Отечественный опыт управления качеством продукции

В нашей стране переход к системному управлению качеством был осуществлен в результате разработки и внедрения в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе системыБИП(бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления) — отечественный аналог программы «Ноль дефектов» Кросби.

В рамках программы БИП внедрялись специальные методы стимулирования качественной деятельности — работа с личным клеймом. К такой работе допускался работник, который в течение шести месяцев изготовлял продукцию без дефектов и сдавал ее в отдел технического контроля с первого предъявления. При вручении личного клейма исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля. Исполнители, работавшие с личным клеймом, получали дополнительные премии.

Следующим этапом в развитии отечественных систем управления качеством стала созданная на предприятиях города Горький (Нижний Новгород) в 1958 г. системаКАНАРСПИ(качество, надежность, ресурс с первых изделий).

В системе КАНАРСПИ в управлении качеством акцент делался на обеспечение качества допроизводственных стадий — научные исследования, опытно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства.

Эта система должна была обеспечить такую отработку изделий на допроизводственных стадиях, которая свела бы к минимуму возникновение дефектов при производстве.

Развитием и дополнением системы КАНАРСПИ стала апробированная и доработанная в 1972—1973 гг. в городе Львове комплексная система управления качеством продукции (КС УКП),которая была призвана обеспечивать постоянный рост качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.

В рамках КС УКП на предприятиях создавались группы качества, задачами которых являлись изучение причин возникновения дефектов; подготовка предложений по их устранению, повышению качества и надежности изделий.

С конца 70-х годов в промышленности СССР работа по созданию комплексных систем управления качеством продукции велась очень активно. В нее включились тысячи предприятий. Общее научно-методическое руководство разработкой и внедрением КС УКП осуществляли Госстандарт СССР и его головная научно-исследовательская организация — ВНИИС. Ими разрабатывались и издавались государственные стандарты, рекомендации, методические указания, инструкции, устанавливающие общие для всех отраслей положения по построению и функционированию системы, велась работа по пропаганде и распространению передового опыта. В начале 80-х годов стали появляться первые результаты: номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции обновлялись чаще, повышалась ее надежность, улучшались эстетические качества. Сервисное обслуживание стало признаваться как существенный и необходимый элемент удовлетворения запросов потребителей.

Ведущие предприятия Днепропетровской области пошли по пути дальнейшего развития КС УКП и использования методов управления для решения задач повышения эффективности производства. На базе КС УКП была создана и проверена на практике новая комплексная система, которая обеспечивала достижение оптимального баланса качественных и количественных показателей деятельности предприятия и социального развития коллектива. Она получила название комплексной системы управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР).

Целью этой системы было достижение максимальных объемов производства продукции высшей категории качества за счет рационального использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиления режима экономии. Принципы КС УКП и ЭИР получили распространение в основном на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания, сельском хозяйстве.

Во второй половине 1970-х годов, используя основные положения КС УКП, коллективы ряда предприятий Краснодарского края с помощью Госстандарта СССР осуществили разработку и внедрение комплексной системы повышения эффективности производства (КС ПЭП). КС УКП и ЭИР и КС ПЭП получили обобщенное название — комплексная система повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР). Она явилась новым этапом развития КС УКП, позволила охватить все уровни управления предприятием, все стадии жизненного цикла продукции и регламентировала организацию управления всеми сторонами производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социальной жизни коллектива путем разработки и реализации комплекса стандартов предприятия. КС ПЭП и КР была направлена на повышение экономической эффективности производства, обеспечение роста производительности труда, улучшение качества продукции, рациональное использование производственных фондов, всех видов ресурсов, устранение потерь в народном хозяйстве.

Саратовская система обеспечения технического уровня и качества продукции (СОТУ и КП), созданная в конце 1980-х годов, явилась новой формой повышения качества продукции. Ее особенность заключалась в организации сквозного управления качеством продукции путем охвата всех стадий ее жизненного цикла — от проектирования до эксплуатации.

Широкое внедрение методов комплексного управления качеством на предприятиях и необходимость координации их деятельности в рамках административно-территориальных единиц страны послужили основой создания территориальных систем управления качеством (ТС УКП).

В 1978 году были сформулированы принципы единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).

ЕСГУКП опиралась на производственную и общественную активность трудящихся, на различные формы их участия в управлении производством. В системе использовались все рычаги морального и материального стимулирования, различные формы социалистического соревнования.

Комплексность управления качеством продукции достигалась сочетанием отраслевого и территориального управления. Организационно-технической основой реализации принципов ЕСГУКП являлись система народнохозяйственного планирования и государственная система стандартизации.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ISO 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс мероприятий, включающих разработку и реализацию системы мер, стимулирующих работу в области качества продукции.

Отечественный опыт управления качеством продукции - student2.ru

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Перечислитеобщие черты современного подхода к

обеспечению качества и конкурентоспособности фирм и их

продукции;

2. Дайте определение понятию «качество» по ГОСТ Р ИСО 9000-2001;

3. Каков вклад американских ученых и практиков в развитие методов менеджмента качества?;

4.Что позволило Японии стать лидером в области качества?;

5. На каких положениях основывается концепция общефирменного управления качеством во Франции?;

6. Что послужило основой стандартов ISO 9000?;

7. Назовите основные этапы развития отечественных систем управления качеством.

Наши рекомендации