Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

1) иметь представление:

§ об основных этапах развития логики как науки;

2) знать:

§ основные разделы и центральные проблемы логики;

§ главные законы логики;

§ основные семантические категории и термины языка логики высказываний;

§ сущность и виды понятий, операции с понятиями и отношения между ними;

§ строение простых и сложных суждений, их виды;

§ виды умозаключений и основные правила логического вывода;

§ логические основы теории аргументации и виды доказательств;

в) уметь:

§ применять категориально-понятийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

§ применять законы и правила логики для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

§ самостоятельно работать с источниками и литературой в целях самообразования;

§ планировать и осуществлять свою деятельность на основе использования логических законов и правил;

§ производить операции с понятиями;

§ формализовывать на языке символической логики простые и сложные суждения;

§ проверять истинность и правильность умозаключений;

г) владеть навыками:

§ решения различных логических задач;

§ нахождения логических ошибок в рассуждениях;

§ письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения;

§ публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, отстаивания собственных взглядов во время публичных выступлений, практического анализа логики различного рода рассуждений.

Место дисциплины в профессиональной подготовке

Выпускника Академии ГПС МЧС России

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника определено Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предусматривающим логику в качестве федерального компонента цикла ГСЭ ФГОС ВПО третьего поколения по специальностям (направлениям подготовки):

081100 – «Государственное и муниципальное управление»;

031003 – «Судебная экспертиза».

Дисциплина «Логика» связана с такими дисциплинами учебного плана, как философия, история, политология, социология, психология, культурология, теория государства и права, экономическая теория, профессиональная этика, риторика, КСЕ, математика, информатика и др.

Объем дисциплины и виды учебной работы

2.1. По специальности «Государственное и муниципальное управление»:

№ п/п Виды учебных занятий Количество по учебному плану (очная форма) Семестр (очная форма)
У.е. часов
1. Общая трудоемкость дисциплины -
2. Аудиторные занятия 1,5 -
3. Лекции 0,72 -
4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя   - - -
5. Семинарские занятия 0,78 -
6. Контрольная работа   + -
7. Реферат   - - -
8. Самостоятельная работа 1,5 54[2] -
9. Промежуточная аттестация (зачет дифференцированный)[3]   -

2.2. По специальности «Судебная экспертиза»:

№ п/п Виды учебных занятий Количество по учебному плану (очная форма) Семестр (очная форма)
У.е. часов
10. Общая трудоемкость дисциплины -
11. Аудиторные занятия 1,5 -
12. Лекции 0,61 -
13. Самостоятельная работа под руководством преподавателя   - - -
14. Семинарские занятия 0,89 -
15. Контрольная работа   -
16. Реферат   - - -
17. Самостоятельная работа 0,5 18[4] -
18. Промежуточная аттестация (зачет недифференцированный)[5]   -

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. По специальности «Государственное и муниципальное управление»:

№ п/п Наименование тем Всего часов по рабочему учебному плану Количество часов по видам занятий Сам. работа
аудиторных
Л СЗ КР[6]
I семестр
1. Логика как наука  
2. Логика и язык. Язык как средство познания  
3. Понятие как форма мышления  
4. Операции с понятиями  
5. Простые суждения  
6. Сложные суждения  
7. Основные законы логики  
8. Умозаключение. Выводы из простых суждений  
9. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений  
10. Индуктивные умозаключения  
11. Гипотеза как форма развития знания  
12. Доказательство и опровержение  
13. Дискуссия и спор  
14. Контрольная работа по темам 1-13      
  Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет      
  Итого за 1 семестр
  Итого аудиторных часов за 1 семестр
ИТОГО ПО КУРСУ:

3.2. По специальности «Судебная экспертиза»:

№ п/п Наименование тем Всего часов по рабочему учебному плану Количество часов по видам занятий Сам. работа
аудиторных
Л СЗ ИАФО КР[7]
I семестр
1. Логика как наука. Законы логики  
2. Логика и язык. Язык как средство познания 2[8] 2  
3. Понятие как форма мышления  
4. Операции с понятиями 2  
5. Простые суждения  
6. Сложные суждения  
7. Умозаключение. Выводы из простых суждений  
8. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений  
9. Индуктивные умозаключения  
10. Доказательство и опровержение  
Викторина «Погоня за логическими ошибками» - 2   -
12. Дискуссия и спор 2  
  Контрольная работа по темам 1-12 - - -
13. Эвристическая игра «Политические дебаты» - 4  
14. Эвристическая игра «Судебное заседание» - 4  
  Промежуточная аттестация – зачет недифференцированный      
  Итого за 1 семестр
  Итого аудиторных часов за 1 семестр
ИТОГО ПО КУРСУ

4. Планы семинарских занятий, литература и практические задания к ним:

План семинара № 1

по теме: Логика как наука (2 часа)[9]

1. Предмет и задачи логики.

2. Мышление и его особенности.

3. Этапы развития логики. Многообразие логик.

Контрольные вопросы:

1. Каковы значения термина «логика»?

2. Когда и где появилась логика?

3. Каковы причины появления логики?

4. Что составляет объект и предмет логики?

5. В каких формах осуществляется процесс познания?

6. Что такое абстрактное мышление? Каковы его основные особенности?

7. Что такое логическая форма и логический закон?

8. Чем истинность отличается от правильности?

9. Каковы основные достижения логики Древнего мира?

10. Охарактеризуйте основные этапы развития логики.

11. Чем классическая логика отличается от современной?

12. Каково значение логики для деятельности руководителя?

Практические задания:

1. Какое из пяти слов в каждом списке лишнее. Сделав выбор, объясните свое решение:

А) топор, пила, лопата, бревно, молоток

Б) медведь, корова, дельфин, курица, белка

В) Фобос, Каллисто, Ганимед, Луна, Меркурий

Г) золото, железо, ртуть, алюминий, бронза

Д) Москва, Дублин, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Афины

2. Переставьте в нижеприведенных словах буквы так, чтобы получились осмысленные термины:

Шиамна, теевр, фекри, езежол, улбтоф, киамедяа, рмео, олакиг, рожап, лабосак, диропом, соратак, даум, докилорк, втекоц, сюртал, кораеж, касим, лукаб, трикса, дарабкабара.

3. Определите, какие из высказываний и рассуждений являются истинными или ложными, правильными или неправильными:

1) Земля вращается вокруг Солнца.

2) Солнце вращается вокруг Земли.

3) Луна вращается вокруг Солнца.

4) Все лебеди – белые.

5) Уильям Шекспир родился в 1527 году

6) Полное собрание писем Ромео и Джульетты издано в 1727 году.

7) Никакая частица, имеющая ненулевую массу покоя, не может двигаться быстрее скорости света.

8) Поскольку все тигры питаются травой, некоторые травоядные - тигры

9) Поскольку все тигры питаются травой, некоторые травоядные полосаты

10) Поскольку религиозная философия не научна, то и вся философия не научна.

11) Все тигры – полосатые, поэтому зебра – тигр.

12) Все металлы поддаются ковке, поэтому ртуть – не металл.

13) Если человек любит читать, то у него дома много книг.

14) Если у человека дома много книг, значит, он любит читать.

15) Я люблю читать, поэтому у меня дома много книг.

16) У меня дома много книг, поэтому я люблю читать.

17) У меня дома много книг, потому что я люблю читать.

18) Я люблю читать, потому что у меня дома много книг.

Занимательные задачи:

1. Идет по дороге маленький ребенок и причитает: «И мать у меня есть, и отец, да жаль, я им не сын!» Кем является ребенок?

2. У нас есть 9 монет одинакового достоинства, но одна из этих монет фальшивая: она легче, чем настоящие. В нашем распоряжении имеются простые весы с чашками, но без шкалы, которые лишь показывают отношение тяжелее - легче. Каким образом с помощью всего лишь двух взвешиваний выделить фальшивую монету?

3. В школьном классе непослушных мальчиков столько же, сколько послушных девочек. Кого в классе больше, мальчиков или непослушных детей?

4. В пещере лежат 4 колпака – 2 белых и 2 черных. В пещеру входят три мудреца, которые знают, сколько там лежит колпаков и какого цвета. Но в пещере темно, поэтому мудрецы на ощупь выбирают себе колпак, надевают на голову и по одному выходят из пещеры. Первый идет куда глаза глядят. Второй идет за ним и видит, какого цвета на нем колпак. Третий идет последним и видит, какого цвета колпак на первом и втором. Вопрос: всегда ли среди этих трех мудрецов найдется тот, который догадается, какого цвета на нем колпак, и громко воскликнет: «Я знаю, на мне…!»? Ответ нужно обосновать. Мудрецы не оборачиваются, не разговаривают и т.д.

Литература:

Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. Учебник. - М., 1998. С. 7-33.

Гетманова А. Д. Логика для юристов. Со сборником задач. – М.: КНОРУС, 2012.

Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: Владос, 1995. С. 3-18, 232-284.

Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 3-24.

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. С. 6-15, 26-30.

Никифоров А. Л. Логика. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. С. 5-19.

План семинара № 1

по теме: Логика как наука. Законы логики (2 часа)[10]

1. Предмет и задачи логики.

2. Мышление и его особенности.

3. Основные законы логики.

Контрольные вопросы:

1. Каковы значения термина «логика»?

2. Когда и где появилась логика?

3. Каковы причины появления логики?

4. Что составляет объект и предмет логики?

5. В каких формах осуществляется процесс познания?

6. Что такое абстрактное мышление? Каковы его основные особенности?

7. Что такое логическая форма и логический закон?

8. Чем истинность отличается от правильности?

9. Назовите и охарактеризуйте четыре основных закона логики.

10. К каким ошибкам приводит нарушение логических законов?

11. Что такое софизмы? Придумайте (или вспомните) пример какого-нибудь софизма и покажите, каким образом нарушается в нём закон тождества.

12. Какую роль играет закон достаточного основания в обыденном мышлении и повседневной жизни? Отвечая на этот вопрос, надо принять во внимание, что человеку, как это ни печально, свойственно лгать.

Практические задания[11]:

1. Определите, как нарушается закон тождества в приведённых ниже

софизмах:

а) 15 – это одно число; 15 – это 7 и 8; но 7 и 8 – это два разных числа, следовательно, 15 – это два разных числа.

б) Все люди имеют глаза, значит все существа с глазами – это люди.

в) Один человек пожилого возраста доказывает, что сила его, несмотря на преклонные годы, ничуть не уменьшилась: «В юности и молодости я не мог поднять штангу весом 200 кг и сейчас не могу, стало быть, сила моя осталась прежней».

г) В одной китайской семье родилась девочка. Когда ей исполнился год, к её родителям пришёл сосед и стал сватать девочку за своего двухлетнего сына. Отец сказал: – Моей девочке всего один год, а твоему мальчику целых два, т. е. он в два раза старше её, значит, когда моей дочери будет 20 лет, твоему сыну будет уже 40. Зачем же мне выдавать свою дочь за старого жениха? Эти слова услышала жена и возразила: – Сейчас нашей дочке год, а мальчику два, однако через год ей будет тоже два и они станут ровесниками, так что вполне можно в будущем выдать нашу девочку за соседского мальчика.

Наши рекомендации