Образовательные технологии. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
ЛОГИКА
Код и направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль
История
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва
1. Цель освоения дисциплины:
формирование у бакалавра логической культуры, представлений о логике как науке, ее роли и значения в обыденной жизни и профессиональной деятельности человека.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть (Б.1).
Изучение дисциплины не предусматривает специальных требований к входным знаниям, умениям и компетенциям студента. Базовыми для освоения учащимися дисциплины «ЛОГИКА» являются знания, умения, способы деятельности и установки, полученные им в высшем учебном заведении ранее.
Дисциплина «Логика» является предшествующей при дальнейшем обучении бакалавров практически для всех дисциплин, изучаемых в процессе всего срока обучения.
3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины:
· Культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее достижения (ОК-1);
· Способность логически верно строить письменную и устную речь (ОК-6);
· Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· принципы и законы правильного мышления;
· правила и типичные ошибки логических операций с понятиями, ошибки неполной индукции, правила и ошибки рациональной аргументации.
уметь:
· точно и ясно формулировать свои высказывания и вопросы, логически грамотно строить рассуждения, отличать корректную аргументацию от некорректной.
владеть навыками:
· критического мышления, аргументированного ведения дискуссий.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа)
Структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | Предмет логики и ее значение. | ||||||
2. | Понятие как форма мышления. | ||||||
3. | Суждение. Вопрос. Норма. | ||||||
4. | Законы логики как принципы правильного мышления. | ||||||
5. | Умозаключение как способ рассуждения. | ||||||
6. | Основы аргументации. | ||||||
7. | Гипотеза как форма познания. | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Предмет логики и ее значение | Рассуждение как основной вид мыслительной процедуры. Истинность и правильность мышления. Логическая форма и способы ее выявления. Формализация. Понятие логического закона. Основные законы логики как принципы правильного мышления. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Возникновение и развитие логики как науки. Логика и культура мышления. Значение логики в теоретическом и обыденном познании, в профессиональной деятельности журналиста. | |
Понятие как форма мышления | Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Содержание и объем. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, подчинение, пересечение. Типы несовместимости: соподчиненность, противоположность, противоречие. Графическая схема отношений между понятиями. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение, деление и классификация, определение понятия. Приемы, сходные с определениями. Роль и значение операции определения понятий в обыденной жизни человека и его профессиональной деятельности. | |
Суждение. Вопрос. | Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения.Простое категорическое суждение и его структура. Деление простых суждений по количеству и качеству. Объединенная классификация простых категорических суждений. Отношения между простыми суждениями по их истинности. Сложное суждение и его виды. Формальная истинность сложного суждения. Табличное определение формальной истинности сложного суждения. Отрицание сложных суждений. Вопрос и его значение в познании. Виды вопросов и ответов. Вопрос-ответная процедура в деятельности журналиста. | |
Основные законы формальной логики | Основные принципы правильного мышления: ясность и точность, недопустимость противоречий, определенность и последовательность, доказательность (обоснованность). Законы формальной логики и как выражение принципов правильного мышления. Закон тождества. Закон (не)противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Значение основных законов логики в обыденной жизни и профессиональной деятельности. | |
Умозаключение как способ рассуждения | Умозаключение как рассуждение. Структура умозаключения: посылки и заключение. Правильность рассуждения и истинность заключения. Понятие логического следования. Дедуктивные и недедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения: умозаключение на основе «логического квадрата», превращение, обращение, противопоставление предикату. Опосредованные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его особенности. Структура силлогизма. Общие правила силлогизма. Графическая схема простого категорического силлогизма и его правильность. Энтимема и ее особенности. Полисиллогизм и сорит. Умозаключения на основе сложных суждений. Условные умозаключения и их разновидности: чисто условные и условно-категорические умозаключения. Разделительные умозаключения: чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения. Условно-разделительные умозаключения: дилемма, трилемма, полилемма. Табличный способ установления правильности умозаключений на основе сложных суждений. Недедуктивные умозаключения: индукция и аналогия. Полная и неполная индукции. Популярная и научная индукция. Типичные ошибки популярной индукции. Виды научной индукции: индукция через отбор и индукция на основе причинно-следственной связи. Индуктивные методы установления причинно-следственной связи. Значение индуктивных умозаключений в процессе познания, в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Умозаключения по аналогии. Виды аналогии: формальная и буквальная, строгая и нестрогая, свойств и отношений. Условия, повышающие степень вероятности выводов по аналогии. Аналогия и моделирование. Использование метода моделирования в социальных науках. Компьютерное моделирование. | |
Основы аргументации | Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Структура аргументации. Виды аргументации: рациональная и иррациональная, универсальная и контекстуальная. Полное и неполное обоснование. Доказательство как логическая процедура. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства, способы доказательства. Опровержение и его способы. Правила и ошибки доказательства и опровержения. Корректная и некорректная аргументация. Спор как разновидность аргументации. Виды спора. Софизмы и паралогизмы. Понятие логического парадокса. | |
Гипотеза как форма познания | Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Структура гипотезы. Способы подтверждения (верификация) гипотез. Опровержение (фальсификация) гипотез. Версия как специфический вид гипотезы. |
Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Логика» можно использовать как информационные лекции,так илекции-визуализации.
Основными видами освоения теоретического материала являются практические занятия и самостоятельная работа студентов с конспектами лекций, учебниками, словарями и справочниками, а также выполнение индивидуальных домашних заданий.