Последовательность работы над текстом

1. Снятие трудностей (если есть слова, надо ознакомить с ними учащихся).

2. Установка на первое прослушивание.

Перед прослушиванием текста учитель дает предварительную инструкцию, создав мотивацию и организационную установку, мобилизуя школьников на активную работу. Инструкция включает в себя формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. Например:

- прослушайте описание знакомых вам фруктов и овощей и подберите соответствующие картинки. Выбирайте картинку только тогда, когда услышите характерные особенности фруктов и овощей, так как в их описании много общего;

- послушайте загадку; догадайтесь, о ком идет речь и т.п.

3. Слушание текста.

4. Проверка понимания прослушанного.

Требования к подбору текстов

1. Текст должен соответствовать задачам урока, тематике, объему, степени сложности для учащихся.

2. Уровень трудности текстов для аудирования всегда должен быть несколько выше языковых возможностей учащихся на данном этапе.

3. Целесообразно подбирать тексты по степени их трудности:

- занимательные, с одним героем;

- рассказы, в которых действует несколько персонажей и т. д.

4. Содержание текстов для слушания должно быть не только доступным, но и интересным.

5. В качестве текстов для аудирования могут быть использованы художественные, научно-художественные произведения, лингвистические высказывания, тексты культурного содержания.

6. При просмотре аудиоматериалов также надо соблюдать принцип постепенного возрастания сложности.

Формы аудирования

1. Чтение текста учителем.

2. Рассказ учителя (по тексту, видеофильму, картинке).

3. Прослушивание аудиозаписей.

4. Создание различных по содержанию речевых ситуаций.

Критерии оценивания аудиативных навыков

1. Общее понимание содержания текста (понимание основного предметного содержания в % - Кто? Что? Где? Когда? Как?).

2. Полнота понимания (количество правильного понятых фактов).

3. Глубина понимания (осознание причинно-следственных связей: Почему? С какой целью?; а также выражением своего мнения, оценки).

Требования к речи учителя

1. Говорить необходимо короткими, грамматически простыми предложениями; интонировать речь; выделять ключевые слова.

2. Ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем.

3. Употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения.

4. Перефразировать высказывания.

5. Обязательно делать паузы между высказываниями.

6. Размер высказывания увеличивать постепенно – сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог.

7. Органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы.

8. Давать ясные корректные задания.

Как создать соответствующую атмосферу на уроке

1. Вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом.

2. Подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность.

3. Объяснять, что не всегда можно понять все слова – иногда это и не нужно.

4. Дети должны ясно понимать, зачем слушать, что должны услышать.

5. Развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений.

6. Просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию.

7. Просить детей соблюдать тишину.

8. Заранее приготовить наглядный материал.

Программные требования по аудированию (1 класс) предполагают развитие у учащихся умения различать на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, сочетания слов, предложения, разные по цели высказывания, законченные предложения и группы слов.

Подбирая слова или группы слов, готовя высказывания, учитель обязан помнить, что слова должны быть известны детям, а предложения – не очень длинными и простыми по структуре.

Наши рекомендации