характеризует речь со стороны содержания.

Для соблюдения Л. важны условия как экстралингвистические (умение логически мыслить, знаниеформально-логических законов), так и собственно лингвистические. Одни лингвистические условия могутдействовать на пространстве одного высказывания, другие – в пределах объединения высказываний, третьи– лишь на уровне целого текста.

Условием Л. на уровне высказывания является непротиворечивое сочетание слов. Утверждениевзаимоисключающих понятий (напр.: Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитойголовой.), соединение логически неоднородных понятий (напр.: В море плавали спасательные круги,лодки и матросы.) и их сопоставление (Кругом, кроме трупов, ни живой души.) очень часто, как видно изпримеров, создают комический эффект.

Нарушения Л. возникают при неправильном порядке слов, напр.: Интересно и содержательно освещаютработу выставки по рекламе продукции отечественных предприятий газеты, что также создаеткомический эффект, напр.: В продажу поступила одежда для детей отечественного производства.

Важным условием создания Л. речи является обозначенность переходов от одной мысли к другой. Пропускзвеньев в развитии мысли приводит к смещению плана изложения (напр.: В семье Татьяну Ларину непонимали. Она часто сидела у окна.) или к нарушению причинных связей (В нашем районе отсутствуютспортивные площадки. Это приводит к тому, что некоторые подростки портят стены, бьютстекла.).

Особую роль в построении логичного текста играют средства внутрифразовой и межфразовой связи(средства связности): лексические (повторы, синонимические замены, антонимы, слова со значением "частии целого"), морфологические (местоимения 3-го лица, указательные местоимения и наречия, наречиявремени, порядковые и количественные числительные, предлоги в, к, на, от, по; в отношении и др., союзыи, а, но, не… а…, однако; будто, если, чтобы, хотя, так как, потому что, частицы ведь, вот и, же, ли);синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, вопросительные и восклицательные предложения). Обычно названные средства в текстевыступают во взаимодействии.

Л. речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции. Представление о композициикак логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретнымжанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) – почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.

Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи. Основная часть содержитразвитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разностороннераскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела. Взаключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируетсясказанное.

Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другойпомогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главноймысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателемперехода от одной микротемы к другой служит абзац (см.). Разделение текста на абзацы облегчает еговосприятие и понимание.

Л. как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функц. стилей. Но проявляется эторечевое качество весьма специфично – в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования,предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в науч. стиле, которому свойственнаподчеркнутая Л. В худож. и публиц. стилях могут использоваться алогизмы встилистических целях как средство создания комического эффекта, напр.: Был с почтением у губернатора,который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну ипоговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже самвышивал по тюлю (Н.В. Гоголь). Алогизмы могут быть положены в основу афоризмов, басен, т.е. целыххудож. произведений.

Наши рекомендации