Методические указания к решению задач
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы или явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного познания), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении деревья могут быть высокими и низкими, с листьями и без; березами, осинами и т.д.
Содержание понятия - это мыслимые в понятии общие и существенные признаков предметов.
Объем понятия - это охватываемые им предметы мысли.
По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия - это понятия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия - это понятия, объем которых состоит из двух и более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия - это понятия, объем которых является пустым множеством, т. е. не содержит ни одного предмета из универсума рассуждения /«водяной», «вечный двигатель»/; неопределенные понятия - это понятия, объем которых не установлен /«инопланетянин»/.
По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные - в них мыслятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), обладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «баба яга»/. Абстрактные - в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие самостоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные - понятия, в содержании которых указывается на наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные - понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные - понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Безотносительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные - это понятия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) - это понятия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.
Одни и те же понятия в разных суждениях могут употребляться как в собирательном (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном смыслах (когда нечто утверждается или отрицается о всех предметах объема и о каждом).
Задача: Установите объем и содержание понятий:
Пример: «Право».
Решение: Содержание понятия «право» - «совокупность норм поведения людей, установленная или санкционированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» - все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.
Задача: Определите вид данных понятий по объему.
Пример: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук».
Решение: «Прокурор» - общее, «премьер-министр РФ» - единичное, «кандидат театральных наук» - пустое.
Задача: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).
Пример: «Галактика».
Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.
Задача: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в несобирательном смысле.
Пример: «Артисты театра».
Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» - данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом.
«Артисты театра - люди искусства» - в разделительном смысле, потому что речь идет о каждом артисте
театра.
Ограничение - переход от данного родового понятия к видовому /«студент», «студент ВСГТУ»/. Единичные понятия не ограничиваются, так как нельзя найти их вид.
Обобщение - переход от данного видового к родовому /«студент», «учащийся»/. Пределом обобщения являются категории - предельно общие понятия. В каждой науке имеются свои категории /«бытие», «материя», «элементарная частица», «химический элемент», «человек», «право» и т.п.
Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Структура определения: определяемое (обозначается: dfd) - то, что раскрывается в определении - предмет, понятие, слово. Определяющее (обозначается: dfn) - общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого. В определении «Конституция есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство» определяемым (dfd) является «конституция», а определяющим (dfn) - «основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство».
Правила определения:
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем dfd должен быть равен объему dfn (Vdfd=Vdfn). Ошибки: а) слишком широкое определение (Vdfd<Vdfn) /«Студент - это учащийся» - учащимися являются и школьники/; б) слишком узкое определение (Vdfd>Vdfn) /«Студент - это учащийся вуза» - студентами являются и учащиеся ссузов/; в) в одном отношении слишком широкое, а в другом отношении слишком узкое определение /«Бочка - это сосуд для хранения жидкостей» - не только в бочках хранят жидкости, и в бочках хранят не только жидкости, но и рыбу, грибы, сыпучие вещества и т.д./;
2. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Ошибки: а) «Круг в определении» возникает, если dfd определяется через dfn, а затем dfn через dfd. /«Вращение - это движение вокруг своей оси, а ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение»/; б) «тавтология» возникает, если в dfn присутствует dfd. /«Фильтр - это прибор для фильтрования»/.
3. Определение должно быть четким и ясным. Здесь может быть два случая нарушения правила: а) Ошибка «определение через неизвестное» возникает, когда термины, используемые в dfn неизвестны или непонятны; б) за определение принимают метафору /«повторение - мать учения»/ .
4. Определение не должно быть полностью отрицательным /«Прокурор - это не судья»/.
Определения бывают реальными и номинальными. В реальных определениях раскрывается сущность самого предмета или явления /«Раздражимость - это ответная реакция организма на изменения окружающей среды, помогающая ему адаптироваться и выжить в изменяющихся условиях»/, а номинальные представляются собой соглашения относительно данного термина /«Ночным временем в трудовом праве принято считать время с 22 часов до 6 следующего утра»/.
Наиболее распространенным видом определения являются определения через ближайший род и видовое отличие. Такие определения, как правило, компактны и весьма понятны, в отличие от определений, в которых dfn выражается не через ближайший род. Сравните «Квадрат - это равносторонний прямоугольник» и «Квадрат - это геометрическая фигура на плоскости, с четырьмя равными сторонами и четырьмя равными углами».
Логическое (таксономическое) деление - это выделение в объеме понятия подклассов (таксонов), являющихся объемами новых (видовых по отношению к исходному) понятий. Структура деления: делимое понятие, члены деления - полученные в результате выполнения этой операции подвиды данного понятия, основание деления - признак, по которому производится эта операция. /«Право делится на рабовладельческое, феодальное и др.». Делимое понятие - «право», члены деления - «рабовладельческое», «феодальное» и др., основание деления - исторический тип/. Членение предмета на части называют мереологическим делением /«Год делится на 12 месяцев»/.
Правила логического деления:
1. Деление должно быть соразмерным. Объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления. Ошибки: а) неполное деление /«Углы делятся на острые и тупые» - пропущены «прямые»/; б) деление с лишними членами /«Преступления делятся на умышленные, неумышленные и проступки»/.
2. Деление должно производиться по одному основанию. Ошибка: перекрестное, или сбивчивое деление /«Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей»/.
3. Члены деления должны исключать друг друга. /Ошибочным будет деление: «Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»/.
4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. Ошибка - «скачок в делении» /«Право делится на трудовое, уголовное, наследственное и т.д.» - надо было сначала закончить деление права на отрасли: трудовое, уголовное, гражданское, а уже затем переходить к делению гражданского права на право собственности, обязательное право, наследственное право и т.д./.
Задача: Ограничить и обобщить понятие:
Пример 1: «Солнце».
Решение: Не ограничивается, так как является единичным понятием. Обобщение - «Звезда».
Пример 2: «Собака».
Решение: Ограничение - «Доберман». Обобщение - «Животное».
Задача: Установите, являются ли приведённые ниже определения корректными, а если - нет, укажите какие правила в них нарушены:
Пример: «Юрист - это неравнодушный человек, защищающий права людей».
Решение: Ошибки: «несоразмерное определение», так как объемы понятий dfd и dfn находятся в отношении перекрещивания; «нечеткое определение».
Задача. Соблюдены ли правила логического деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено?
Пример: «Животные делятся на травоядных, хищников и беспозвоночных».
Решение: Здесь произведено как неполное деление, так как не перечислены паразиты; так и деление с лишними членами - беспозвоночные. Деление сбивчивое, так как произведено не по одному основанию. Члены деления не исключают друг друга. Данное деление также является непоследовательным, так как при незаконченном делении по одному основанию переходят к делению по другому основанию.
Основные законы мышления называются так, потому что их выполнение важно в любом процессе мышления. Первые три закона сформулировал Аристотель. А четвертый был сформулирован Г. Лейбницем.
1. Закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе».
Символическая запись: А=А.
Выполнение данного закона предохраняет нас от двусмысленности, неточного употребления терминов, подмены одного предмета размышления другим.
Ошибки:
A) Амфиболия - двусмысленность. /«Ученики прослушали разъяснения учителя»; «Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки»; «Утром все получили наряды»/.
Б) Подмена понятия может возникнуть из-за невнимательности, непреднамеренно, когда мы ошибочно отождествляем различные понятия. Например, вместо того, чтобы сказать: «Юрий на новой работе сможет получить квартиру», мы говорим: «Юрий на новой работе получит квартиру». Ясно, что понятие «возможности получения квартиры» не равнозначно понятию «получения квартиры». К сожалению, достаточно часто подмена понятия применяется преднамеренно. Например, иногда некоторые кандидаты в депутаты обещают помочь, например, в получении жилья своим избирателям, а помогают лишь себе и своим близким. Уловки иногда демонстрируют дети. Данзан спрашивает у мамы: - «Кошки боятся собак?». - «Да». - «А ведь львы - это кошки. Значит, львы боятся собак». Здесь налицо сочетание амфиболии и подмены понятия.
B) Путаница в понятиях.
/ Пример из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла: «Герцогиня терлась возле Алисы, приговаривая:
- Ты не обижаешься, что я не обнимаю тебя? У твоего фламинго такой опасный клюв! Но если ты настаиваешь, то я рискну!
- Нет, нет, он и вправду может клюнуть! - сказала Алиса, потихоньку отодвигаясь от назойливой Герцогини.
- И то правда! Подхватила Герцогиня. - Фламинго кусается не хуже горчицы. И их этого следует мораль: у каждой птички свои привычки.
Алиса тем временем размышляла вслух:
- Птица не горчица, а горчица не птица. Кажется, горчица - минерал.
- Конечно, минерал, - подтвердила Герцогиня. - Минерал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закладывают при подкопах. А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре - самое главное!
- Вспомнила, - сказала вдруг Алиса. - Горчица - это овощ. Правда, на овощ она не похожа - и все-таки овощ!
- Я совершенно с тобой согласна - сказала Герцогиня. - А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время». Это полный апофеоз бессмыслицы./.
2. Закон непротиворечия: «Два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть вместе истинными».
Символическая запись: — (Ал—А).
Проще говоря, нельзя утверждать два противоречащих или противоположных суждения, нельзя себе противоречить. Например, в одно и то же время, в одном и том же отношении нельзя утверждать, что некое озеро глубокое и мелкое /противоположность/, как и нельзя утверждать, что озеро глубокое и неглубокое /противоречие/. Или утверждать: «Все пошли в кино» и в то же время: «Никто не пошел в кино» /противоположность по логическому квадрату/. Как и нельзя утверждать: «Все пошли в кино» и «Некоторые не пошли в кино» /противоречие по логическому квадрату»/.
/Пример: Однажды Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котел. Сосед дал, хотя и неохотно. Возвращая котел хозяину, Насреддин вместе с ним дал еще и кастрюльку, сказав, что эту кастрюльку родил котел. Сосед согласился с таким объяснением и кастрюльку взял. В следующий раз Насреддин вновь взял котел, но уже не вернул. А когда сосед потребовал котел обратно, то ответил: «С удовольствием вернул бы тебе котел, да не могу, потому что он умер». - «Как! - возмутился сосед, что ты говоришь чепуху - разве котел может умереть?» - «Отчего же котел не может умереть, если он может родить кастрюльку?»./
3. Закон исключенного третьего: «Два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными: одно из них истинно, другое - ложно, а третьего не дано». Проще говоря, нельзя отрицать два противоречащих суждения. Символическая запись: Аv—А.
Два противоположных суждения могут одновременно ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро мелкое»/, а два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро неглубокое»/.
/Пример нарушения закона исключенного третьего: «Нельзя сказать, что это деяние - преступление. Как и нельзя сказать, что это деяние не является преступлением»./
4. Закон достаточного основания: «Ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного обоснования».
Закон направлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рассуждений. Закон достаточного основания - враг всяких догм, суеверий, предрассудков.
/Примеры: «Черная кошка перешла мне дорогу, значит, мне не стоит ходить на экзамен». «Смородников был в квартире в тот день, когда была обнаружена пропажа драгоценностей. Значит, он - вор»/.
Аргументация - это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Обоснование может быть полным и неполным. При полном обосновании (доказательстве) тезис непосредственно следует из аргументов. Неполное обоснование называется подтверждением.
Доказательство - логическая операция полного обоснования истинности какого-либо положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В структуру доказательства входят три элемента: 1) Тезис Т - доказываемое положение. 2) Аргументы - вспомогательные положения, с помощью которых обосновывается тезис. 3) Демонстрация - логическая связь между аргументами и тезисов. В качестве аргументов используются: 1) установленные общие положения (т.е. различного рода принципы, нормы права, законы, общие правовые, уставные положения и т.д.). 2) удостоверенные суждения о фактах (данные наблюдений, экспертиз, документы, статистические обобщения и т.д.) 3) суждения, принимаемые в качестве очевидных: аксиомы, постулаты, определения, высказывания, многократно проверенные практикой.
Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве подбираются аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса. При косвенном доказательстве используют антитезис - суждение, противоречащее тезису.
Схема прямого доказательства:
1. Подбираются аргументы, прямо направленные на обоснование тезиса (по дедукции, по индукции или аналоги).
Схема косвенного апагогического («от противного») доказательства.
1. Выдвигается антитезис.
2. Из антитезиса выводятся следствия.
3. Следствия сопоставляются с фактами.
4. Из ложности следствий выводится ложность антитезиса. А отсюда - истинность тезиса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Батурин В.К. Логика: Учебное пособие / В. К. Батурин. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com 2013)
2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: Учебное пособие / И. Н. Лаврикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. (ЭБС znanium.com 2012)
3. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. (ЭБС znanium.com)
Дополнительная:
4.Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации: К учебному курсу для специалистов по связям с общественностью — М.: УРСС, 2004
5.Гетманова А. Д. Учебник логики, — М., КноРус, 2011
6.Гетманова А. Д. Учебник логики: со сборником задач. — М., КноРус, 2011
7.Ивин А.А. Логика. — М.: Юрайт, 2012
8.Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации - М.: ЮНИТИ, 2005
9.Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на- Дону., 2007.
10.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - М., 2007
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Владимирский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика и теории аргументации»
Выполнил: студент 1 курса
направления 38.03.02
«Менеджмент»
группа ЗБ3-МН-101
Иванов И.И.
Преподаватель: доцент кафедры «Философия, история и право»,
кандидат филологических наук
Кузнецова Е.А.
Владимир 2015
Приложение 2
Вопросы для подготовки к зачету
1. Значение и возможности логики в формировании мышления предпринимателя.
2. Правильное и неправильное мышление.
3. Роль логики в формировании культуры мыслительной деятельности человека.
4. Интеллектуальные способности, вырабатываемые изучением формальной логики.
5. Значение отточенного мышления и умения оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключение.
6. Полемика в деловом общении.
7. Возможности выражения средствами формальной логики различных сторон предпринимательской деятельности.
8. Структура и особенности языка и логического мышления в деловой сфере
9. Структура рассуждения: посылки (допущения), заключение (вывод).
10. Понятие, суждение, умозаключение как формы логического мышления.
11. Типичные ошибки в выработке слов и употреблении понятий.
12. Характерные черты экономических понятий, отражающих содержание предпринимательской деятельности.
13. Понятийный аппарат предпринимателя.
14. Важность четкого понятийного мышления в бизнесе.
15. Значение суждений в познании и их роль в деловом общении.
16. Особенности делового текста (контрактов).
17. Логические стандарты и типичные ошибки в составлении деловых текстов.
18. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, традуктивные (по аналогии).
19. Основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
20. Действие и значение законов логики в области предпринимательства.
21. Определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность — коренные и необходимые свойства мышления делового человека.
22. Логические ошибки, связанные с нарушением нормативных правил мышления.
23. Понятие аргументации. Структура и особенности аргументов в сфере бизнеса.
24. Спор – искусство. Моральный кодекс спора.
25. Субъекты аргументативного процесса: пропонент, оппонент, аудитория.
26. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация.
27. Доказательство и опровержение: прямое, косвенное.
28. Софизмы и логические парадоксы.
29. Роль аргументации, доказательства и убеждения в практической
деятельности менеджера и в принятии деловых решений.
30. Деловой стиль аргументации.
31. Дедукция, индукция и аналогии в процессе аргументации.
32. Переговоры. Особенности языка и логики деловых переговоров.