Интеграция умения держать голову в повседневную жизнь
Тренировка навыка удержания головы – прекрасный способ научить ребенка понимать, что ему нужно делать, чтобы уверенно ее удерживать. Используя описанные выше упражнения на поднятие и удержание головы, вы значительно облегчите процесс обучения, если будете мотивировать и поощрять своего ребенка. Как только он овладеет определенным контролем над головой с помощью описанных в этой главе упражнений, удержание головы должно стать частью каждого занятия с ним и выполняться ежедневно, становясь привычкой. Чтобы это произошло, ребенок должен поднимать и удерживать голову не в надежде на вознаграждение, а потому что ему этого хочется. Поэтому ваша задача – помочь ему научиться контролировать удержание головы самому не только на занятиях, но и прежде всего при решении жизненных задач. Однако если вы будете продолжать предлагать ему вознаграждение, это может замедлить процесс на долгие месяцы.
Постарайтесь как можно скорее включить этот навык в обычную жизнь ребенка. Для этого в нужный момент переключите внимание ребенка на предложенное задание. Например, когда мама и Нина лежат, растянувшись на полу, чтобы посмотреть картинки в интересной книжке, маме не нужно говорить: «Подними голову, зайчик», вместо этого она описывает картинку в книжке. Как только Нина поднимает голову, чтобы взглянуть на картинку, мама принимает это как должное и продолжает чтение. Если Нина удерживает голову двадцать секунд вместо десяти, как в прошлый раз, мама выказывает свою радость улыбкой, но не говорит об этом. Она читает книгу Нине и хочет, чтобы Нина сосредоточилась на описываемой в книге истории. Это и есть интеграция навыка контроля над головой в повседневные занятия. Никаких больше просьб поднять голову, никаких разговоров об этом, никаких дополнительных вознаграждений.
Вот другие способы интегрировать удержание головы в повседневную жизнь вашего ребенка:
• Каждый раз после смены подгузника переверните ребенка на живот и оставьте его в этом положении столько, сколько вам удобно. Возможно, вы в это время немного с ним поиграете – или просто оставите лежать, пока приводите в порядок пеленальный столик.
• Каждый раз, помещая ребенка на пол, кладите его сначала на живот. Не обращайте внимания на то, что он вскоре перевернется на спину; если же он начнет возмущаться, переверните его на бок или на спину. Все равно: сначала кладите на живот.
• Каждый раз, поднимая ребенка из положения лежа на спине, сначала ненадолго переверните его на живот и только потом уже берите на руки.
• Каждый раз, когда вы переносите ребенка куда‑то на руках, держите его лицом от себя, чтобы его корпус слегка наклонялся вперед, как показано на рис. 6.7 .
• Попробуйте носить ребенка лежащим животом на вашей руке (рис. 6.12 ). Понаблюдайте, поднимает ли он периодически голову – или, по крайней мере, пытается ли это делать. Если да – используйте этот способ переноски так часто, как вам это удобно.
Рис. 6.12
Ваш ребенок сам тренируется удерживать голову
Найдите игрушки, интересные для вашего ребенка, и используйте их только для тренировки этого навыка.
Поместите ребенка на живот, подложив под грудь свернутое полотенце. Свернутое полотенце приподнимет грудь – так, чтобы ребенок опирался на локти, находящиеся под плечами или перед ними. Поместите на ягодицы ребенка утяжелитель для ног весом 2 кг (также хорошо подойдет крепко завязанный носок с рисом или фасолью внутри). Это поможет распрямить бедра и переместить вес тела назад – в итоге ребенку будет легче поднять голову.
Держите перед ним игрушку, чтобы он на нее посмотрел (рис. 6.13 ).
Затем выберите музыкальную шкатулку (или какую‑нибудь игрушку, которая двигается и издает звуки), поместите ее перед ребенком и отойдите в сторону. Либо вы можете включить видео, чтобы ребенку захотелось посмотреть его. Даже если он поднимет голову ненадолго всего раз или два, чтобы посмотреть и послушать, это уже начало самостоятельной игры в положении лежа на животе. Это начало самостоятельного, интегрированного в повседневную жизнь контроля над головой. Прекратите это занятие сразу же, как только ребенок начнет возмущаться.
Рис. 6.13
ВНИМАНИЕ : не поощряйте ребенка к использованию рук во время этого занятия. Не просите его дотронуться до игрушки. Дотягивание руками до игрушки усложняет процесс подъема головы. Вместо этого пусть ребенок опирается на локти, смотрит и слушает. Если он не будет двигать руками, ему будет легче поднять голову.
Удерживаем голову на U‑образной детской подушке
Ребенок постарше, помещенный на U‑образную подушку, может получать удовольствие, лежа на животе с опорой на локти и удерживая голову (рис. 6.14 ). Это удачное положение для хорошего времяпрепровождения, в течение которого ребенок может наблюдать, что происходит вокруг, и одновременно тренировать мышцы шеи, верхней части спины и плеч. (U‑образную подушку можно купить в магазинах детских товаров, во многих гипермаркетах и даже в некоторых аптеках.)
Рис. 6.14
Использование наклонного вертикализатора
Ребенку постарше, которому все еще нужно работать над навыком контроля над головой, важно как можно чаще использовать наклонный вертикализатор. Когда вертикализатор легко наклонен вперед, ребенок будет упражнять мышцы шеи и верхней части спины. Когда он установлен в строго вертикальном положении, активизируются основные навыки удержания головы. В детском саду ваш ребенок может находиться в наклонном вертикализаторе во время прослушивания сказок или выполняя индивидуальные задания (рис. 6.15 ). Дома в наклонном вертикализаторе он может разглядывать картинки в книге, смотреть телевизор и т. д. (рис. 6.16 ).
Рис. 6.15
Рис. 6.16
Часто задаваемые вопросы
Как часто мне следует делать упражнения на удержание головы с ребенком?
Все время. Немного поясню. Ваш физиотерапевт должен дать вам разумные инструкции вроде: «Пожалуйста, пытайтесь это делать три‑четыре раза в день». Учитывая то, сколько младенец спит и сколько времени уходит на кормление, это разумное расписание. Вам нужно подлавливать время, когда ваш ребенок хорошо себя чувствует, сыт, доволен и активен. Обычно в течение дня бывают три‑четыре периода, которые подпадают под эти условия, и в это время вам следует практиковаться. Помните: поначалу не важно, как высоко или как надолго ребенок поднимает голову. Если он выражает недовольство, переверните его, дайте минутку отдыха, а затем попробуйте снова. Все эти короткие упражнения сложатся в хорошую ежедневную тренировку.
Когда я увижу улучшение – и как разглядеть признаки прогресса?
Прогресс – процесс непрерывный. Конечно, могут быть вариации, и иногда у вашего ребенка будет получаться не так хорошо, но в общем и целом ваш малыш будет постоянно прогрессировать. Постепенно на то, чтобы он поднял голову, будет уходить все меньше времени и потребуется все меньше подталкиваний с вашей стороны. Голова будет подниматься все выше. Она будет подниматься ровнее – ребенок сможет смотреть прямо перед собой. Он сможет держать голову все дольше. Возможно, поначалу всего на несколько секунд, но тут идет в счет каждая секунда. Понаблюдайте, что ребенок делает с поднятой головой. Оглядывается ли он? Смотрит ли на вас? Улыбается ли? Все это признаки прогресса. Первый интенсивный этап работы над новым навыком – захватывающий и результативный процесс.
Как долго мне нужно делать упражнения на удержание головы? Дни? Недели? Месяцы?
Как можно более короткий период. Почему так? Ваша цель – побудить ребенка держать голову все время, а не только в процессе упражнений. Чтобы достичь этой цели, я рекомендую вам как можно быстрее свести на нет упражнения и перейти к рекомендациям в разделе «Интеграция навыка удержания головы в повседневную жизнь».
Почему интеграция контроля над головой так важна?
Контроль над головой – автоматический навык. Мы контролируем положение головы, не думая об этом, автоматически. Конечно, если мы хотим, мы можем обращать внимание на положение нашей головы, но обычно мы этого не делаем. Наша голова крепко сидит на плечах в течение всего дня. Помните ли вы, когда стали делать это сознательно? Уверена, что нет, – в этом все и дело. Вам нужно, чтобы и ваш ребенок как можно скорее стал удерживать голову автоматически.