Смотреть с юмором на повседневную жизнь

Нужно постоянно напоминать себе о пользе смеха. Если вас постигла неудача, это поможет вам не отождествлять себя с этой неудачей. Просто вы сглупили, и все. Если вас постиг­ло разочарование или потеря, если вы испытываете труднос­ти или беспокойства, нужно подходить к решению этих про­блем, сохраняя чувство отстраненности. Мы можем соприкасаться с шестью врагами ума, но мы ими не являем­ся. Они могут нападать на нас и временно брать над нами верх, но мы всегда сохраняем индивидуальность. Нам нужно научиться распознавать милость Бога, даже находясь посреди всевозможных трудностей. Если мы поймем, что эти трудно­сти — часть сценария, часть иллюзии этого временного ми­ра, которые посланы нам для того, чтобы мы смогли вернуть­ся в духовное царство, они не будут нас слишком беспокоить. Так можно обрести силу и энтузиазм, необходимые для побе­ды над врагами ума. В противном случае ум будет пребывать в беспокойстве, а излишний адреналин будет вредить наше­му здоровью, что не замедлит сказаться и на духовной жизни.

Мы должны делать то, что помогает нам в духовной жиз­ни. Иногда для этого нужно просто расслабить мышцы, вы­полнить глубокое дыхание и насытить кровь кислородом при помощи смеха. Зачастую самый полезный смех — это смех над самим собой. Мы можем рассуждать так: «Я сделал боль­шую ошибку, но теперь она в прошлом. Как глупо считать эти проблемы неотъемлемой частью моей жизни! На самом деле я совершаю глупости уже на протяжении многих жиз­ней, и не стоит зацикливаться на этом, ибо эта жизнь — все­го лишь мгновение в вечной реальности». Когда мы вернем­ся в духовный мир, эти вещи больше не будут мешать нам радоваться красоте духовной жизни.

Несмотря на то, что нам постоянно приходится вести борьбу со всевозможными трудностями, не стоит забывать о том, что духовная жизнь полна радости. Мы можем напо­минать себе об этой радости, больше размышляя о милости Господа и Его развлечениях. Мы включили в эту главу описа­ние нескольких игр Господа, чтобы вы могли получить пред­ставление о вечных развлечениях в духовном мире. Мы гото­вим себя к возвращению домой, в духовный мир, действуя уже сейчас подобно его обитателям. Когда вы будете читать в священных писаниях об играх Господа, будьте очень вни­мательны, и вы увидите, насколько удивительны взаимоот­ношения между Всевышним Господом и Его преданными. Поскольку ничто и никогда не способно полностью отделить нас от духовной реальности, мы сможем достичь ее, просто начав иначе воспринимать этот мир. Мы хотим научиться помогать друг другу воспринимать вещи так, чтобы это нас вдохновляло. Это значит, что иногда нам нужно указывать друг другу на иллюзии, ошибки и недостатки, а иногда — на­поминать о чистоте вечной души. В конце концов, мы зани­маемся духовной практикой именно для того, чтобы осо­знать свою вечную духовную природу. И если мы перестанем отождествлять себя с этой временной деятельностью и вре­менными связями, сделать это нам будет намного легче. На самом деле не существует таких вещей, как материальное бес­покойство, страх, гнев и депрессия. Они не обладают осязае­мой природой. Это надуманные иллюзии, созданные лож­ным видением и восприятием. Их создали мы сами. Мы приютили их, и теперь мы можем посмеяться над ними, от­вергнув их существование. Эти эмоции есть искаженное от­ражение наших истинных, духовных чувств во взаимоотно­шениях с Богом.

Эпилог

Кеннета Картера

Институт психосоматической социализации, погружаю­щий человеческие мозг, разум и тело в сон и препятствую­щий духовной трансформации души, является самым опас­ным психическим заболеванием нашего времени. Представление о человеке как о существе духовно-психоло­гическом давно стало банальностью, но мало кто понимает, что это означает в действительности. Например, мы редко за­думываемся над тем, что душа может оказывать мощное воз­действие на ум, а ум — на тело. Мы также не осознаем, что эволюционные процессы, которые мы видим во внешнем мире, протекают также и в уме. И, конечно же, мы не склон­ны рассматривать свой ум и эмоции как поле постоянной и упорной духовной битвы. Реагируя на нападения извне, ум развивает способность сопротивляться им. Если бы мы пони­мали истинный смысл психологической эволюции, то смог­ли бы заметить, что наши эмоции и мысли постоянно меня­ются, реагируя на эмоции и мысли других людей.

Стереотипы чувствования и мышления постоянно видо­изменяются. Эти постоянные перемены, неукротимые, как волны прилива, порождают мир, в котором каждое действие человека несет в себе неопределенность. Система, которую мы называем «умом», настолько сложна, что мы никогда не знаем заранее, каковы будут последствия наших поступков. Именно по этой причине наши даже самые разумные шаги иногда приносят нежелательные результаты — либо из-за не­достаточной мудрости с нашей стороны, либо потому, что наш изменчивый ум повел себя самым неожиданным обра­зом.

С этой точки зрения западная система охраны психичес­кого здоровья столь же эффективна, как и отсутствие тако­вой. Тот, кто будет оспаривать это утверждение, заявляя, на­пример, что «психологический» подход к лечению больных посредством психотерапии наносит меньший вред, чем «би­ологический» подход с использованием лекарственных средств, не учитывает того факта, что в основе обоих подхо­дов лежит полная убежденность в невозможности какой-ли­бо психологической или духовной эволюции, что и внушает­ся пациенту.

Тот факт, что реакция ума на наши действия абсолютно непредсказуема, не является поводом для бездействия. Вмес­те с тем это должно побудить нас быть более осторожными в отношении того, во что мы верим и в соответствии с чем поступаем. Если просто признать тот факт, что современной (биомеханической) медицине еще нет и ста лет, а ее психоло­гическим теориям и того меньше, то нет ничего удивитель­ного в том, что в ней имеется множество несоответствий. Признав это, мы должны будем со всей ответственностью и решимостью заняться выяснением вопроса: «Так чем же мы на самом деле занимаемся?»

К сожалению, наше общество в прошлом уже демонстри­ровало поразительную неосторожность. И трудно поверить в то, что этого не повторится в будущем. Мы думаем, что от­даем себе отчет в своих действиях; мы кажемся себе «желез­ными». Мы никогда не признаем, что ошибались в прошлом и можем снова ошибиться в будущем. Вместо этого каждое поколение приписывает ошибки, совершенные прошлыми поколениями, их неразумности, а затем с убежденностью в своей непогрешимости само совершает новые.

Современная медицина и западная традиция в целом счи­тает людей существами, наделенными уникальным самосо­знанием, однако скорее нас можно назвать существами, наде­ленными удивительной способностью вводить самих себя в заблуждение. Это коллективное и индивидуальное заблуж­дение сегодня дополняется все возрастающей технической мощью, и в отсутствие уравновешивающей духовной силы мы представляем угрозу для всего мира. Официальная пси­хология и психиатрия не способны предложить пути реше­ния этой проблемы, ибо настолько патологически очарованы наукой патологии, что просто не могут указать путь к здоро­вью. Древнее духовное знание все больше теснит официаль­ную медицину. Этот процесс медленный, постепенный и трудный, развивающийся по мере того, как «башня из сло­новой кости» откликается на потребность пациентов в чем-то большем, чем то, что могут предложить биомеханическая и психологическая парадигмы.

Мы имеем богатый опыт общения с биологической пси­хиатрией, сопутствующими ей психологическими теориями и проблемой психического здоровья как таковой. Общим для всех трех является отсутствие объединяющей духовной мето­дики, включающей в себя биологическое, психологическое и социальное измерения. Некоторое время мы жили в рамках «биопсихосоциальной» модели современной психиатрии как абстрактного идеала, не имеющего практического подтверж­дения. Это замечательная идея, но на практике эта тройствен­ная концепция делится на три самостоятельные единицы, действующие параллельно, но отнюдь не как единое целое.

Использование антибиотиков без разбора, когда нужно и не нужно, привело к развитию иммунитета у тех самых ор­ганизмов, от которых мы хотели избавиться. Аналогично, наше вмешательство в психику пациентов, несмотря на благие намерения, зачастую причиняет только вред. Психоак­тивные препараты не стали панацеей от психических болез­ней (например, от депрессии, тревоги, психоза) и даже усу­губляли болезнь, которую должны были излечить. Людей, страдающих от духовного кризиса, продолжают переводить из одного учреждения социального контроля в другое, и ни­кто даже не пытается вникнуть в суть проблемы. От ошибок в 1860-х годах, когда беглых рабов называли маньяками, мы перешли к ошибкам 1960-х годов, когда матерей шизофре­ников называли «шизофреногенными». Поэтому трудно ос­паривать тот факт, что эти психиатрические термины при­несли больше вреда, чем пользы.

Последние открытия в психосоматической медицине, а также рост влияния нетрадиционной медицины заставляют многих людей переосмысливать прежние представления. Те­ло и ум, дух и материя, «я» и «ты», «они» и «мы» — не такие уж несовместимые понятия, как нам казалось. Исследования показывают, что пациенты, интересующиеся духовностью, то есть имеющие религиозные убеждения и занимающиеся духовной практикой, обычно выздоравливают быстрее. Од­нако исследователи отмечают, что духовность и религиоз­ность — не одно и то же. Духовность ускоряет выздоровле­ние, а религиозность нет. Хотя духовный подход в новинку для большинства врачей и пациентов, она может принести огромную пользу и тем, и другим.

Мы не можем, как прежде, оставаться столь же невнима­тельными к этим предложениям. Нет ничего более важного, чем поиск способов облегчить страдания людей, причиной которых являемся мы сами. Принцип «врач, излечись сам» должен призвать нас сначала победить врагов своего собст­венного ума и умов тех, с кем мы непосредственно соприка­саемся. Негативные мысли и эмоции лишают нас покоя и счастья и отдаляют от других людей. И мы можем почерп­нуть из источника древней мудрости огромное количество советов и практик для решения наших сегодняшних про­блем.

Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами (Свами Кришнапада) делится с нами глубинами духовной мудрости, почерп­нутой из древних источников. Эта мудрость — наиболее фундаментальная из известных нам школ мысли, опирающа­яся на возвышенный и научно обоснованный образ жизни. Он отстаивает подход к психическому здоровью, основанный на духовных реалиях, объединяющий вопросы индивидуаль­ного и социального лечения во всех сферах человеческой жизни.

Те из нас, кто осознает необходимость в таком подходе, должны сделать первые шаги по утверждению в обществе ду­ховно-ориентированной медицины ради блага настоящего и будущих поколений. Такова тема этой книги. Его Святей­шество предлагает нам замечательные методики, позволяю­щие подходить к человеку как к целостной системе. Книга эта — призыв к углублению понимания методов лечения отдель­ных людей, организаций и всего общества.

Наши рекомендации