Цель и задачи курсовой работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методические рекомендации
Для студентов очной и заочной форм обучения
по специальности 35.02.15 «Кинология»
квалификации «Кинолог» (базовый уровень подготовки)
Барнаул 2016
Общие положения
Курсовая работа является завершающим этапом изучения курса и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
1.2. В соответствии с учебным планом специальности 35.02.15 «Кинология» студент обязан написать курсовую работу по одной дисциплине, изучаемым на соответствующем курсе. Курсовая работа предусматривается учебным планом и программой изучения данной дисциплины.
Первая курсовая работа выполняется в 4 семестре (на базе 11 классов) в 6 семестре (на базе 9 классов) в процессе изучения междисциплинарного комплекса «Методы подготовки собак по продам и видам служб», для очной и заочной форм обучения.
Целью этой работы является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования. Задачи первой курсовой работы, – овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, оформление её в виде проекта организации дрессировки, подготовки и применения собак по различным профилям и направлениям деятельности, формирование выводов и рекомендаций по внедрению проекта в практику с учетом особенностей региона.
Вторая курсовая работа выполняется в 5 семестре (на базе 11 классов) в 7 семестре на базе (9 классов) в процессе изучения междисциплинарного комплекса «Техника и методы разведения собак», для очной и заочной форм обучения.
Целью этой работы является закрепление навыков проведения эмпирического научного исследования. Задачи второй курсовой работы, – использование методов сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, оформление её в виде программы или проекта организации соревнований, состязаний, испытаний по одному из видов дрессировки, либо по их комплексу, формирование выводов и рекомендаций по внедрению программы (проекта) в практику с учетом особенностей региона.
1.3. Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.
1.4. Каждый студент выбирает тему курсовой работы на кафедре по своему желанию и с согласия преподавателя – руководителя темы. При возникновении затруднений с выбором темы, подбором литературы, составлением плана работы студенту следует обратиться к преподавателям, ведущим занятия на курсе.
1.5 Тематика курсовых работ, рекомендуемых студентам, разрабатывается, обсуждается и утверждается ежегодно соответствующей кафедрой, осуществляющей руководство курсовыми работами в срок до 25 августа года, предшествующего учебному. Тематика курсовых и дипломных работ сообщается студентам всех курсов не позднее двух недель с начала семестра.
Студент может предложить свою тему курсовой работы, представив обоснование целесообразности ее разработки.
1.6 Объем курсовой работы должен быть не менее 25 и не более 35 машинописных страниц основного текста (титульный лист, задание на курсовую работу и список использованных источников в этом объеме не учитываются; объем приложений не ограничивается). Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Word.
1.7 Курсовая работа должна включать в себя:
титульный лист;
задание на курсовую работу;
содержание (план работы);
введение (обоснование актуальности исследования; постановка целей и задач, решаемых в работе; указание на предмет и объект исследования);
основное содержание с разбивкой на главы (разделы) и параграфы (подразделы), со сносками на использованную литературу, оформленными в соответствии с существующими стандартами;
заключение;
список использованных источников;
необходимые приложения.
Титульный лист должен содержать название данного учебного заведения, фамилию, инициалы и академической звание преподавателя – руководителя, фамилию, имя, отчество студента, номер группы, к которой он принадлежит, название города, а также год написания данной работы.
Оглавление текста курсовой работы следует за титульным листом. Практически всегда академический текст должен состоять из: введения, основной части и заключения. Основная часть разбивается на 2 или 3 раздела, каждый из которых делится на 2 или 3 подраздела.
Более дробное деление не рекомендуется. Структура работы должна быть чётко обоснованной, так, чтобы была видна логика решения проблемы. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Так, введение, основные главы и заключение всегда начинаются с новой страницы. Необходимо следить, чтобы название отдельных разделов не совпадали с общим названием работы.
Введение является особенно тщательно регламентированной частью структуры курсовой работы. В нём требуется отражение следующих пунктов:
- обоснование выбора темы, определение её актуальности значимости для науки и практики;
- определение основной цели работы и подчинённых ей более частных задач;
- определение границ исследования (объект, предмет исследования, хронологические рамки);
- обзор литературы по данной теме (или информационное обеспечение темы);
- краткая характеристика базы исследования;
- методы, которые использовались при решении поставленных задач.
В число задач может входить:
1. изучение литературы с целью теоретического осмысления выбранной темы;
2. анализ состояния породы в регионе и селекционной работы с ней;
3. изучение мнения экспертов по интересующей проблеме;
4. разработка рекомендаций по внедрению выработанной методик, разработанной программы (проекта) и т.д.
Таким образом, если цель работы указывает на предполагаемый результат, то задачи показывают те этапы, которые следует пройти для достижения цели, и являются отражением структуры курсовой работы.
Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания.
Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).
Например, исследование песка - это некоторая часть материального мира, на которую направлено наше работа. Потому песок является объектом исследования. Фильтрационные же характеристики - это как раз то свойство песка, которое представляется наиболее важным именно для данного исследования. Все остальные свойства песка должны рассматриваться в данном исследовании только в связи с влиянием их на фильтрационные свойства, те же свойства, которые не влияют на это, могут в исследовании опускаться. Поэтому фильтрационные свойства - предмет исследования.
Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук - тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения - остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет-объект позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.
В основной части курсовой работы можно выделить стандартные разделы: теоретическую и практическую части.
В теоретической части при изложении научно-теоретических положений студент должен показать знание материала по данной теме, сложившийся опыт, тенденции и нерешённые проблемы в этой сфере деятельности, то есть сделать аналитический обзор, который является обязательным содержательным элементом основной части курсовой работы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определённой теме, содержащий обобщённые и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки использованной информации;
- чёткость структуры;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов;
- ясность, логичность, чёткость и лаконичность изложения.
В практической части рассматривается конкретный эмпирический материал. Студент может использовать в своей работе, как результаты чужих исследований, так и результаты самостоятельного анализа племенной, выставочной деятельности кинологических организаций, методов дрессировки собак и их использовании в работе кинологов как России в целом, так и Сибирского региона в частности. Именно в этой части студент показывает умение увязывать теоретические положения с практическими задачами, вскрывать недостатки племенной работы, кинологической деятельности и их причины, вырабатывать собственные рекомендации совершенствования форм и методов племенной, выставочной работы, методов дрессировки и использования собак, организации кинологической деятельности и собаководства в России и за рубежом. Как правило, результаты проведённого анализа оформляются в таблицы, графики и выносятся в Приложения.
Каждый раздел Основной части курсовой работы заканчивается краткими выводами из предшествующего изложения.
На основную часть приходится почти весь объём цитат, заимствований отдельных теоретических положений, результатов других исследований.
Основные правила цитирования:
- цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки;
- если источник нужного автора недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованного в каком-либо другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: (цитируется по книге…);
- не рекомендуется слишком насыщенное цитирование (2 и более цитат подряд);
- на каждую цитату, оформленную в кавычки или без кавычек, а также, схему, таблицу, классификацию, заимствованные из другой работы, должна быть библиографическая ссылка.
В курсовой работе можно использовать 3 способа оформления библиографической ссылки: построчные примечания (в конце страницы); указание источника непосредственно в тексте; отсылка (в квадратных скобках) к списку литературы, помещённом в конце работы.
Заключительная часть раскрывает значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
Оформление списка изученной и использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы. Он помещается после основного текста работы (перед Приложением). Перечень источников характеризует степень изученности конкретных проблем автором работы, позволяет документально подтвердить достоверность и точность проводимых в тексте заимствований: цитат, таблиц; представляет ценность как справочный аппарат для других исследователей этой темы. Рекомендуется 3 варианта заглавия списка:
1. Литература – если включается вся изученная автором курсовой работы литература, независимо от того, использовалась ли она в работе или нет.
2. Список использованной литературы – если включена только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований.
3. Список использованных источников литературы – если включаются, кроме изученной литературы, и документы.
Расположение литературы в списке может быть: алфавитным, систематическим, по главам работы, хронологическим, в порядке упоминания литературы в тексте.
При оформлении списка литературы следует учитывать достаточно строгие правила описания разных источников: монографий, учебных пособий, многотомных изданий, статей в периодике и т.д.
Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст: инструкции, анкеты, методики, заключения экспертов и т.д. Кроме того, в качестве приложений могут выступать афиши, программы, каталоги ( выставок, соревнований, состязаний), фото-видеоматериалы, материалы-отзывы в прессе, рецензии.
Приложения помещаются в конце работы, каждое должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок; в правом верхнем углу располагается номер приложения.
На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа – это научная работа, имеющая цель научить студента самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.
Курсовые работы призваны углубить и конкретизировать знания студентов в отдельных областях экономики (дисциплинах), привить навыки самостоятельной творческой деятельности. По сути, они являются первым опытом вхождения студентов в экономическую науку.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является важной частью самостоятельной работы студентов и является составным элементом учебного процесса.
Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки дипломной работы.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
работа должна быть написана самостоятельно;
курсовая работа должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением законодательных, нормативных и др. документов по избранной теме;
курсовая работа должна иметь практическую ценность; результаты работы должны быть полезными для применения в практической деятельности;
курсовая работа должна отличаться критическим подходом к изучению литературных источников; материал, используемый из литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой;
изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами;
при написании курсовой работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующего аппарата обоснования;
отдельные разделы курсовой работы должны быть логически связаны между собой;
работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена;
работа завершается конкретными выводами и рекомендациями.