Упорядоченность, логичность речи.

Важнейшее условие хорошей речи — логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.

Основные законы логичности речи.

1. Закон тождества, в соответствии с которым предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы и в процессе рассуждения одно знание о предмете не подме­нялось другим. Этот закон направлен против такого недо­статка и речи, как неопределенность, неконкретность рассуждений. Нередко эти недочеты становятся причи­ной такой логической ошибки, как «подмена тезиса»: начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом, о чем-то новом.

2. Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время.

3. Закон исключенного третьего, основ­ной смысл которого заключается в следующем: если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно, между ними не может быть ничего среднего, то есть тако­го суждения, которое было бы истинным в том же отно­шении.

4. Закон достаточного основания, соглас­но которому, для того чтобы признать суждение истин­ным, нужно обосновывать свою точку зрения, нужно доказывать истинность выдвигаемых положений, после­довательность и аргументированность высказываний. Тем более что предметом нашего внимания является Слово Божье.

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное рас­ширение или сужение понятия.

Коммуникативные качества речи. Логичность.

Предметная логичность – состоит в соответствии смысловых связей и отношении единиц языка и речи, связям и отношениям, предметам и явлениям в реальной действительности. Предметная не логичность часто встречается в сказках и фантастике – за одну ночь делают то, что за год не делают.

Понятийная логичность – это отражение структуры логичной мысли и логичного её развития. Манипуляция понятиями, при определении выводов, не вытекающих из исходного утверждения – это нарушение понятийной логичности.

К таким ошибкам могут относиться:

· Плеоназмы (дублирование);

· Сочетание противоречивых слов;

· Употребление местоимений приводящих к двусмысленности послания.

Этот список можно было бы продолжать, но это не является предметом нашего исследования. Для более подробного составления представления об ошибках понятийной логичности можно обратиться за помощью к филологам.

Ловушки лексики.

Слова и фразы, используемые проповедником или светским оратором, могут содержать многозначные формы. Например: «Она, подойдя к ключу, немного посидела». В данном предложении на уровне фонетики может возникнуть впечатление, что речь идет не об источнике воды и отдыхающей женщине, а о сильно испугавшейся женщине, приблизившейся к инструменту для открывания замков или компьютерных программ.

Также одно слово может иметь десяток значений, например, глагол «стоять»: находиться на ногах, временно размещаться, быть неподвижным, занимать боевую позицию, защищать, удерживаться, достойно вести себя в бою, быть в наличии, не работать, существовать и так далее.

По это причине преподавателю и проповеднику крайне важно придерживаться точности, ясности и простоты речи.

Чтобы речь была точной, следует употреблять слова в полном соответствии со значениями, закрепленными в языке, не упуская контекста, так как слово более всего отражает свой смысл в контексте употребления.

«Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения»[24].

Слово значит именно то, что оно значит, либо оно ничего не значит.

Простота речи.

Увлечение сложными терминами и надуманными определениями становится причиной псевдонаучности. Даже неуместной комичности, что совершенно недопустимо, например: при донесении истины о страданиях Христа. Тем более, что сложные приемы могут еще больше запутать слушателей и заставить их пропустить «мимо ушей» ваше послание.

Попробуем привести пример подобного оборота речи, приводящего скорее в ступор, чем в понимание: Приемами этнолингвинистического паразитизма, пользуясь лигалистическими парадигмами, в контексте ортодоксального катехизиса, он приобретал плеазмы.

Тоже, что можно просто сказать о работе переводчика с повышенной зарплатой.

Настоящее искусство заключается не в постоянном использовании сложных терминов, а в умении сложные вещи объяснить простыми словами.

Особенно это важно для проповедников и преподавателей библейских учреждений.

Наши рекомендации