Основные понятия и определения
Подведем основные итоги анализа.
1. Методология науки входит в структуру науковедения. Науко-
ведение - это самостоятельная формирующаяся научная отрасль и
комплекс дисциплин, в качестве объекта изучающая науку как слож-
ное социальное явление, ее отдельные блоки, фрагменты, стороны,
закономерные связи и отношения.
В состав науковедения включают: философию науки, общую
теорию науки, историю науки, социологию науки, психологию науки,
этику науки, информологию науки, теорию научного творчества, эс-
тетику научной деятельности, моделированиие науки, наукометрию,
научный потенциал, научное прогнозирование, экономику науки, на-
учное право, научную политику, организацию науки, планирование и
управление наукой, классификацию наук.
Теоретико-методологической основой этого комплекса дисцип-
лин, объединяющего науковедение в единое целое, является общая
теория науки. Общая теория науки изучает науку в целом как систе-
му и ее отдельные блоки: подсистему научного знания, подсистему
научной деятельности и ее методологии, подсистему научной органи-
зации. Центральное место в общей теории науки занимает методоло-
гия науки.
2. Для правильного понимания предмета методологии науки
(методологии научного исследования) необходимо учитывать специ-
фику и сущность научной рациональности, научного исследования и
научного мышления.
В научной рациональности господствует идея ее формирования
по законам разума на базе критериев доказательности и обоснованно-
сти знания. Цель научной рациональности - получение относительно
истинного знания о мире, поскольку относительная истина актуально
достижима в реальном научном исследовании. Поэтом}' научно ра-
циональна та деятельность, которая направлена на получение, разра-
ботку, совершенствование теорий, признаваемых истинными в на-
стоящее время.
Конкретной формой научного познания объектов реальности
является научное исследование, нормы рационалыгости которого
обоснованы успешно развивающейся научной практикой. Научное
исследование - это конкретный процесс разрешения обусловленных
практикой научных проблем, получения и систематизации нового
эмпирико-теоретического и методологического знания об объектах и
способах их освоения. Основу научного исследования составляет на-
учное мышление.
Мышление - это процесс соединения образов, представлений и
понятий с целью получения и обобщения нового знания о действи-
тельности. Научное мышление как наиболее совершенный и тонкий
вид познавательной деятельности оперирует языком науки, в основе
которого лежат исторически сложившиеся эталонные формы, инст-
рументы поэтапного научного исследования - научные понятия, на-
учные факты, проблемы, идеи, гипотезы, законы, теории, научные
картины мира. Поэтому научное мышление - это процесс абстрактно-
теоретического отражения реальности путем целесообразного опери-
рования принятыми формами научного мышления - понятиями,
фактами, проблемами, идеями, гипотезами, законами, теориями.
3. Методология науки должна ответить на основные проблем-
ные вопросы: как подойти к предмету исследования, какие подобрать
или разработать принципы, методы, инструменты для оаражения
предмета в научном знании. Поэтому в центре ее внимания лежат
разработка и оптимизация системы определенных методологических
нормативов, основанных на законах и закономерностях процесса на-
учного исследования. С учетом перспектив развития формулируется
предмет методологии науки.
Методология науки - это научная дисциплина, анализирующая
законы и закономерности процесса научного познания и его резуль-
татов с целью разработки и оптимизации системы нормативов (прин-
ципов, подходов, программ, процедур, методов и приемов): во-
первых, процесса научного исследования, во-вторых, организации и
систематизации научного знания, в-третьих, выработки методологи-
ческого языка, в-четвертых, совершенствования учения о методе и
разработки общей теории метода.
Каким же путем социальный институт науки добывает научное
знание? На этот вопрос отвечает метод науки, по сути отражая ти-
пичный для науки способ получения нового знания. Метод науки -
это выработанная научным сообществом сбалансированная система
эмпирического и теоретического уровней исследования, позволяю-
щая операционально, последовательно и поэтапно' получать и обоб-
щать новое научное знание от фактов до законов и теорий.
Структура и содержание метода науки выражаются следую-
щими субординированными этапами:
- анализ проблемной ситуации, выдвижение проблемного за-
мысла, обоснование и формулировка проблемы, конкретизация про-
блемы и задач;
- выдвижение первичного предположения, рабочей и разверну-
той гипотезой;
- обоснование гипотезы путем установления ее эмпирической
проверяемости, теоретической обоснованности, логической состоя-
тельности, истинности и достоверности;
- разработка программы экспериментального исследования, вы-
бор процедур и технических средств;
- проведение опытных исследований, сбор и обработка данных
наблюдения и измерений;
- сравнение эмпирических данных с содержанием предлагаемой
гипотезы, ее принятие, доработка или отбрасывание;
- формулирование нерешенных задач и новой научной пробле-
мы (подпроблемы).
Исследовательские этапы сопровождаются применением науч-
ных методов, содержание которых зависит как от характера иссле-
дуемого предмета, поставленных задач, так и от специфики этапа.
Научный метод - это система принципов и императивов, операций и
процедур, правил и норм, обеспечивающая в научном исследовании
генерацию нового знания, его проверку и подтверждение в процессе
решения познавательных проблем и задач.
Научные методы субординируются в систему следующим обра-
зом: диалектический метод познания, общенаучные подходы, обще-
научные методы, методы теоретического исследования, методы эм-
пирического исследования.
4. Диалектический метод - система взаимосвязанных и взаимо-
зависимых принципов, требований, установок, предписывающих оп-
ределенный порядок осуществления действий, направленных на по-
знание или преобразование объектов реальности. Основная задача
диалектического метода - выработка генеральной стратегии поиска и
регулятивов в построении программ исследования.
Базовое содержание диалектического метода составляют его
принципы. Принцип диалектического метода - это предельно общее
основополагающее первоначало, основное положение, содержащее в
себе определенные требования к мыслящему субъекту и ориеити-
рующие его в познавательной деятельности. Среди главных чаще
всего выделяют принципы: объективности, системности, историзма,
диалектической противоречивости.
Принцип объективности обязывает исходить не из сознания, т.е.
чьих-то мнений, установок, субъективных схем и т.д., а объяснять
объект из него самого, из присущих ему по природе свойств и связей,
законов его строения, функционирования и развития. Принцип объ-
ективности является аксиомой всякого здравомыслящего человека и
первой установкой познания.
Принцип системности требует от познающего ставить в центр
познания представление о целостности, системности объектов и ру-
ководствоваться им от начала и до конца исследования. Этот принцип
требует учета разграничения и единства: внешних и внутренних сто-
рон систем, сущности и ее проявлений, формы и содержания, элемен-
тов и структуры, случайного и необходимого, вероятного и детерми-
нированного и т.д. Принцип системности направляет внимание ис-
следователя на анализ, неотрывный от синтеза, и ведет мышление от
явлений к сущности, к познанию внутренних законов системы, выяс-
нению связей системы со средой.
Принцип историзма требует рассматривать предметы и процес-
сы в их временном аспекте и проводить возвратный (ретроспектив-
ный) анализ, рассматривать предпосылки возникновения предмета.
применять основные законы диалектики, выделять этапы (стадии, фа-
зы, периоды) развития, рассматривать предмет с точки зрения зако-
номерного и вероятностного подхода, определять характер изменения
и развития предмета, раскрывать основную тенденцию развития сис-
темы, изучать историю отражающих объект понятий и положений.
Принцип диалектической противоречивости требует рассмот-
рения вещей как единства и взаимодействия противоположностей и
их развертывания, включая раздвоение единого и познание его про-
тиворечивых частей, обнаружение противоречия, единство противо-
положных сторон и тенденций, выявление тенденции изменений про-
тивоположностей и противоречия в целом, применять различные,
включая противоположные средства, использовать установки на со-
единение противоположностей.
5. Общенаучные подходы - это методологическая ориентация и
направленность в изучении объекта, опирающаяся, на общенаучную
категорию как принцип, руководящий общей стратегией исследова-
ния. В зависимости от уровня научного освоения объекта и СПеЦИфи-
1.28
ки конкретного этапа исследования применяют субстратный, струк-
турный, функциональный, системный, модельный и другие подходы.
Субстратный подход опирается на общенаучное понятие «суб-
страт». Субстрат - это общая материальная основа явлений, которая
представляет собой совокупность относительно простых, качественно
элементарных материальных образований, взаимодействие которых
обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.
Субстратный подход ориентирует исследователя на изучение
системы в аспекте ее субстратных характеристик, на выявление со-
ставных частей системы, их свойств, связей, взаимодействий друг с
другом с точки зрения обмена веществом, энергией и информацией.
Всякий конкретный субстрат выражает качественную недели-
мость некоторых материальных объектов и систем по отношению к
определенным формам движения материи. Так, субстратом физиче-
ских форм выступают элементарные частицы и поля, химических -
устойчивые атомы при образовании и превращении веществ, биоло-
гических процессов - молекулы нуклеиновых кислот и белковых ве-
ществ, социальных форм движения - человек, целенаправленная дея-
тельность которого лежит в основе всех социальных изменений.
Структурный подход. Структура - это система, определенный
способ устойчивых связей между элементами объекта, обеспечиваю-
щих сохранение его основных свойств при различных внешних и
внутренних изменениях. Поэтому структурный подход ориентирует
исследователя на изучение внутреннего устройства объекта, выявле-
ние способов упорядочения его элементов и устойчивости, в конеч-
ном итоге - на установление законов и закономерностей строения
изучаемых объектов.
Основная задача структуры в существующей или организуемой
системе заключается в обеспечении прочности, устойчивости, сопря-
женности всех связей между составными частями для стабильного и
эффективного существования и функционирования целого. Поэтому
структурный анализ может быть эффективен при соблюдении иссле-
дователем двух основных требований: во-первых, при способности
установить необходимость и достаточность выделяемых связей для
существования, функционирования и развития системы; во-вторых,
при выявлении различия субординационных (разноуровневых) и ко-
ординационных (одноуровневых) отношений между элементами сис-
темы.
I ?М
Поскольку материальные системы существуют в пространстве и
времени, в процессе структурного анализа вначале рассматривают про-
странственные характеристики структур (архитектонику), затем вре-
менные (хроноструктуры) и, наконец, пространственно-временные
(функциональные структуры).
Функциональный подход. Функция - это цсленалравленная дея-
тельность, способ поведения элементов в активной системе. Резуль-
таты действия каждого элемента в системе суммируются и приводят
к целесообразному результату в целом. Соответствие этому общему
результирующему воздействию данного элемента и есть его соответ-
ствие системе, целому. Поэтому функция - это такое отношение части
к целому, при котором само существование или какой-либо вид про-
явления части обеспечивает существование или какую либо форму
проявления целого. При этом активная система - это система орга-
низованной природы (растение, животное, человек, человеко-
машинные, технико-технологические и другие объекты), обладающая
целесообразно упорядоченной структурой и достигающая в процессе
функционирования какой-то цели.
Функциональный подход ориентирует исследователя на выявле-
ние особенностей, законов и закономерностей функционирования
систем, абстрагируясь от их субстратно-структурной основы. В наи-
более общем виде функциональный подход решает круг задач, кото-
рый обусловлен совокупностью отношений и связей между изучае-
мым объектом, как некоторой целостностью, и окружающей средой
(проблемы адаптации и равновесия систем, передачи информации,
теории автоматов, принятия решений, оптимизации функционирова-
ния и др.).
Функциональный подход опирается на принципы: принцип
единства объекта и среды; принцип функциональной замкнутости,
включая принцип обратной связи; принцип иерархичности систем,
принцип целевого управления и др.
Системный подход. Система - это объект, функция которого
обеспечивается его элементами и отношениями между ними («конст-
рукцией»); система - это объект, разрешающий актуальные противо-
речия в заданных условиях среды за счет функциональной ориенти-
рованности своей динамики и конструкции, формируемой организа-
ционными процессами. ,
Цель системного подхода - совмещение субстратно-элементного,
структурного и функционального подходов. Для достижения этой цели
решаются задачи: разработки концептуальных (содержательных и фор-
мальных) средств представления исследуемых объектов в виде систем;
построения обобщенных моде/гей систем и моделей разных классов
систем; исследования методологических оснований различных теорий
систем.
В системном подходе выделяют обобщенный алгоритм позна-
ния:
- фиксируется противоречие в объекте в форме проблемной си-
туации;
- определяется цель, позволяющая разрешить противоречие, и
формируются критерии оценки ее достижения;
- исследуется и локализуется актуальная среда системы для дос-
тижения цели;
- определяются функции системы, обеспечивающие достижение
цели в заданных условиях среды;
- разрабатываются и сравниваются альтернативные модели, раз-
решающие противоречие;
- определяются системные параметры общего типа и формиру-
ется образ исследуемого объекта.
Модельный подход - ориентирует исследователя па изучение тех
систем, в которых прямое манипулирование с объектом крайне за-
труднено, неэффективно или вообще невозможно (медико-
биологические исследования человека, технические испытания доро-
гостоящих объектов, недоступные в пространстве и времени объекты
и процессы, изучение массовых явлений и др.).
В таких случаях объект-оригинал заменяют моделью. Модель -
это специфический объект (в концептуальной, знаковой и материаль-
ной формах), отражающий характеристики и связи объекта-
оригинала произвольной природы, существенные для задач, решае-
мых исследователем.
Для общей ориентации в модельном подходе опираются на раз-
личные классификации моделей и моделирования. В качестве рацио-
нального обобщенного варианта модельную классификацию пред-
ставляют по следующим основаниям: а) по классам задач: эстетиче-
ские, познавательные, планово-экономические, технологические, ки-
бернетические (сфера исследования процессов управления и гомео-
стаза - устойчивости состава функций и т.д.); б) по классам объектов:
физические, химические, биологические, производственные, эконо-
мические и др.; в) по формам представления информации: матери-
альиые - геометрически подобные, субстратно подобные, аналогои-
зоморфные (по природе отличные от объекта-оригинала на основе
некоторой системы аналогий или тождества их структур); идеальные
- концептуальные, вербальные, графические, графоаналитические,
аналитические, алгоритмические, информационные.
6. Общенаучные методы (операции, приемы, процедуры), кото-
рые используются па эмпирическом и теоретическом уровнях науч-
ного исследования: абстрагирование, определение, анализ и синтез,
индукция и дедукция, классификация, аналогия, моделирование,
обобщение, научное объяснение.
Абстрагирование - метод научного познания в форме операции
мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений иссле-
дуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных
задач. Операция отвлечения равносильна операции выделения в объ-
екте существенных свойств, связей и.отношений. Результат процесса
абстрагирования называют абстракциями (с лат. - отвлечение) или
абстрактными предметами.
Исходя из различных целевых характеристик, в современной
науке наиболее широкое применение находят абстракции следующих
основных типов: изолирующая, обобщающая, потенциальной осуще-
ствимости, идеализации.
Определение - логическая операция, раскрывающая содержание
понятия. Главное здесь - путем исследования установить отличи-
тельные признаки предмета, которые позволили бы, во-первых, оты-
скать и отграничит!, предмет от других; во-вторых, раскрыть сущ-
ность исследуемого предмета.
Определение охватывает собой: а) процесс выработки понятия,
т.е. выявление отличительных существенных признаков предмета;
б) результат, выраженный в формулировке понятия. Формулировка по-
нятия часто именуется дефиницией (от лат. - определение), К научным
дефинициям предъявляется ряд требований: литературных, фактиче-
ских, логических.
Один и тот же определяемый научный термин должен всегда
иметь одно значение, но может иметь различный смысл. Поэтому ка-
ждое определение формируют и формулируют под конкретные цели
и задачи. Если определение позволяет решать задачи эффективно, то
оно достаточное и полное. ,
Анализ и синтез. Анализ (с греч. - разложение, расчленение, раз-
бор) - метод исследования, включаю ищи приемы и способы теорети-
ческого или эмпирического расчленения системы на составляющие
элементы. Анализ протекает в следующих целевых формах: а) расчле-
нение предметов исследования как целого на части, изучение строения
и специфики связи частей и целого; б) выделение признаков, свойств
предметов и изучение их отношений; в) разделение множества пред-
метов по общности свойств и признаков на подмножества. Познание
частей и их связей позволяет попять закономерности их соединения и
перейти к воспроизводству целого, т.е. к синтезу.
Синтез (с греч. - соединение, сочетание, составление) метод
исследования, включающий приемы теоретического или эмпириче-
ского соединения элементов, свойств и отношений в целое (систему).
Синтез предполагает обобщение результатов в следующих формах: а)
образование научных понятий; б) формулирование научных законо-
мерностей и законов как связи эмпирических понятий; в) формирова-
ние систематизации и теорий как связи законов.
Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Анализ в конечном счете предполагает синтез, синтез невозможен без
предварительного анализа системы. Синтез знания, выявляя законы,
включается в теорию объекта, которая обогащается и позволяет пе-
рейти к новым путям поиска и более глубокому анализу.
Индукция и дедукция. Индукция (от лат. - наведение ) - метод
научного исследования, связанный с движением мысли от данных
опыта, фактов, полученных в наблюдениях и экспериментах, к их
обобщению в выводах, заключениях. Различают полную и неполную
индукцию. Первая опирается па знание всех без исключения предме-
тов класса. Но в силу пространственно-временной ограниченности
познания исследователь может воспользоваться лишь частью предме-
тов и неполной индукцией трех видов: а) индукцией через простое
перечисление фактов или популярной индукцией; б) индукцией через
отбор фактов из общей их массы по определенному правилу; в) ин-
дукцией, осуществляемой на основе знания причинных связей явле-
ний в пределах изучаемого класса.
Дедукция (от лат. - выведение) - метод научного исследования,
заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании
фундаментальных фактов, законов, принципов, принятых аксиом (по-
стулатов) или гипотез, полученных ранее путем индуктивного обоб-
щения множества данных наблюдения и эксперимента.
Индукция и дедукция необходимо связаны, а выводимые из об-
щего частные знания истинны, если посылки достоверны. Поэтому
дедукция - это лишь способ логического развертывания некоторой
системы положений на базе исходного знания без приращения со-
держательно нового.
Классификация (от лат. - разряд, класс) - метод научного иссле-
дования, в основе которого лежит деление и распределение множест-
ва объектов (классов), мыслимых в понятии, на подмножества (под-
классы) по определенным признакам.
Основой классификации является логическая операция деления
объема понятия. Объем понятия - это класс объектов, которые обо-
значаются данным понятием. Деление исходного объема понятия на
подклассы производится по единому признаку, называемому основа-
нием деления. Полученные в результате деления подклассы называют
членами деления.
В зависимости от целей и оснований в качестве основных видов
обычно выделяют естественные и искусственные, формальные и со-
держательные, описательные и сущностные классификации. Наи-
большее значение в науке имеют естественные классификации. Есте-
ственные, сущностно-содержательные классификации можно имено-
вать научными.
В биологических научных классификациях доминирующую
роль траст гаксонохпгтеская классификация, где все множество жи-
вых организмов распределяется по определенной системе иерархиче-
ски соподчиненных групп-таксонов. Поэтому термины «классифика-
ция*, «таксономия* и «систематика* здесь часто используют как си-
нонимы. В социологии классификации именуют типологиями. Типо-
логия (от греч. - отпечаток, форма, образец) - это формирующийся
метод научного исследования, в основе которого лежат расчленение
социальных объектов и их группировка с помощью обобщенной мо-
дели или типа.
В целом классификация в познании выступает как средство ор-
ганизации исследуемых объектов, их системного и модельного пред-
ставления, открытия законов и построения научных теорий.
Аналогия (с греч. - соответствие, сходство) - метод получения
нового научного знания о предметах и явлениях путем переноса ин-
формации, вскрытой при исследовании сходного объекта (аналога),
на оригинал (прототип). Основу метода составляет умозаключение по
аналогии. <
Однако логический вывод по аналогии не сводится к методу
аналогии, поскольку в структуру аналогии как метода исследования
включаются следующие операции: а) накопление знаний об отдель-
ных сторонах изучаемого объекта и их систематизация; б) употребле-
ние, установление сходства на основе сравнения аналога и прототипа;
в) установление необходимой и существенной связи между аналогом
и прототипом.
Корректность вывода по аналогии повышается, если: число об-
щих признаков аналога и прототипа максимально, сравниваемые при-
знаки существенны, глубже познана закономерная связь сходных
черт, сходные признаки максимально разнородны, переносимый и
сходный признаки относятся к одному классу предметов.
Моделирование (с лат. - мера, величина, способ) - метод науч-
ного исследования, позволяющий на основе определенных познава-
тельных задач и теоретических установок создавать и изучать модели
объекта (оригинала). (См. также: модельный подход).
Структура моделирования включает в себя следующие этапы: а)
построение модели с целью создания условий для полноценного за-
мещения оригинала объектом-посредником, воспроизводящим его
необходимые параметры; б) исследование модели с целью получения
о ней необходимой информации посредством наблюдения, экспери-
мента и измерения статических и динамических параметров; в) пере-
нос, экстраполяция результатов моделирования на объект-оригинал.
В связи с расширением компьютеризации и усилением теорети-
зации науки актуальными становятся абстрактное, аналоговое и ими-
тационное моделирование. Абстрактное моделирование основывается
на возможности описания изучаемого явления (процесса) на языке
некоторой научной теории, чаше всего - на математическом. Анало-
говое моделирование основывается на изоморфизме явлений, имею-
щих различную физическую природу, но описываемых одинаковыми
но форме математическими уравнениями. Имитационное моделиро-
вание заключается в имитации на компьютере структуры и процесса
функционирования исследуемого объекта.
Обобщение (с лат. - генерализация) - способ выделения общих
свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области
путем перехода на более высокий уровень абстракции и определения
соответствующих понятий.
В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпи-
рические и теоретические исследования.
Эмпирические обобщения следуют в три этапа: а) по данным
опыта (фактам) выявляются существенные признаки групп явлений
или объектов, которые обобщаются в главных эмпирических поняти-
ях; б) по принятым эмпирическим понятиям данные опыта разграни-
чиваются на группы и обобщаются в научные классификации, таксо-
номии, типологии, систематики; в) между классификационными
группами устанавливаются различные связи и отношения, обобщае-
мые в эмпирические регулярности, в пределе - в эмпирические зако-
ны.
Этапы теоретического обобщения: а) из частно-научных картин
мира выделяются, перерабатываются и обобщаются общие теорети-
ческие понятия, пршщипы и гипотезы, т.е. основания для построения
новой теории; б) принятые гипотезы, понятия (теоретические конст-
рукты) и принципы обобщаются в теоретическую модель, т.е. фор-
мально построенную базовую теорию, охватывающую широкую об-
ласть явлений; в) выведенные следствия базовой базовой теории
представляют собой обобщения в форме частных теорий групп явле-
ний, которые далее позволяют эмпирически подтвердить или
опровергнуть базовое обобщение.
Научное объяснение - метод и основная функция науки, которые
призваны вскрыть сущность явления или объекта средствами имею-
щегося научного знания и принятой в науке методологии научного
исследования. Основой научного объяснения является научная тео-
рия, поскольку она представляет собой систематизированную форму
отражения существенных связей и отношений действительности язы-
ком различных утверждений, принципов, законов, понятий и катего-
рий.
В зависимости от видов связей и отношений выделяют причин-
ные, закономерные, структурные, функциональные и генетические
(исторические) типы объяснений:
а) причинное или каузальное (от лат. саизе - причина) объясне-
ние сводится к нахождению причин, обусловливающих или возник-
новение данного явления, или существование некоторого закона, или
вообще какой-нибудь существенной связи;
б) номологическое (от греч. потоз - закон) объяснение - объяс-
нение через закон. Объяснить объект или явление - значит, показать
их подчиненность определенному объективному закону (законам),
т.е. установить, по какому закону возникло или происходит объяс-
няемое явление;
в) структурное объяснение состоит в выяснений структуры, т.е.
способа связи элементов некоторой системы, который обусловливает
объясняемые качественно-количественные свойства, поведение или
результат функционирования системы. Эффективность структурного
объяснения зависит от установления необходимых и достаточных
связей, выяснения специфики и характера отношений субординации
и координации, пространственных (архитектоники), временных (хро-
ноструктуры), функциональных и других отношений и связей эле-
ментов системного объекта;
г) функциональное объяснение состоит в раскрытии функций,
выполняемых некоторой частью целого в объяснении его существова-
ния или какой-либо формы проявления. Функции характеризуют ак-
тивные, целевые системы, к которым относятся объекты организован-
ной природы: живые организмы (растения и животные), люди, соци-
альные организации, человеко-машинные, технико-технологические
объекты и их ассоциации;
д),генетическое (историческое) объяснение идет путем выясне-
ния всей совокупности условий, причин и законов, действие которых
привело к превращению ранее существовавшей системы в систему,
более позднюю во времени. При этом осмысление генезиса и истории
объясняемой системы опирается на изучение событий прошлого, по-
влиявших на ее нынешнее состояние.
7. Методы теоретического исследования учитывают гипотети-
ко-дедуктивный и аксиоматический характер оперирования с абст-
ракциями высших уровней. Эта специфика выделяет следующие ме-
тоды: идеализацию, мысленный эксперимент, гипотетико-
дедуктивный и аксиоматический методы, формализацию.
Идеализация - вид абстрагирования, обеспечивающий мыслен-
ное конструирование предельных абстрактных объектов, наделенных
минимальным числом сущностных свойств, необходимых для реше-
ния задач теоретического исследования.
Продуктом идеализации являются идеальные объекты, которые
не существуют в реальности и вообще практически неосуществимы.
При формировании идеальных объектов исследователь ставит перед
собой две цели: во-первых, лишить реальные объекты некоторых
присущих им свойств; во-вторых, мысленно наделить эти объекты
определенными гипотетическими, нереальными свойствами, необхо-
димыми для решения поставленных теоретических задач.
Основные способы создания идеальных объектов:
а) многоступенчатое абстрагирование (например, абстрагируясь
от толщины реального объекта, получают представление о плоскости;
лишая плоскость одного из измерений, получают линию; и наконец
лишая линию единственного измерения, получают точку);
б) мысленный переход к предельному развитию некоторых
свойств объекта (например, переход к «абсолютно черным или абсо-
лютно твердым телам»);
в) отбрасывание отдельных сторон объекта, как одновременное
наделение его нереальными свойствами. Гак , отбрасывание способ-
ности отражать свет - это уже приписывание объекту абсолютной
черноты.
Идеализация относится к первой стадии теоретического иссле-
дования. Цель идеализации - создать конструкты для модели мыс-
ленного эксперимента.
Мысленный эксперимент - метод теоретического исследования
идеализированных объектов, образующих мысленные схемы или мо-
дели. Ставя такие объекты в разные отношения, доводя их количест-
венные характеристики до крайних логически возможных значений,
устанавливают существенные связи и закономерности, недоступные
при изучении реальных объектов.
Методологическую роль мысленного эксперимента можно вы-
разить следующим образом:
а) мысленный эксперимент в теоретическом исследовании необ-
ходим в том случае, когда реальные объекты и процессы сложны, ие-
рархически структурированы, а существенные связи и закономерные
отношения затемнены множеством несущественных связей, случай-
ных и второстепенных явлений;
б) с целью представления реального объекта или процесса в бо-
лее или менее «чистом» виде, используя методы и приемы абстраги-
рования и идеализации, в качестве предмета анализа вводят мыслен-
но упрощенные идеализированные объекты-модели, которые заме-
щают реальный объект исследования. Такие модели одновременно
выполняют функции упрощения, идеализации, отображения и заме-
щения реально существующего объекта исследования;
в) мысленные модели «конструируются» из абстрактных иде-
альных объектов (конструктов);
г) мысленные опыты служат вспомогательным средством поиска
новых принципов и гипотез. При этом анализируются и вводятся ва-
рианты соответствующих общих понятий, а сами понятийные модели
постепенно входят в состав частных теорий и законов;
д) мысленный эксперимент над идеальными моделями и его ре-
зультаты выступают необходимым промежуточным звеном между
формирующейся теорией и реальностью.
Гипотетико-дедуктивный метод - это метод анализа и по-
строения эмпирических теорий в форме иерархии гипотез, дедуктив-
ные следствия которых уже сформулированы в виде обоснованных
законов и фактов.
В основе этого метода лежит метод гипотез. Гипотеза как метод
включает в себя два этапа: во-первых, выдвижение и обоснование ги-
потезы; во-вторых, ее экспериментальную проверку и обобщение
знания в теоретическое положение.
Учет и совместное рассмотрение критериев обоснованности и
соответствия эмпирическим данным позволяет выделить несколько
уровней разработанности гипотез: необоснованные гипотезы (гипоте-
зы-догадки), эмпирически обоснованные гипотезы, теоретически
обоснованные гипотезы и полно обоснованные гипотезы.
Некоторая формирующаяся наука, часто имеггуемая описатель-
ной, постепенно накапливает множество изолированных фактов,
обобщений и гипотез. Научное исследование стремится иметь дело не
с изолированными гипотезами, а с определенной их иерархической
системой. Поэтому пытаются вначале выделить важнейшие обобще-
ния и факты, основные гипотезы, установить между ними дедуктив-
ные отношения. Далее создается гипотетическая модель или абст-
рактно-теоретическая схема объекта исследования, которая разверты-
вается в систему гипотез.
На самом верху располагаются гипотезы, имеющие наиболее
общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической си-
лой, из этих гипотез как посылок выводятся гипотезы более низкого
уровня вплоть до гипотез, которые можно сопоставить с данными
опыта. Уровни гипотез подвергаются проверке, при необходимости
дополняются новыми гипотезами и перестройками теоретической
модели. Как правило, выдвигается несколько конкурирующих гипо-
тетико-теоретических схем, реализующих ту или иную исследова-
тельскую программу. Предпочтение отдается той модели, которая
максимум ассимилирует опытное знание и предсказывает неожидан-
ные ранее явления.
Аксиоматизация - метод дедуктивного посфоения теории неко-
торой научной дисциплины или ее раздела, когда ряд утверждений
принимается без доказательств (аксиомы или постулаты), а все ос-
талытое знание (леммы, теоремы, законы и др.) выводится из них по
определенным логическим правилам.
Для успешного построения аксиоматической теории необходи-
мо выполнить минимум следующих важных требований: а) требова-
ние непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не
должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его
отрицание; б) требование полноты, согласно которому любое пред-
ложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом,
можно в ней доказать или опровергнуть; в) требование независимо-
сти аксиом, согласно которому любая аксиома не должна быть выво-
дима из других аксиом, иначе она переводится в разряд теорем.
Независимо от природы отражаемых объектов аксиоматизация
научных знаний через систему, во-первых, основных понятий, во-
вторых, выбранных исходных утверждений в форме аксиом (постула-
тов), в-третьих, заранее,сформулированных правил дедуктивного вы-
вода теорем из аксиом позволяет организовать объектное знание в
компактные аксиоматические теории.
Метод аксиоматизации реализуется через следующие переходы:
а) точное определение и формулировка системы исходных основных
понятий некоторой содержательной концепции; б) образование из
принятых понятий некоторого минимума аксиом (постулатов). В ес-
тественных теориях в роли постулатов выступают главные принципы,
основные законы, фундаментальные факты, базисные гипотезы;
в) формулировка системы правил вывода новых знаний из принятого
множества аксиом или постулатов; г) преобразование по принятым
правилам ограниченного числа аксиом или постулатов в теоремы или
законы.
Формализация - метод теоретического исследования некоторой
предметной области посредством отображения в знаковых формах
искусственных специализированных языков, целевого оперирования
или по точно фиксированным правилам (синтаксис) с последующим
приписыванием результатам преобразования определенного смысла
(семантика).
Вначале разрабатывают формализованный язык. Формализован-
ный язык отличается специальными знаками (символами), заменяю-
щими слова обычного языка, а также четкой и явной формулировкой
правил преобразования одних выражений (предложений, формул,
знаковых последовательностей) в другие.
Перейдя от содержательного изложения какой-либо задачи к
формальному, исследователь оперирует только с записью по прави-
лам соответствующего языка или исчисления (например, алгебраиче-
ского, дифференциального, интегрального, вариационного, операци-
онного и др.).
Формализация в узком смысле - логическая - связана с построе-
нием аксиоматических теорий, включающих не только математиче-
ские, но и логические знаки и средства выведения теорем из аксиом
(конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание и др.). Логиче-
ским средствам ставятся в соответствие правила, которые принима-
ются чисто формально: отвлекаются от значения знаковых выраже-
ний и следят лишь затем, чтобы сами формулы и их последователь-
ности были построены из знаков определенной формы и в опреде-
ленном порядке.
Вывод формулы представляет собой цепочку формул, каждая из
которых является аксиомой или получается из аксиом и предшест-
вующих теорем по правилам теории, применяемым чисто формально.
В конце цепочки образуется выводимая формула, которая далее под-
вергается интерпретации, т.е. приданию значения (смысла) отдель-
ным символам, выражениям, формулам.
8. Методы эмпирического исследования выстраиваются в сле-
дующую логическую цепочку: наблюдение - эксперимент - описание
- сравнение - измерение.
Научное наблюдение - метод отражения внешних свойств и от-
ношений изучаемых объектов путем их систематического целена-
правленного восприятия и фиксации результатов в знаковых формах
языков конкретных наук.
Структура научного наблюдения включает в себя: наблюдаемый
объект; субъекта-наблюдателя, исследователя; средства наблюдения
- способы, методы, методики, приборы, инструменты и др.; условия
наблюдения - время, место, обстоятельства, ситуацию и т.д.; систему
знаний, обусловившую цель, задачи наблюдения и интерпретацию
полученных результатов.
Требования, предъявляемые к научному наблюдению:
преднамеренность - наблюдение ведется для достижения четко
поставленной цели и решения подробно сформулированных задач;
планомерность - для исключения пробелов решение задач ве-
дут по плану, предусматривающему фиксацию наиболее важного и
существенного;
Lt;Н
целенаправленность - внимание наблюдателя концентрируется
только на объекте в целом, его компонентах, сторонах и отношениях;
активность - выделяют и воспринимают не все доступное ана-
лизаторам наблюдателя, а только стороны, обусловленные целями;
систематичность - наблюдение осуществляется не одноактно, а
ведется систематически, непрерывно, воспринимая объект многократ-
но и в разнообразных условиях;
интерсубъективность - возможность каждого наблюдателя вос-
произвести акт наблюдения с одинаковым результатом.
Эмпирическое описание - метод получения и фиксации средст-
вами естественных или искусственных языков элементного состава,
свойств, связей и отношений исследуемого объекта, данных в наблю-
дении.
Каждая научная дисциплина вырабатывает свой научный язык,
специфические приемы и процедуры описания. В современных науч-
ных описаниях объем обычного повествования постепенно сокраща-
ется, уступая место более строгим средствам искусственного языка.
Качественное описание постепенно переходит к количественному
описанию с помощью различных таблиц, графиков и матриц, полу-
чивших название «протоколов наблюдений».
Описание долговременных наблюдений значительно облегчает-
ся и расширяется за счет применения специальной звукозаписи, фото-
и киноаппаратуры, действующей в инфракрасных или ультрафиоле-
товых спектрах излучения, цветного телевидения, замедленной или
ускоренной киносъемки, различного рода самописцев, комбинации
фото- и кинокамер с микроскопом, телескопом и т.д.
Чувственные образы, зафиксированные исследователем в мате-
риализованных данных опыта, приобретают интерсубъективный ха-
рактер и форму, удобную для дальнейшей обработки и установления
научных фактов.
Сравнение - метод получения нового научного знания на основе
установления сходства или различия исследуемых объектов.
Основанием для сравнения объектов является их общий признак
(или группа признаков). Выделение общих признаков, по которым
проводится сравнение, диктуется целями и задачами исследования,
которые ограничивают круг сравниваемых объектов.
Для успешного осуществления, операции сравнения научная
практика требует выполнения определенных условий и правил:
Л2
а) сравниваемые объекты должны быть качественно однород-
ны и соизмеримы;
б) объекты сравнения должны принадлежать одному естест-
венно сформированному классу (разряду, группе и т.п.);
в) классовый признак сравнения объектов должен быть важ-
ным и существенным;
г) в сравниваемых объектах не ограничиваться установлением
сходства, но и выявлять признаки различия;
д) в сравнительных исследованиях для получения вторичной
информации целесообразно использовать умозаключение по анало-
гии.
В науках, изучающих наиболее сложные объекты, метод срав-
нения вырос до уровня общей методологической концепции: сравни-
тельная анатомия животных, сравнительная психология, сравнитель-
ное правоведение, сравнительно-историческое языкознание, сравни-
тельно-историческое литературоведение и др.
Измерение - метод научного исследования и процесс, отражаю-
щий в реальном объекте свойства и отношения, характеризуемые
числом и величиной.
В структуру научного измерения включают:
а) объект измерения, рассматриваемый как измеряемая величи-
на или свойство;
б) материальные средства измерения - эталоны, инструменты,
приборы, преобразователи, установки и др., имеющие нормирован-
ные метрологические характеристики;
в) наблюдателя, осуществляющего измерения с определенными
познавательными целями;
г) методы измерения, включающие совокупность практических
операций, выполняемых с помощью материальных средств измере-
ния, а также определенных логических и вычислительных процедур;
д) результаты измерения в форме числовых величин.
Комплексом теоретических, методологических, технических,
организационных и др. проблем измерения занимается метрология.
Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения
их единства и способах достижения требуемой точности.
Эксперимент (от лат. - опыт, проба, испытание) - основной ме-
тод эмпирического исследования естественных явлений в искусст-
венных контролируемых условиях с целевым изменением и регули-
рованием данного процесса в соответствии с требованием поставлен-
ных задач.
Современный эксперимент как наиболее сложный и эффектив-
ный метод эмпирического исследования включает в себя другие эле-
ментарные методы - наблюдение, описание, сравнение и измерение, а
в структурном отношении мало отличен от наблюдения (см. Наблю-
дение). Однако существенное отличие обнаруживается в качествен-
ном содержании двух структурных компонентов: объекта экспери-
ментирования и условий наблюдения.
Эксперимент, в первую очередь, - это действие по созданию ис-
кусственных условий при выделении того или иного явления в «чис-
том» виде без вмешательства побочных факторов. Единство естест-
венного и искусственного (технического) процессов, реализуется в
экспериментальной установке, которая выступает объектом исследо-
вания. Меняя структуру ее элементов и их взаимодействие, получают
следствие - данные опыта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.Б. Па-
нин. - М., 1991.
Баранов, Г.В. Проблемы научного метода / Г.В. Баранов. - Саратов,
1990.
Берков, В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. - М.,
2004.
Верная, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. - М, 1956.
Веников, В.А. Теория подобия и моделирование / В.А. Веников, Г.В.
Веников. -М, 1984.
Винограй, Э.Г. Основы общей теории систем / Э.Г. Винограй. - Кеме-
рово, 1993.
Войшеилло, Е.К. Понятие как научная форма мышления. Логико-
гносеологический анализ / Е.К. Войшвилло. - М., 1989.
Воробьев, В.Я. Теория и эксперимент / В.Я. Воробьев, А.Н. Елсуков. -
Минск, 1989.
Горский, Д.П. Определение / Д.П. Горский. - М., 1972.
Готт, ВС. Категории современной пауки /В.С. Готт, Е.П. Семеиюк,
АД Урсул. - М., 1984.
Диалектика и системный анализ. М., 1986.
Зотов, А.Ф. Структура научного мышления / А.Ф. Зотов. - М., 1973.
Карпович, В.II. Проблема, гипотеза, закон / В.Н. Карпович. - Новоси-
бирск, 1980.
Каширин, В.П. Науковедение. Актуальные проблемы научного знания
/ В.П. Каширин. - Новосибирск, 1998.
Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания / А.Н. Кочергии.
М., 1990.
Кочергин, А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы / А.Н. Ко-
чергин. М., 1991.
Логинов, Л.И. Научная идея в системе знания / Л.И. Логинов.
Красноярск, 1992.
Льоцци, М. История физики / М. Льоции. - М., 1970.
Марков, ЮГ. Функциональный подход в современном научном по-
знании / Ю.Г. Марков. - Новосибирск, 1982.
Методологические основы научного познания. - М., 1972.
Методология в сфере теории и практики. - Новосибирск, 1988.
Методы исследований и организация экспериментов / под ред. проф.
К.П. Власова. Харьков, 2002.