Отечественный опыт управления качеством

Ответ

Советский опыт.Говоря о передовом опыте в обла­сти управления качеством, нельзя не вспомнить о достижениях советского периода.

Концепция бездефектной работы нашла свое отраже­ние в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции(БИП), внедренной в 1955 году. В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. Рабочий, не сдавший продукцию с первого предъявления, лишался премии. Неотвратимость наказания заставляла рабочего соблюдать технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

Во многом опередила свое время система КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс С Первых Изделий)Горьковского авиационного завода. Она базировалась на следующих принципах:

· универсальности;

· комплексного обеспечения качества продукции;

· развития исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия;

· организации всестороннего учета качества выпускаемой продукции;

· уделения большего внимания качеству продукции на стадии ее разработки;

· привлечения к совершенствованию продукции потребителей.

В первой половине 1970-х годов в результате совместной работы предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и НПО «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.

Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:

· создания и освоения новых высококачественных видов продукции;

· своевременной постановки на производство новой продукции;

· снятия с производства морально устаревшей продукции;

· улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее модернизации.

Специфика управления качеством в СССР заключалась в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).

Практика использования в советской промышленности КСУКП выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

· слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;

· пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;

· формальное отношение к организации систем управления качеством;

· недооценку роли обучения персонала методам управления качеством;

· руководство работой по управлению качеством на предприятии отделом технического контроля, а не руководителями предприятия;

· недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

· недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком советских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

К сожалению, в настоящее время Россия находится в положении отстающего в области решения задач управления качеством. Немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

ВОПРОС 11

КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (TQM)

Ответ

Наши рекомендации