Сообщение темы и цели урока
Мы начнем сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили скажите?
Какое словосочетание написано правильно.
1. Написал надоске.
2. Написал на доске.
3. На писал на доске.
(Приставки пишем слитно, предлоги - отдельно)
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О приставках и предлогах.)
Для чего нам это нужно знать, где это может пригодиться?
Этапы урока | ||
I. Организаци-онныймомент | - Добрый день, дорогие ребята и гости! Начинаем урок русского языка! | |
I. Орг. Момент II. Актуализация опорных знаний Постановка проблемы. Прогнозируемый контроль Самоконтроль с проверкой по эталону Оформление результата | - Добрый день, дорогие ребята и гости! Начинаем урок русского языка! Какое словосочетание написано правильно. Слайд 1 1. Написал надоске. 2. Написал на доске. 3. На писал на доске. (Приставки пишем слитно, предлоги - отдельно) Внимательно посмотрит еще раз на словосочетания и определите тему урока (Правописание приставок и предлогов.) У кого такое же мнение? Слайд 2 Для чего нам это нужно знать, где это может пригодиться? Что вы уже знаете по этой теме? ( Мы знаем что такое приставка и что такое предлог. Но иногда в письменных работах допускаем ошибки. Приставки пишут отдельно, предлоги слитно.) Давайте обозначим наши знания на лесенке знаний. На какой ступеньке мы сейчас можем быть? Мы продолжим работу по теме и в конце урока определим знания наши остались на прежнем уровне или выросли. А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» (слайд 3) В нашей редакции будет работать три отдела: отдел писем, информации и новостей. Каждый отдел состоит из редактора и помощников. Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать соответствующие записи. Отделам писем, информации и новостей предстоит подготовить информационную статью к выпуску очередного декабрьского номера нашей газеты « Приставки и предлоги». Какую задачу мы поставим перед собой ? (найти различия ) Слайд !1!!!!!!!!!Задача Нам нужно рассказать, всё что мы узнали о приставках и предлогах ,приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения и нам нужно заинтересовать этим материалом читателя, чтобы он тоже захотел познакомиться с ними. Я, как главный редактор, буду вам помогать. - Редакторы и помощники готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. И сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной для учащихся начальной школы. Каждая группа проводила исследование. Первая группа, вам слово. (Мы исследовали какие приставки есть в русском языке и выяснили , что …) Вторая группа , ваши результаты ? (Мы узнали ,что в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки) Третья группа, ваш вывод. ( Мы исследовали предлоги …) Эту информацию мы можем опубликовать в нашей статье ? (Да , это необходимо !) Вывод: Мы вспомнили , какие бывают приставки и предлоги. Выполним следующее задание все вместе. 1. Словарно-орфографическая работа. На доске записаны словосочетания: (слайд 4) (за)звучала (за)стеной (от)чалил (от)пристани (под)ложил (под)тетрадь (про)читал (про)зверей – Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1) На глаголы и существительные. 2) На слова с приставками и слова с предлогами. Беседа по вопросам: – Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками. – Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) – Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.) – Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.) – Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.) – Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.) – Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.) – Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово. (До (чего?) деревни, до нашей деревни По (чему?) дороге, по узкой дороге Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.) – Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлогов не бывает!) -Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне) -А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным). -Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. -Подчеркните предлог и выделите приставку. Устно составьте предложение. (Взаимопроверка по слайду 5 ) Чтобы газета была интересной, понятной , познавательной , необходимо пополнять свои знания из других источников. Таким источником для нас будет учебник русского языка и рабочая тетрадь. Откройте рабочую тетрадь на страничке 74-75. Первая группа, вам задание 186. Вторая группа, вам задание 185. Третья группа, вам задание 182. Посмотрите на текст задания. Поможет ли нам это упражнение в работе по теме урока. Ваше мнение. Почему ? (В тексте есть слова с приставками и предлогами.) Какие задания можете предложить?. - Что нам нужно для того, чтобы вставить пропущенные буквы? (Подобрать проверочные слова) - Обратите внимание, на какие орфограммы встречаются слова? Определите тип орфограммы. - Как проверим безударную гласную…., парную согласную…. (правило) Взаимопроверка. , Время закончилось. Сверяем с эталоном. (слайд 6, 7, 8.) Снегири Название стих-я Кто справился без ошибок ? Какую учебную задачу мы сейчас выполняли ? Какие цели урока мы реализовали и какие умения показали , выполняя данные задания. (Мы учились различать слова с приставками и слова с предлогами.) Вывод для газеты мы представим в виде кластера . Приставка Предлог Часть слова часть речи Пишется слитно пишется раздельно Для образования новых слов Для связи слов в предложении При изменении приставки значение слова меняется При изменении предлога значение слова не меняется Как и кто это сделает ? Мы с вами составили кластер, обобщили наши знания по теме . Мы обладаем знаниями , необходимыми для грамотного письма ? Я предлагаю каждой группе задание на применение знаний. На имя редакции пришло письмо , но с ошибками. Отредактируйте. Что вы можете посоветовать этому читателю, чтобы он не допускал таких ошибок.(Отдел информации) (Слайд 9, 10) Мы кормушку с мастерили, Мы столовую от крыли. Вгости в первый день недели Вдруг синицы при летели Наша речь богата фразеологическими оборотами. Отдел писем , вы даёте в номер статья с фразеологическими оборотами. Объясните читателям, что они означают. (Слайд 11,12.) (С) горать от стыда. (За) рубить на носу. Как воды (в) рот (на) брал . Язык (раз) вязался. Дарина! Однотипное задание. Поменять ?Или так Сгорать от ….. Зарубить на…… Как воды в……. Медведь на ухо…. Отдел новостей. Ничто не обогащает нашу речь , как мудрость устного народного творчества. Соберите пословицу . Объясните смысл. (Слайд 13,14) С лодырем наберёшься, горя поведешься. Вставить в предложение пропущенные предлоги и приставки. 4. Зима. Ребята кормушки 5. Они её школьный сад. 6. птичью столовую много различных птиц. Получился рассказ. Понятен смысл? Вывод: Как важно правильно поставить предлог и приставку. 3. А каких птиц можно было увидеть? Как вы думаете? 4. А почему о них зимой нужно заботиться? | Возврат к цели после каждого этапа урока. |