Раздел: ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.
Задача № 1.
Собаке длительное время вводили большие дозы глюкокортикоидов.
Вопросы:
1. Что произошло с функцией коры надпочечников?
2. Почему изменилась функция коры надпочечников?
3. Какова роль глюкокортикоидов?
4. Как регулируется деятельность коры надпочечников?
5. Роль глюкокортикоидов в развитии стресс-реакции.
Ответы:
1. Угнетение.
2. Снижение выработки кортиколиберина гипоталамусом по принципу отрицательной обратной связи.
3. Влияние на белковый, жировой и углеводный обмен, противовоспалительный и противоаллергический эффект.
4. Трансгипофизарным путем.
5. Повышение энергетических запасов за счет глюконеогенеза и повышения уровня свободных жирных кислот.
Задача № 3.
У человека с мужским генотипом 46ху несмотря на нормальный уровень тестостерона в крови, развивается женский фенотип (вторичные половые признаки).
Вопросы:
1. Чем это можно объяснить?
2. К какой группе гормонов по химической природе относится тестостерон?
3. Опишите механизм действия тестостерона как стероидного гормона.
4. Роль гипофиза в регуляции уровня тестостерона.
5. Участвует ли гипоталамус в регуляции уровня половых гормонов?
Ответы:
1. Отсутствием рецепторов, аутентичных к тестостерону.
2. Стероидный гормон.
3. Внутриклеточный механизм действия, гормон – первичный посредник.
4. Выработка аденогипофизом ЛГ и ФСГ.
5. Да. Выделяет гонадолиберины.
Задача № 4.
У ребенка наблюдается позднее прорезывание зубов, гипоплазия эмали.
Вопросы:
1. Наличие нарушений в какой системе регуляции можно предполагать?
2. Какие типы физиологического действия гормонов вы знаете?
3. Какое функциональное значение имеют гормоны?
4. Играет ли роль гуморальная регуляция в системной деятельности организма?
5. Гипофункция каких желез внутренней секреции наблюдается у ребенка?
Ответы:
1. В эндокринной.
2. Метаболическое, морфогенетическое, кинетическое, коррегирующее.
3. Обеспечивают интеграцию функций организма; стимулируют половое, умственное, физическое развитие; поддержание гомеостаза; адаптацию к изменяющимся условиям существования.
4. Да. Гуморальная регуляция является обязательным звеном любой функциональной системы.
5. Паращитовидных желез.
Задача № 5.
Два ребенка, один из которых здоров, а второй болен сахарным диабетом ели сладости.
Вопросы:
1. Как измнится содержание глюкозы в крови детей через 30 минут?
2. Как изменится уровень глюкозы в крови здорового ребенка через 3 часа?
3. Почему изменится уровень глюкозы в крови здорового ребенка через 3 часа?
4. Сравните уровень глюкозы в крови здорового ребенка и ребенка, больного сахарным диабетом к концу третьего часа после приема сладостей?
5. Гормоны какой железы влияют на уровень глюкозы в крови?
Ответы:
1. Повысится.
2. Вернется к исходному уровню.
3. Под действием инсулина.
4. Выше у больного ребенка.
5. Поджелудочной. Инсулин и глюкагон.
Раздел:ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ.
Задача № 1.
У беременной женщины СОЭ составляет 30 мм/час
Вопросы:
1. Соответствует ли этот показатель норме? Какие составляющие крови формируют СОЭ?
2. Каков механизм СОЭ?
3. Каков уровень общего количества белка плазмы крови у здорового человека?
4. Какова величина СОЭ у здоровой женщины?
5. Какой механизм регуляции функций реализуется с помощью крови?
Ответы:
1. Да. Величина СОЭ зависит от диаметра эритроцита и свойств плазмы крови - наличия в ней крупномолекулярных белков – глобулинов и, особенно, фибриногена. При беременности содержание фибриногена увеличивается в два раза.
2. Крупномолекулярные белки уменьшают электрический заряд и способность клеток отталкиваться друг от друга. Это способствует формированию “монетных столбиков” и увеличению СОЭ.
3. 7 – 8%, 65 – 85 г/л.
4. 2 – 15 мм/ час.
5. Гуморальный.
Задача № 2.
Клинический анализ крови и, особенно, определение содержания лейкоцитов в периферической крови рекомендуется производить утром, натощак.
Вопросы:
1. Почему?
2. Каково количество лейкоцитов в периферической крови здорового человека?
3. Что называется лейкоцитозом?
4. Назовите виды физиологического лейкоцитоза
5. Назовите признаки отличия физиологического лейкоцитоза от реактивного.
Ответы:
1. Исключаются факторы, способствующие физиологическому лейкоцитозу: физическая нагрузка и процесс пищеварения.
2. 4-9 х 10/9 л.
3. Увеличение количества лейкоцитов крови выше 9х10/9л..
4. Пищевой, миогенный, эмоциональный, при беременности.
5. Небольшое увеличение лейкоцитов в периферической крови и отсутствие
нарушения процентного соотношения в лейкоцитарной формуле.
Задача №3.
Во время диспансеризации в анализе крови одного обследуемого обнаружено: количество эритроцитов 4,2х10/12л., а у другого - 4,8х10/12л. и часть эритроцитов содержит ядра.
Вопросы:
1. Каково содержание эритроцитов в крови здорового мужчины?
2. Каково содержание эритроцитов в крови здоровой женщины?
3. Кровь какого обследуемого требует внимания врача?
4. Что называется эритропоэзом?
5. Как называются эритроциты вместе с кроветворной тканью?
Ответы:
1. 4-5x10/12л.
2. 3,7-4,7x10/12л
3. Количество эритроцитов у обоих в пределах нормы. Однако в крови второго обследуемого встречаются эритроциты, имеющие ядра.
4. Образование эритроцитов в красном костном мозге плоских костей и метафизах трубчатых костей.
5. красный росток или эритрон.
Задача №4.
При длительном голодании или неполноценном белковом питании у человека могут появиться, так называемые, "голодные отеки".
Вопросы:
1. В чем причина этого явления?
2. Что называется онкотическим давлением плазмы крови?
3. Какова норма общего белка плазмы крови?
4. Перечислите состав белков плазмы крови.
5. Перечислите функции белков.
Ответы:
1. При недостатке белков в пище снижается количество белка в крови,что приводит к снижению онкотического давления плазмы крови. При этом, уменьшается объем реабсорбируемой ИСЖ.
2. Давление обусловленное белками плазмы крови.
3. 65 -85 г/л /7-8%/.
4. альбумины - 55%, глобулины - 41%, фибриноген - 4%.
5. Создание онкотического давления, иммунная, буферная, питательная, транспортная, участие в свертывании крови.
Задача №5.
Человеку, которого укусила ядовитая змея, вовремя не оказали медицинскую помощь и он погиб.
Вопросы:
1. Какова причина гибели?
2. Что называется гемолизом?
3. Перечислите виды гемолиза.
4. Что называется мерой осмотической стойкости эритроцитов?
5. Назовите границы осмотической стойкости эритроцитов.
Ответы:
1. В крови биологический гемолиз.
2. Процесс разрушения оболочки эритроцитов, вследствие которого происходит выход гемоглобина в плазму.
3. осмотический, химический, механический, термический, биологический.
4. Концентрация раствора хлористого натрия, при которой начинается гемолиз.
5. 0,4 - 034%.
Задача №6.
Известно, что при вдыхании окиси углерода образуется очень прочное соединение ее с гемоглобином, ведущее к нарушению дыхания.
Вопросы:
1. Почему происходит нарушение дыхания и как называется это соединение?
2. Что представляет собой гемоглобин ?
3. В каких структурах крови находится гемоглобин?
4. Назовите физиологические соединения гемоглобина.
5. Сколько гемоглобина содержится в л крови здорового мужчины; здоровой женщины?
Ответы:
1. Карбоксигемоглобин. Сродство железа к гемоглобину превышает его сродство к кислороду. Образуется очень прочное соединение.
2. Дыхательный фермент. По химической структуре сложный хромопротеид, состоящий из белка глобина и простетической группы гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять и отдавать кислород.
3. В эритроцитах
4. Оксигемоглобин, дезоксигемоглобин, карбгемоглобин.
5. Муж. 140-160 г/л, жен. 120- 140 г/л
Задача №7.
Среди зернистых форм лейкоцитов, есть клетки, которые содержат вещества, обладающие высокой бактерицидной активностью. На мембране они имеют рецепторы к иммуноглобулинам, белкам комплемента, цитокининам, молекулам адгезии.
Вопросы:
1. Как называются эти клетки?
2. Перечислите их основные функции.
3. Что называется лейкоцитарной формулой?
4. Сколько нейтрофилов находится в крови здорового человека /в%/?
5. Как называются вещества, стимулирующие лейкопоэз?
Ответы:
1. Нейтрофилы
2. Фагоцитоз и уничтожение микробов и клеточных обломков. Продукция факторов хемотаксиса, лизосомных белков, интерферона.
3. Процентное соотношение отдельных форм лейкоцитов.
4. 48 - 78%
5. Лейкопоэтинами.
Задача № 10.
В 1887 году И.П. Павлов обратил внимание на то, что кровь, оттекающая от легких, свертывается медленнее, чем притекающая. Это он объяснил поступлением в кровь из легких веществ, тормозящих гемокоагуляцию.
Вопросы:
1. Как называются эти вещества?
2. На какие 2 группы делятся эти вещества?
3. Перечислите вещества, входящие в 1 группу.
4. Перечислите вещества, входящие во вторую группу.
5. Каково значение веществ входящих во вторую группу?
Отвеыт:
1. Антикоагулянты.
2. Первичные – постоянно существующие в крови и вторичные – образующиеся в процессе свертывания и фибринолиза.
3. В первую группу входят – антитромбин 111, 1У, гепарин.
4. Во вторую группу входят – продукты деградации фибрина и тромбоцитов, антиромбин 1.
5. Ограничивают внутрисосудистое свертывание крови и распространение тромба по сосуду.
Задача № 11.
Свертывание крови представляет собой “каскадный” ферментативный процесс. Нормальное протекание каждой предшествующей фазы обеспечивает развитие и завершение последующей.
Вопросы:
1. Что образуется в первую фазу коагуляционного гемостаза ?
2. Что происходит в результате второй фазы коагуляционного гемостаза ?
3. Что является результатом третьей фазы коагуляционного гемостаза?
4. Какой фактор обеспечивает превращение растворимого фибрина – полимера в нерастворимый фибрин?
5. Какой фактор принимает участие на всех этапах гемокоагуляции?
Ответы:
1. Протромбиназа.
2. Образование тромбина.
3. Образование фибрина.
4. Превращение растворимого фибрина – полимера в нерастворимый фибрин обеспечивает Х111 фактор – фибринстабилизирующий.
5. Фактор 1У – ионы кальция.
Задача № 12.
Согласно системе АВ0, существуют 4 группы крови, характеризующиеся определенными наборами агглютининов и агглютиногенов.
Вопросы:
1. В какой составной части крови находятся агглютинины?
2. В какую составную часть крови входят агглютиногены ?
3. Какая комбинация агглютиногенов и агглютининов соответствует 1 группе крови?
4. Какие агглютинины находятся в крови человека, имеющего 111 группу крови?\
5. Какие агглютиногены находятся в крови человека, имеющего 1У группу крови?
Ответы:
1. В плазме.
2. В эритроцитах.
3. 0, альфа, бета.
4. Альфа.
5. АВ.
Задание № 15.
При профилактическом осмотре у женщины 27 лет, при опросе выяснилось, что у нее стали появляться небольшие кровоизлияния после незначительных ушибов, раньше такого не наблюдалось. Себя считает здоровой и данное состояние жалобами не считает, объясняет это «жесткой диетой», которую она начала соблюдать.
При более тщательном опросе выяснилось, что из рациона питания полностью исключены жиры. После консультации диетолога встал вопрос о дефиците витаминов, особенно отмечается недостаточность жирорастворимых витаминов, в частности витамина К. заболеваний крови у родственников нет, вредностей на работе и месте проживания нет.
Вопросы:
1. Нарушение какой функции крови возможно при дефиците витамина К и почему?
2. Охарактеризуйте процесс тромбообразования.
3. Какие анализы крови вы назначите, чтобы подтвердить ваши предположения?
4. Каковы будут рекомендации в данном случае и почему?
5. В случае тяжелой травмы возможна большая кровопотеря. Может потребоваться переливание крови. Что необходимо делать перед переливанием? Какие вещества используются для этого за счет чего происходит склеивание эритроцитов?
Ответы:
1. При дефиците витамина К снижена продукция витамин-К-зависимых факторов свертывания (в первую очередь – протромбина), это нарушает процесс свертывания крови, что проявляется небольшими кровоизлияниями после незначительных ушибов.
2. Механизм тромбообразования начинается с того, что тромбоциты адгезируют (прилипают) к поврежденной поверхности сосуда и агглютинируют (склеиваются) между собой, образуя «тромбоцитарную пробку». Это запускает собственно свертывание крови, которое состоит из трех этапов. Сначала образующийся в месте повреждения стенки кровеносного сосуда тромбопластин инициирует цепочку реакций свертывания, в результате которых из протромбина образуется активный тромбин. Происходит активация факторов свертывания плазмы крови. Под воздействием тромбина растворимый белок крови фибриноген превращается в нерастворимый фибрин, нити которого пронизывают «тромбоцитарную пробку». В сетях фибрина оседают тромбоциты и другие форменные элементы крови, затем кровяной сгусток спрессовывается.
3. В данной ситуации необходимо назначить анализы, позволяющие оценить свертываемость крови.
4. Рекомендовать данной пациентке включить в рацион питания животные и растительные жиры, способствующие всасыванию витамина К в толстой кишке.
5. Перед переливанием необходимо определить группу крови больной при помощи цоликлонов. Склеивание эритроцитов происходит в результате контакта агглютиногенов, локализованных на поверхности эритроцита, и агглютининов, находящихся в цоликлоне.
Раздел: ДЫХАНИЕ
Задача № 3.
У больного поврежден спинной мозг на уровне верхних грудных сегментов.
Вопросы:
1. Сохранятся ли у него дыхательные движения?
2. В регуляции дыхания принимают участие различные отделы ЦНС. На каком уровне повреждение ЦНС приведет к полному прекращению дыхания?
3. Как изменится дыхание после холодового блока блуждающих нервов?
4. Какой тип дыхания возникнет у кошки после перерезки ствола мозга непосредственно над апнейстическим центром варолиева моста?
5. Что такое "рефлекс Геринга-Брейера"?
Ответы:
1. Да, сохранятся за счет диафрагмального дыхания.
2. После отделения головного мозга от спинного на уровне верхних шейных сегментов дыхательные движения полностью прекращаются. Разрушение бульбарного дыхательного центра локальным повреждением полностью прекращает периодические сокращения дыхательных мышц.
3. Изменится частота и глубина: частота уменьшится, а глубина –увеличится.
4. Апнейзис-длинные судорожные вдохи.
5. Расправление легких при вдохе возбуждает медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения в стенке альвеол, афферентация от которых по блуждающему нерву тормозит разряды инспираторных нейронов и вызывает пассивный выдох.
Задача № 4.
В результате несчастного случая человек отравился угарным газом, который соединился с половиной всего гемоглобина артериальной крови.
Вопросы:
1. Как называется соединение гемоглобина с угарным газом? Как при этом изменится кислородтранспортная функция крови?
2. В какую сторону сместится график диссоциации оксигемоглобина?
3. Что означает смещение графика диссоциации оксигемоглобина влево и вправо?
4. Какие еще факторы влияют на сродство гемоглобина к кислороду?
5. В каком состоянии транспортируется углекислый газ кровью?
Ответы:
1. Карбоксигемоглобин.
2. Нарушится, т.к. сродство СО к Нb в 240 раз выше, чем у О2. Это означает, что при рСО2 в 240 раз меньше, чем рО2, эти два газа свяжутся с одинаковым количеством Нb. Даже небольшие количества СО могут связывать значительную часть Нb крови, выключая тем самым его кислородпереносящую функцию. Из общего количества О2, который содержится в артериальной крови, только 0,3об% растворено в плазме, остальное переносится эритроцитами в химической связи с Нb (оксигемоглобин).
3. Вправо, что препятствует выходу О2 в ткани и усугубляет токсичное действие СО.
4. Смещение влево- сродство гемоглобина к О2 повышается (процесс идет в сторону образования оксигемоглобина), смещение вправо- снижается(процесс идет больше в сторону диссоциации оксигемоглобина).
5. рСО2, температура, рН. При снижении рСО2 и температуры, при сдвиге рН в щелочную сторону график диссоциации оксигемоглобина смещается влево (сродство Нb к О2 повышается). При увеличении рСО2 и температуры, при сдвиге рН в кислую сторону – смещение вправо (сродство Нb к О2 снижается).
6. В растворенном состоянии(2,5-3об%), в соединении с Нb (карбгемоглобин, 4-5об%), в виде солей угольной кислоты (48-51об%).
Раздел: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.
Задача № 1.
Работник информационного центра в целях снижения веса решает перейти на питание растительной пищей.
Вопросы:
1. Как влияет употребление углеводов на величину общего обмена?
2. Чему равна суточная потребность человека в углеводах?
3. При каких состояниях у человека наблюдается положительный азотистый баланс?
4. Как называется количество тепла выделяемое при сгорании одного грамма пищевого вещества в организме?
5. Какое название носит закон.определяющий взаимозаменяемость отдельных питательных веществ в соответствии с их теплотворной способностью?
Ответы:
1. Увеличивается на 15%;
2. 400-500гр;
3. Рост организма, беременность, период выздоровления после тяжелого заболевания, Спортивные тренировки;
4. Калорическая ценность пищевого продукта;
5. Изодинамия питательных веществ.
Задача №2.
За полярным кругом местные жители питаются преимущественно пищей, содержащей мясные продукты (рыба, мясо).
Вопросы:
1. Как и на сколько изменяется основной обмен после приема белковой пищи
2. Чему равна суточная потребность белка у человека среднего возраста?
3. Какие гормоны усиливают распад белков в тканях?
4. Каким термином называют влияние приема пищи усиливающее обмен веществ и энергетические затраты?
5. Как изменяется в крови количество тироксина и адреналина при снижении температуры окружающей среды?
Ответы:
1. Увеличивается на 30%;
2. 80-130гр;
3. Глюкокортикоиды;
4. Специфически – динамическое действие пищи;
5. Повышается.
Задача №3.
Тучный человек просит врача составить пищевой рацион для организации рационального питания.
Вопросы:
1. Что необходимо знать для составления пищевого рациона?
2. Каким термином обозначают состав и количество продуктов питания необходимых человеку в сутки?
3. Как называется метод определения расхода энергии по количеству образовавшегося тепла в организме?
4. Чему равна суточная потребность в жирах человека среднего возраста?
5. Какому отделу ЦНС принадлежит ведущая роль в регуляции обмена веществ?
Ответы:
1. Род занятий, суточный расход энергии.пол, возраст, калорическая ценность продуктов;
2. Пищевой рацион;
3. Калориметрия;
4. 70-100гр;
5. Гипоталамус.
Задача №4.
При подготовки космонавтов к космическому полету определяют величину основного обмена.
Вопросы:
1. При каких условиях определяют основный обмен?
2. Какие показатели необходимо знать для расчета основного обмена методом полного газоанализа?
3. Как называется отношение объемов выделенного углекислого газа к объему поглощенного кислорода?
4. Как называется количество тепла выделяемое при сгорании пищевого вещества в 1 л кислорода?
5. Объем какого газа необходимо знать, чтобы определить величину основного газообмена методом неполного газоанализа?
Ответы:
1. Физический и эмоциональный покой, в положении лежа, натощак, через сутки после приема белковой пищи, при температуре комфорта;
2. Количество поглощенного кислорода и выделенного углекислого газа;
3. Дыхательный коэффициент;
4. Калорический эквивалент кислорода;
5. Поглощенного О2.
Раздел: ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
Задача №1.
В жаркий летний день при повышении tºC окружающей среды выше 30ºС у человека повышено потоотделение и он испытывает сильную жажду .
Вопросы:
1. Каким путем осуществляется отдача тепла организмом?
2. При какой температуре тела может возникнуть тепловой удар?
3. Что является полезным приспособительным результатом в ФУС терморегуляции?
4. Как и почему изменяется просвет капилляров кожи при повышении температуры окружающей среды?
5. Как изменяется отдача тепла с поверхности кожи при увеличении температуры окружающей среды?
Ответы:
1. Теплоизлучением, конвекцией, теплопроведением, испарением;
2. 40-41ºС;
3. Постоянство температуры крови в правом предсердии;
4. Расширяются;
5. Увеличивается.
Задача №2.
В походе, в жаркий июльский день, туристы купаются в холодной горной реке.
1. Каким путем идет отдача тепла у человека находящегося в воде?
2. Как изменяется просвет сосудов внутренних органов при понижении температуры окружающей среды?
3. Как изменяется теплоотдача при сужении переферических сосудов?
4. Назовите способы повышения теплопродукции в условиях снижения температуры окружающей среды.
5. Что представляют собой беспорядочные непроизвольные сокращения скелетных мышц в результате холода?
Ответы:
1. Теплопроведение;
2. Расширяются;
3. Понижается;
4. Повышение обмена, сократительный термогенез;
5. Мышечная дрожь, озноб;
Задача №3.
При интенсивной физической тренировке у спортсменов повышается температура тела.
Вопросы:
1. Насколько процентов повышается теплообразование в мышцах при тяжелой мышечной работе?
2. В каких органах образуется наибольшее количество тепла?
3. Какой орган имеет наибольшую температуру?
4. Где расположены основные центры терморегуляции?
5. Какое понятие объединяет все процессы образования тепла в организме?
Ответы:
1. На 400-500%;
2. В работающих мышцах;
3. Печень;
4. Гипоталамус;
5. Теплопродукция;
Задача №6.
Человек находится на санаторно-курортном лечении в условиях степного климата (сухой, с высокой температурой окружающей среды).
Вопросы:
1. Охарактеризуйте теплоотдачу в условиях степного климата.
2. Что произойдет с теплопродукцией в данных условиях?
3. Охарактеризуйте роль поверхностных сосудов в терморегуляции.
4. Под воздействием каких механизмов и как изменяется просвет периферических сосудов и сосудов внутренних органов?
5. Почему при пониженной температуре окружающей среды сосуды кожи сужаются, а просвет сосудов внутренних органов, наоборот, увеличивается? По какому механизму обеспечивается данная регуляция?
Ответы:
1. В условиях высокой температуры окружающей среды и низкой влажности, т.е. в условиях степного климата, когда температура окружающей среды выше температуры тела, теплоотдача осуществляется испарением с поверхности тела и легких.
2. Механизмы, усиливающие теплопродукцию, в данных условиях подавляются, однако вследствие высокой температуры окружающей среды интенсивность метаболизма по сравнению с уровнем основного обмена несколько увеличивается, энергозатраты на дыхание и кровообращение также несколько увеличиваются, таким образом, теплопродукция несколько повышается.
3. При повышении температуры окружающей среды поверхностные сосуды расширяются, и кровоток в этих сосудах может увеличиваться, достигая 30% сердечного выброса. Такое перераспределение кровотока увеличивает проведение тепла от внутренних органов к поверхности тела в 8 раз.
4. Симпатическая нервная система расширяет сосуды кожи, но сужает сосуды внутренних органов, а парасимпатическая система, наоборот, сужает периферические сосуды и расширяет внутренние.
5. Сужение просвета периферических кровеносных сосудов при пониженной температуре окружающей среды необходимо для сохранения тепла внутри организма, предотвращая испарение с поверхности тела. В свою очередь расширение сосудов внутренних органов нужно для нормализации выполняемых функций в неблагоприятных температурных условиях окружающей среды. Механизм рефлекторный.
Раздел: ПИЩЕВАРЕНИЕ
Задача № 1.
Раздувание в желудке тонкостенного резинового баллона приводит к обильному отделению желудочного сока.
Вопросы:
1. Какие нервы стимулируют секрецию желудочного сока?
2. Какие рецепторы желудка стимулируются при раздувании в нем резинового баллона?
3. Какими клетками слизистой желудка образуется HCL?
4. Чем активируются протеолитические ферменты желудочного сока?
5. Перечислите фазы и механизм желудочной секреции?
Ответ:
1. Блуждающие
2. Механорецепторы желудка , контролирующие степень растяжения стенок желудка в зависимости от заполнения его объема.
3. Обкладочными клетками.
4. Соляной кислотой.
5. Мозговая , желудочная, кишечная. Нервные и гуморальные
Задача № 2.
Вкладывание пищи в желудок, вливание растворов,раздражение его механорецепторов через фистулу, вызывает отделение желудочного сока в 2-3 меньшего по объему , чем при естественном принятии пищи.
Вопросы:
1. Перечислите два вида влияний , регулирующих желудочную секрецию.
2. Почему введение пищи в желудок через фистулу вызывает уменьшение секреции желудочного сока в 2-3 раза меньше , чем при естественном приеме?
3. Последовательность различных форм обработки пищи в ЖКТ , требующая строгой преемственности, получило название ?
4. Какой опыт доказывает наличие пусковых механизмов с рецепторов полости рта?
5. Перечислите гуморальные факторы стимуляции секреции в желудочной фазе.
Ответы :
1. Пусковые и корригирующие
2. Отсутствие естественного пассажа пищи , которое приводит к ликвидации пусковых механизмов первой фазы отделения желудочной секреции.
3. Пищеварительный конвейер.
4. Мнимого кормления.
5. Гастрин, гистамин, экстрактивные вещества в мясном бульоне, продукты гидролиза белков.
Задача № 3.
Поедание жирной пищи надолго приглушает чувство голода. С чем это связано?
Вопросы:
1. Каково значение влияний с рецепторов желудка в формировании чувства голода?
2. Какое влияние оказывает жирная пища на моторную и секреторную функции желудка?
3. В какие ядра ЦНС непосредственно поступают импульсы с рецепторов пустого желудка?
4. Какие механизмы определяют торможение секреции желудка при поедании жирной пищи?
5. Какие факторы замедляют эвакуацию содержимого желудка в 12-ти перстную кишку?
Ответы :
1. Импульсация с рецепторов пустого желудка участвует в формировании мотивации чувства голода.
2. Тормозит.
3. В ядра блуждающего нерва, 10 пара черепно-мозговых нервов.
4. Рефлекторные и нервногуморальные, тормозят вещества:прдукты гидролиза жира , вызывающие выделение холицистокинина, энтерогастрина,бульбогастрина,ЖИП, ВИП, серотонин и т. д.
5. Наполнение 12-ти перстной кишки, продукты гидролиза жира, кислотность химуса, осмотическое давление химуса, холицистокинина, энтерогастрина,бульбогастрина,ЖИП, ВИП.
Задача № 4.
Установлено, что введение р-ра HCL через фистулу 12-ти перстной кишки приводит к обильному отделению сока поджелудочной железы с выраженной переваривающей способностью.
Вопросы:
1. Перечислите фазы секреции поджелудочной железы.
2. Какие гуморальные активаторы поджелудочной железы образуются в 12-ти перстной кишке под действием HCL?
3. Какое вещество образуется в слизистой 12-ти перстной кишки активирует протеолитические ферменты поджелудочного сока?
4. Перечислите механизмы мозговой фазы секреции поджелудочной железы.
5. Перечислите механизмы желудочной фазы секреции поджелудочного сока
Ответы:
1. Мозговая, желудочная, кишечная
2. Секретин, холицистокинин, химоденин
3. Энтерокиназа
4. Условнорефлекторные(вид, оформление пищи), безусловно рефлекторные(связано с раздражением вкусовых рецепторов).
5. Рефлекторное раздражение желудка, гуморальное(гастрин, продукты гидролиза пищи).
1.
Задача №7.
Студент находится на экзамене. Он сильно волнуется. Во рту у него пересохло.
Вопросы:
1. Почему это произошло, и как в этих условиях происходит регуляция образования слюны?
2. Как влияет парасимпатическая нервная система на состав и свойства слюны?
3. Какие виды регуляции ЖКТ вы знаете?
4. Что такое градиенты распределения нервных, гуморальных и местных регуляторных влияний на ЖКТ?
5. Какой вид регуляции преобладает в проксимальных отделах ЖКТ (например, в полости рта)?
Ответы:
1. В результате сильного эмоционального переживания активируются симпатическая нервная система и симпатоадреналовая гормональная регуляция, тормозящие образование и выделение жидкой слюны.
2. Раздражение парасимпатических волокон приводит к отделению большого количества жидкой слюны, содержащей много солей и мало органических веществ.
3. Нервная, гуморальная, местная.
4. Различное преобладание различных видов регуляции в разных отделах ЖКТ.
5. Нервные регуляторные влияния.