Методические указания к решению задач

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы или явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного позна­ния), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении деревья могут быть высокими и низкими, с листьями и без; березами, осинами и т.д.

Содержание понятия - это мыслимые в понятии общие и существенные признаков предметов.

Объем понятия - это охватываемые им предметы мысли.

По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия - это поня­тия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия - это понятия, объем которых состоит из двух и более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия - это понятия, объем которых является пустым множеством, т. е. не содержит ни одного предмета из универсума рассуждения /«водяной», «вечный двигатель»/; неопределенные понятия - это понятия, объем которых не установлен /«инопланетянин»/.

По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относи­тельные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные - в них мыс­лятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), об­ладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «баба яга»/. Абст­рактные - в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие само­стоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные - понятия, в со­держании которых указывается на наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные - понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные - понятия, в которых предмет мысли предполагает существо­вание другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Без­относительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные - это поня­тия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) - это поня­тия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.

Одни и те же понятия в разных суждениях могут употребляться как в собирательном (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном смыслах (когда нечто утвержда­ется или отрицается о всех предметах объема и о каждом).

Задача: Установите объем и содержание понятий:

Пример: «Право».

Решение: Содержание понятия «право» - «совокупность норм поведения людей, установленная или санкцио­нированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» - все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в бу­дущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.

Задача: Определите вид данных понятий по объему.

Пример: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук».

Решение: «Прокурор» - общее, «премьер-министр РФ» - единичное, «кандидат театральных наук» - пустое.

Задача: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Пример: «Галактика».

Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.

Задача: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собира­тельном, а в другом - в несобирательном смысле.

Пример: «Артисты театра».

Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» - данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом.

«Артисты театра - люди искусства» - в разделительном смысле, потому что речь идет о каждом артисте

театра.

Ограничение - переход от данного родового понятия к видовому /«студент», «студент ВСГТУ»/. Единичные понятия не ограничиваются, так как нельзя найти их вид.

Обобщение - переход от данного видового к родовому /«студент», «учащийся»/. Пределом обобщения явля­ются категории - предельно общие понятия. В каждой науке имеются свои категории /«бытие», «материя», «элементарная частица», «химический элемент», «человек», «право» и т.п.

Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Структура определения: определяемое (обозначается: dfd) - то, что раскрывается в определении - предмет, понятие, слово. Определяющее (обозначается: dfn) - общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого. В определении «Конституция есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство» определяемым (dfd) является «конституция», а определяющим (dfn) - «основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство».

Правила определения:

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем dfd должен быть равен объему dfn (Vdfd=Vdfn). Ошибки: а) слишком широкое определение (Vdfd<Vdfn) /«Студент - это учащийся» - учащимися являются и школьники/; б) слишком узкое определение (Vdfd>Vdfn) /«Студент - это учащийся вуза» - студентами являются и учащиеся ссузов/; в) в одном отношении слишком широкое, а в другом отношении слишком узкое определение /«Бочка - это сосуд для хранения жидкостей» - не только в бочках хранят жидкости, и в бочках хранят не только жидкости, но и рыбу, грибы, сыпучие вещества и т.д./;

2. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Ошибки: а) «Круг в определении» возникает, если dfd определяется через dfn, а затем dfn через dfd. /«Вращение - это движение вокруг своей оси, а ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение»/; б) «тавтология» возникает, если в dfn присутствует dfd. /«Фильтр - это прибор для фильтрования»/.

3. Определение должно быть четким и ясным. Здесь может быть два случая нарушения правила: а) Ошибка «определение через неизвестное» возникает, когда термины, используемые в dfn неизвестны или непонятны; б) за определение принимают метафору /«повторение - мать учения»/ .

4. Определение не должно быть полностью отрицательным /«Прокурор - это не судья»/.

Определения бывают реальными и номинальными. В реальных определениях раскрывается сущность самого предмета или явления /«Раздражимость - это ответная реакция организма на изменения окружающей среды, помогающая ему адаптироваться и выжить в изменяющихся условиях»/, а номинальные представляются собой соглашения относительно данного термина /«Ночным временем в трудовом праве принято считать время с 22 часов до 6 следующего утра»/.

Наиболее распространенным видом определения являются определения через ближайший род и видовое отличие. Такие определения, как правило, компактны и весьма понятны, в отличие от определений, в которых dfn выражается не через ближайший род. Сравните «Квадрат - это равносторонний прямоугольник» и «Квадрат - это геометрическая фигура на плоскости, с четырьмя равными сторонами и четырьмя равными углами».

Логическое (таксономическое) деление - это выделение в объеме понятия подклассов (таксонов), являющихся объемами новых (видовых по отношению к исходному) понятий. Структура деления: делимое понятие, члены деления - полученные в результате выполнения этой операции подвиды данного понятия, основание деления - признак, по которому производится эта операция. /«Право делится на рабовладельческое, феодальное и др.». Делимое понятие - «право», члены деления - «рабовладельческое», «феодальное» и др., основание деления - исторический тип/. Членение предмета на части называют мереологическим делением /«Год делится на 12 месяцев»/.

Правила логического деления:

1. Деление должно быть соразмерным. Объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления. Ошибки: а) неполное деление /«Углы делятся на острые и тупые» - пропущены «прямые»/; б) деление с лишними членами /«Преступления делятся на умышленные, неумышленные и проступки»/.

2. Деление должно производиться по одному основанию. Ошибка: перекрестное, или сбивчивое деление /«Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей»/.

3. Члены деления должны исключать друг друга. /Ошибочным будет деление: «Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»/.

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. Ошибка - «скачок в делении» /«Право делится на трудовое, уголовное, наследственное и т.д.» - надо было сначала закончить деление права на отрасли: трудовое, уголовное, гражданское, а уже затем переходить к делению гражданского права на право собственности, обязательное право, наследственное право и т.д./.

Задача: Ограничить и обобщить понятие:

Пример 1: «Солнце».

Решение: Не ограничивается, так как является единичным понятием. Обобщение - «Звезда».

Пример 2: «Собака».

Решение: Ограничение - «Доберман». Обобщение - «Животное».

Задача: Установите, являются ли приведённые ниже определения корректными, а если - нет, укажите какие правила в них нарушены:

Пример: «Юрист - это неравнодушный человек, защищающий права людей».

Решение: Ошибки: «несоразмерное определение», так как объемы понятий dfd и dfn находятся в отношении перекрещивания; «нечеткое определение».

Задача. Соблюдены ли правила логического деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено?

Пример: «Животные делятся на травоядных, хищников и беспозвоночных».

Решение: Здесь произведено как неполное деление, так как не перечислены паразиты; так и деление с лишними членами - беспозвоночные. Деление сбивчивое, так как произведено не по одному основанию. Члены деления не исключают друг друга. Данное деление также является непоследовательным, так как при незаконченном делении по одному основанию переходят к делению по другому основанию.

Основные законы мышления называются так, потому что их выполнение важно в любом процессе мышления. Первые три закона сформулировал Аристотель. А четвертый был сформулирован Г. Лейб­ницем.

1. Закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе».

Символическая запись: А=А.

Выполнение данного закона предохраняет нас от двусмысленности, неточного употребления терминов, под­мены одного предмета размышления другим.

Ошибки:

A) Амфиболия - двусмысленность. /«Ученики прослушали разъяснения учителя»; «Из-за рассеянности шах­матист не раз на турнирах терял очки»; «Утром все получили наряды»/.

Б) Подмена понятия может возникнуть из-за невнимательности, непреднамеренно, когда мы ошибочно ото­ждествляем различные понятия. Например, вместо того, чтобы сказать: «Юрий на новой работе сможет полу­чить квартиру», мы говорим: «Юрий на новой работе получит квартиру». Ясно, что понятие «возможности по­лучения квартиры» не равнозначно понятию «получения квартиры». К сожалению, достаточно часто подмена понятия применяется преднамеренно. Например, иногда некоторые кандидаты в депутаты обещают помочь, например, в получении жилья своим избирателям, а помогают лишь себе и своим близким. Уловки иногда де­монстрируют дети. Данзан спрашивает у мамы: - «Кошки боятся собак?». - «Да». - «А ведь львы - это кошки. Значит, львы боятся собак». Здесь налицо сочетание амфиболии и подмены понятия.

B) Путаница в понятиях.

/ Пример из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла: «Герцогиня терлась возле Алисы, приговаривая:

- Ты не обижаешься, что я не обнимаю тебя? У твоего фламинго такой опасный клюв! Но если ты настаива­ешь, то я рискну!

- Нет, нет, он и вправду может клюнуть! - сказала Алиса, потихоньку отодвигаясь от назойливой Герцогини.

- И то правда! Подхватила Герцогиня. - Фламинго кусается не хуже горчицы. И их этого следует мораль: у каждой птички свои привычки.

Алиса тем временем размышляла вслух:

- Птица не горчица, а горчица не птица. Кажется, горчица - минерал.

- Конечно, минерал, - подтвердила Герцогиня. - Минерал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закладывают при подкопах. А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре - самое главное!

- Вспомнила, - сказала вдруг Алиса. - Горчица - это овощ. Правда, на овощ она не похожа - и все-таки овощ!

- Я совершенно с тобой согласна - сказала Герцогиня. - А мораль отсюда такова: всякому овощу свое вре­мя». Это полный апофеоз бессмыслицы./.

2. Закон непротиворечия: «Два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предме­те, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть вместе истинными».

Символическая запись: — (Ал—А).

Проще говоря, нельзя утверждать два противоречащих или противоположных суждения, нельзя себе проти­воречить. Например, в одно и то же время, в одном и том же отношении нельзя утверждать, что некое озеро глубокое и мелкое /противоположность/, как и нельзя утверждать, что озеро глубокое и неглубокое /противоречие/. Или утверждать: «Все пошли в кино» и в то же время: «Никто не пошел в кино» /противоположность по логическому квадрату/. Как и нельзя утверждать: «Все пошли в кино» и «Некоторые не пошли в кино» /противоречие по логическому квадрату»/.

/Пример: Однажды Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котел. Сосед дал, хотя и неохотно. Возвращая котел хозяину, Насреддин вместе с ним дал еще и кастрюльку, сказав, что эту кастрюльку родил котел. Сосед согласился с таким объяснением и кастрюльку взял. В следующий раз Насреддин вновь взял котел, но уже не вернул. А когда сосед потребовал котел обратно, то ответил: «С удо­вольствием вернул бы тебе котел, да не могу, потому что он умер». - «Как! - возмутился сосед, что ты гово­ришь чепуху - разве котел может умереть?» - «Отчего же котел не может умереть, если он может родить каст­рюльку?»./

3. Закон исключенного третьего: «Два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными: одно из них истинно, другое - ложно, а третьего не дано». Проще говоря, нельзя отрицать два противоречащих сужде­ния. Символическая запись: Аv—А.

Два противоположных суждения могут одновременно ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро мелкое»/, а два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро неглубокое»/.

/Пример нарушения закона исключенного третьего: «Нельзя сказать, что это деяние - преступление. Как и нельзя сказать, что это деяние не является преступлением»./

4. Закон достаточного основания: «Ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного обоснования».

Закон направлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рассуждений. Закон достаточного основа­ния - враг всяких догм, суеверий, предрассудков.

/Примеры: «Черная кошка перешла мне дорогу, значит, мне не стоит ходить на экзамен». «Смородников был в квартире в тот день, когда была обнаружена пропажа драгоценностей. Значит, он - вор»/.

Аргументация - это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Обоснование может быть полным и неполным. При полном обосновании (доказательстве) тезис непосредственно следует из аргументов. Неполное обоснование называется подтверждением.

Доказательство - логическая операция полного обоснования истинности какого-либо положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В структуру доказательства входят три элемента: 1) Тезис Т - доказываемое положение. 2) Аргументы - вспомогательные положения, с помощью которых обосновывается тезис. 3) Демонстрация - логическая связь между аргументами и тезисов. В качестве аргументов используются: 1) установленные общие положения (т.е. различного рода принципы, нормы права, законы, общие правовые, уставные положения и т.д.). 2) удостоверенные суждения о фактах (данные наблюдений, экспертиз, документы, статистические обобщения и т.д.) 3) суждения, принимаемые в качестве очевидных: аксиомы, постулаты, определения, высказывания, многократно проверенные практикой.

Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве подбираются аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса. При косвенном доказательстве используют антитезис - суждение, противоречащее тезису.

Схема прямого доказательства:

1. Подбираются аргументы, прямо направленные на обоснование тезиса (по дедукции, по индукции или аналоги).

Схема косвенного апагогического («от противного») доказательства.

1. Выдвигается антитезис.

2. Из антитезиса выводятся следствия.

3. Следствия сопоставляются с фактами.

4. Из ложности следствий выводится ложность антитезиса. А отсюда - истинность тезиса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Батурин В.К. Логика: Учебное пособие / В. К. Батурин. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com 2013)

2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: Учебное пособие / И. Н. Лаврикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. (ЭБС znanium.com 2012)

3. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. (ЭБС znanium.com)

Дополнительная:

4.Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации: К учебному курсу для специалистов по связям с общественностью — М.: УРСС, 2004

5.Гетманова А. Д. Учебник логики, — М., КноРус, 2011

6.Гетманова А. Д. Учебник логики: со сборником задач. — М., КноРус, 2011

7.Ивин А.А. Логика. — М.: Юрайт, 2012

8.Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации - М.: ЮНИТИ, 2005

9.Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на- Дону., 2007.

10.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - М., 2007

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Владимирский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логика и теории аргументации»

Выполнил: студент 1 курса

направления 38.03.02
«Менеджмент»
группа ЗБ3-МН-101

Иванов И.И.

Преподаватель: доцент кафедры «Философия, история и право»,

кандидат филологических наук

Кузнецова Е.А.

Владимир 2015

Приложение 2

Вопросы для подготовки к зачету

1. Значение и возможности логики в формировании мышления предпринимателя.

2. Правильное и неправильное мышление.

3. Роль логики в формировании культуры мыслительной деятельности человека.

4. Интеллектуальные способности, вырабатываемые изучением формальной логики.

5. Значение отточенного мышления и умения оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключение.

6. Полемика в деловом общении.

7. Возможности выражения средствами формальной логики различных сторон предпринимательской деятельности.

8. Структура и особенности языка и логического мышления в деловой сфере

9. Структура рассуждения: посылки (допущения), заключение (вывод).

10. Понятие, суждение, умозаключение как формы логического мышления.

11. Типичные ошибки в выработке слов и употреблении понятий.

12. Характерные черты экономических понятий, отражающих содержание предпринимательской деятельности.

13. Понятийный аппарат предпринимателя.

14. Важность четкого понятийного мышления в бизнесе.

15. Значение суждений в познании и их роль в деловом общении.

16. Особенности делового текста (контрактов).

17. Логические стандарты и типичные ошибки в составлении деловых текстов.

18. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, традуктивные (по аналогии).

19. Основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

20. Действие и значение законов логики в области предпринимательства.

21. Определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность — коренные и необходимые свойства мышления делового человека.

22. Логические ошибки, связанные с нарушением нормативных правил мышления.

23. Понятие аргументации. Структура и особенности аргументов в сфере бизнеса.

24. Спор – искусство. Моральный кодекс спора.

25. Субъекты аргументативного процесса: пропонент, оппонент, аудитория.

26. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация.

27. Доказательство и опровержение: прямое, косвенное.

28. Софизмы и логические парадоксы.

29. Роль аргументации, доказательства и убеждения в практической

деятельности менеджера и в принятии деловых решений.

30. Деловой стиль аргументации.

31. Дедукция, индукция и аналогии в процессе аргументации.

32. Переговоры. Особенности языка и логики деловых переговоров.

Наши рекомендации