Работа с литературными источниками
Л.В.Гринец
Размножение и выращивание декоративных растений
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочного отделения факультета агротехнологий и землеустройства
Екатеринбург, 2016
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования»
для бакалавров направления подготовки
110500.62 « Садоводство»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
1. Выбор темы и составление плана курсовой работы …………………….6
2. Работа с литературными источниками……………………………………8
3. Работа над содержанием………………………………………….…..…..10
4. Правила оформления курсовой работы……………………………….…13
5. Защита курсовой работы………………………….………………………21
6. Рекомендуемая литература………………………………………….……31
Приложения…………………………………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Расширение зеленого строительства –одна из сторон проявления заботы об улучшении условий труда и отдыха трудящихся, об удовлетворении их эстетических потребностей. Ежегодно все больший размах приобретает озеленение городов, поселков, сел, промышленных предприятий и заводских цехов. Создаются новые парки, скверы, уголки отдыха.
Все более необходимыми в жизни в течение круглого года становятся живые цветы. Зеленые насаждения, кроме обогащения окружающей среды кислородом, очищают воздух от пыли, гари, газов, сглаживают температурные колебания воздуха, увеличивают в сухие периоды его влажность, снижают уличный шум, оздоровляют среду благодаря выделению фитонцидов.
Согласно генеральным планам и проектам застройки в городах и населенных пунктах на озеленение должно отводиться до 50% площади. Для обеспечения таких площадей зелеными растениями необходимо уделять большое внимание их размножению и распространению по территории Республики Татарстан.
Задачей курсовой работы является самостоятельное изучение и углубление навыков, полученных в процессе лекционных и практических занятий по способам размножения и технологии выращивания декоративных растений в открытом и защищенном грунте.
Выполнение курсовой работы требует от студента определенных знаний по метеорологии, защите растений, агрохимии, почвоведению, цветоводству, декоративному садоводству. Студент должен уметь провести предпосевную подготовку семян, посадочного материала, черенков, луковиц и других частей растений, используемых для вегетативного размножения различными способами, вырастить качественную рассаду, рассчитать площадь питания рассады и растений, определить норму высева или густоту стояния растений в поле, выбрать правильную схему посева (посадки) посадочного материала.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо показать свое умение работать с литературными источниками, дать всестороннюю и объективную оценку современному состоянию изучаемого и разрабатываемого вопроса поданному предмету исследований, самостоятельно выполнить экспериментальную часть курсовой работы, последовательно и логически излагать свои мысли, делать обобщения и выводы, вносить предложения.
После каждой таблицы должен быть сделан анализ и обоснование. В конце работы необходимо привести перечень используемой литературы.
Выбор темы и составление плана курсовой работы
Темы курсовой работы утверждаются кафедрой. Студент должен выбрать тему в начале семестра, защита работы проводится, как правило, в конце семестра. Обучающийся может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним (Приложение А).
При выборе темы каждый студент, разумеется, исходит из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Ведь очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая какое-то удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен. Далее, выбирая тему, нужно исходить из реальных возможностей обучающегося собрать необходимый материал – фактический, исследовательский, библиографический и т.п. Необходимо учесть и тот момент, что материалы курсового проекта можно будет использовать для дальнейшего развития, расширения и углубления данной темы в последующих научно-исследовательских работах.
Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня.
Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения, раскрытие взаимосвязи между социальными, экологическими, экономическими, культурными и другими явлениями.
Одновременно с выбором темы целесообразно сразу же определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана. Первоначально он представляет собой набросок исследования, который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания.
Окончательный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем. Все вопросы плана должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливаться последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.
Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсового проекта, они будут выглядеть так:
• план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;
• план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;
• не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;
• нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;
• план должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных.
Слово «план» используется на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы. Но при оформлении проекта слово «план» не пишется. На странице, следующей за титульным листом, вверху пишут прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним - то, что собственно и составляет план работы.
Работа с литературными источниками
Следующий этап подготовки работы - обзор научной и практической литературы. Без глубокого изучения освещенных в печати аспектов исследуемой проблемы сделать качественную работу невозможно. Наряду с базовыми знаниями в определенной области необходимо владеть информацией о современных течениях и тенденциях развития данного направления, о позициях ведущих ученых, о проблемах, обсуждаемых на страницах периодической литературы и т.д.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
1. общее ознакомление с литературным источником в целом по его оглавлению;
2. беглый просмотр всего содержания;
3. чтение в порядке последовательности расположения материала;
4. выборочное чтение какой-либо части литературного источника;
5. выписка представляющих интерес материалов.
Изучение литературы по выбранной теме лучше начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературных источников желательно соблюдать следующие рекомендации:
- начинать работу следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого перейти к инструктивным материалам (использовать инструктивные материалы только последних изданий);
- детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам курсового проекта, предусмотренным планом;
- при изучении литературы не стремитесь освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирайте только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовом проекте;
- изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;
- не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью;
- старайтесь ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.
Работа над содержанием
Когда план готов, начинается работа над содержанием. Материал, составляющий содержание курсового проекта, должен быть не только тщательно собран, но и правильно организован. Такая организация достигается четкой структуризацией работы: введение, две-три главы, заключение, список использованной литературы (библиографический список), приложение. Объем работы, как правило, составляет 25-30 страниц машинописного текста.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее конкретизируется объект и предмет исследования, определяется цель и содержание поставленных задач, указывается метод (или методы) исследования.
Таким образом, введение - очень ответственная часть курсового проекта, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые её квалификационные характеристики.
Освещение актуальности должно быть четким, немногословным. Достаточно в пределах одной-двух страниц текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Далее следует перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Обычно это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, выявить… и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание работы; предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Во введении необходимо также указать методы исследования, которые служат инструментом в сборе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.
Основная часть состоит, как правило, из двух или трех глав, содержание которых зависит и от учебной дисциплины, и от темы. Здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования, обобщаются результаты.
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсового проекта и полностью её раскрывать. Здесь бакалавр показывает своё умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать предъявляемым требованиям.
Заключение, так же, как и введение, можно начать с краткого упоминания значимости выбранного направления исследования, переходящего в анализ полученных результатов. Следует по пунктам систематизировать основные выводы и предложения (рекомендации), сделанные в работе, указать, на что они направлены. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследованной темы, формы и методы её дальнейшего изучения.
Список использованной литературы (библиографический список) составляет одну из существенных частей курсового проекта и отражает самостоятельную творческую работу магистра.
Всё, что касается поиска литературы и работы с ней, рассматривалось выше (в предыдущих разделах).
Список использованной литературы, источников формируется параллельно ходу выполнения работы. В конце необходимо произвести лишь его систематизацию - фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещаются по алфавиту.
Источники на иностранном языке обычно помещаются по алфавиту после основного перечня.
Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе. Если магистр делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения (рисунки, схемы, таблицы, геологические карты разного назначения, геолого-литологические, инженерно-геологические и гидрогеологические разрезы; данные геологической разведки и т.п.) усиливают наглядность проекта, глубже раскрывают суть процессов и явлений, делают высказанные положения более аргументированными и убедительными. Приложения располагают в конце работы после списка использованной литературы, от которого их отделяет лист с надписью в центре «Приложения». Затем следуют сами приложения, каждое из которых может состоять из одного или нескольких листов. Каждое приложение должно иметь заголовок.