Отечественный опыт управления социальным развитием

В России начало становления НОТ обычно связывают с именами Гастева, Кержинцева, Витке. Они убедительно доказали, что эффективность развития производства обеспечивается не только путем улучшения процесса использования предметов и орудий труда, но и такими факторами, как навыки, опыт, подготовка, сноровка работников, культура людей, их сознательное отношение к делу и удовлетворенность работой, созданием в трудовых коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы; что практика хозяйствования должна "считаться с человеком как с активным фактором, а не пассивным элементом производственного процесса".

Отечественная практика управления процессами социального развития имеет большой исторический опыт: в условиях командно-администативной экономики с первых лет советской власти одним из главных направлений деятельности государства было удовлетворение минимально необходимых потребностей населения в питании, топливе, одежде и жилье.

В период первых пятилеток, когда осуществлялась программа индустриализации, социальная инфраструктура в центральных промышленных районах реконструировалась и расширялась, а в осваиваемых новых территориях только формировалась в комплексе функций воспроизводства рабочей силы, осуществляемой на уровне организации, включались функции по обеспечению условий как для профессионального обучения работников, так и доя общеобразовательной подготовки в школах фабрично-заводского ученичества.

Одним из первых массовых опытов управления социального развития можно считать введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов в 1917 после прихода к власти большевиков. Суть рабочего контроля была выражена следующим образом: "в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, с/х, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и прочих предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продедей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия".

Рабочий контроль реализовался через фабричные заводские комитеты, советы старост и другие выборные учреждения, решение этих органов были обязательными для владельцев предприятий, которые вместе с представителями рабочих должны были нести ответственность перед государством за поряок дисциплину и охрану имущества. Предприятия, администрация и собственники которых препятствовали рабочему контролю подлежали национализации.

Введение рабочего контроля, изношенность технической базы и гражданская война существенно способствовали дезорганизации всей экономической системы. Наметился резкий спад производства, произошло снижение производительности труда и обнищание основной массы населения. Советское правительство вынуждено было принять экстренные меры, комплекс приоритетов был обнародован весной 1918 года в статье Ленина "очередные задачи советской власти":

1. Рост производительности труда

2. Развитие материальной базы индустриального производства

3. Повышение образовательного и культурного уровня населения

4. Укрепление трудовой дисциплины, улучшие организации труда

В качестве одного из инструментов повышения производительности труда было предложено "экономическое соревнование" в дальнейшем получившее название "социалистическое соревнование", которое основывалось на гласности, сравнимости результатов и практического повторения лучшего опыта, поощрение тех, кто больше и результативнее работает, наказание нарушителей дисциплины и дезорганизаторов трудового процесса. Признавалось полезной инициатива профсоюза по использованию в новых условиях сдельной и премиальной форм оплаты труда, введению на национализированных предприятиях правил внутреннего распорядка, установлению норм выработки и учету производительности труда.

Идеология русского коммунизма соответствовала переходу к индустриальной эпохе, но если протестантизм основывался на индивидуализме и педантизме западного человека, формулирует принцип рационального принятия решения отдельной личностью с ориентацией на получение индивидуального результата (каждый полагается только на себя), то коммунизм исходит из импульсивности и коллективизма. Эти 2 момента сформулированы в определении сути коммунистического труда:

"бесплатный труд на пользу общества, труд производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на определенные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному, перешедшему в привычку, отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма".

Коммунистическая этика предполагает получение человеком награды от самого процесса труда, который является следствием привычки, следовательно, чтобы человек был счастлив, он должен привычно участвовать в трудовом процессе.

В дальнейшем существовали различные модификации, например, существование коммунистической инструментальной этики возможно только при использовании функций принуждения, вместе с формированием новой этики возникают соответствующие ей формы труда- коммунистические субботники, трудовые коллективы ударного труда.

В дальнейшем большевики осознали, что подъем экономики, рост производительности труда и улучшения жизни людей должны опираться не на энтузиазм, а с помощью энтузиазма - на личный интерес, заинтересованность каждого и хозяйственный расчет. Были повышены денежные выплаты, увеличены продовольственные пайки, стали выдаваться в качестве поощрений остродефицитные предметы хозяйственного обихода, одежды и обуви. В то же время начинает складываться система психологического и административного стимулирования, так называемое моральное поощрение: публичное чествование передовиков производства, присвоение им почетных званий, знаков отличия, включая специально учрежденный орден трудового красного знамени.

В годы становления советской власти возникает социалистическая модель индустриального общества, а также социалистического предприятия, крайние вариации- от "военного коммунизма" до "новой экономической политики" принесли противоречивые результаты, но смогли стать фундаментом индустриальной революции.

Следующий период был эпохой взлета экономики СССР (1925-61). Черчилль, который считал это заслугой Сталина, отмечал, что "Сталин- величайший диктатор, принявший Россию с сохой и оставивший ее пахать с ядерной бомбой, за короткий исторический период страна сделала то, на что другим государствам приходилось тратить столетия". "Индустриальное общество в России было построено на трудовом энтузиазме миллионов людей и на костях миллионов рабов Сталинского ГУЛАГа", в дальнейшем кризис завершения индустриальной эпохи для России растянулся до 70-х годов.

Именно в этот период были заложены принципы социальной деятельности организаций в России. Предоставление социальных благ в СССР осуществлялось как в виде распределения по труду, в зависимости от результатов работы, так и через общественные фонда потребления, с учетом степени нуждаемости отдельных групп населения. Из этих фондов покрывались расходы на образование, здравооранений, выплату пенсий, стипендий, пособий и на иный социальные цели. Средства на пополнение фондов распределялись централизовано из бюджета государства, в который предприятия отчисляли всю прибыль (в 1940 согласно официальной статистике з/п в доходах рабочих семей составляла 71%, а выплаты и льготы из общественных фондов потребления 15%. Доля последних имела тенденцию к возрастанию).

К 30-м годам советское правительство официально объявило и ликвидации беработицы. Образование стало бесплатным, развивалась сеть дошкольных и детских учреждений, строились новые санатории, дома культуры, библиотеки, театры. Различия в жизненных условиях рабочих, кохозников и интеллегенции, руководителей разного уровня были относительно невелики, хотя для некоторых категорий устанавливались привилегии.

В промышленности использовалась система хозрасчетного стимулирования, учитывающая личную заинтересованность работников в достижении плановых показателей. При этом предусматривалось удовлетворение потребностей работника предприятия в жилье, бытовом и культурном обслуживании за счет отчисления от прибыли.

В ряде отраслей промышленности разрабатывались специальные программы обеспечения работников жильем, медицинским обслуживанием, школами и учреждениями культуры.

Главным источником финансирования строительства объектов были целевые централизованные капитальные вложения промышленных министерств и ведомств.

Ограниченность товаров и продуктов питания в 30-е годы способствовала организации на предприятиях специальных систем отделов рабочего снабжения (ОРС), которые осуществляли торговое и бытовое обслуживание работников предприятия. На их долю к началу 35-х годов приходилась 1/5 часть всего объема розничного товарооборота государственной и кооперативной торговой страны. С развитием ОРСов стали формироваться подсобные с/х отделения и подразделения бытового обслуживания на предприятиях.

Уже на первых этапах развития советского социалистического общества появилось множество объектов социальной инфраструктуры в промышленности: жилые дома, предприятия общественного питания, оздоровительные учреждения, клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки и т. п. Такая политика способствовала тому, что на предприятиях формировалась социальная инфраструктура с ориентацией на обеспечение притока работников в промышленность, их адаптацию к новым условиям производства и приобщению к культуре и городскому образу жизни.

Система социального обеспечения сыграла важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: она стала весьма существенным социальным механизмом, который помог нашему народу перенести тяжелейшие испытания. Значение системы социального обеспечения не только в том, что она обеспечивала удовлетворение потребностей (очень часто минимальных) работников, но прежде всего в том, что она ориентировала людей на взаимовыручку и взаимоподдержку.

С середины 50-х гг. наметился сдвиг в направлении поддержки производственной демократии, возрождения принципа заинтересованности в результатах хозяйствования, усиления денежных стимулов к работе, упорядочения нормирования и оплаты труда. В целях повышения производительности труда как определенного условия роста общественного производства и, следовательно, народного благосостояния признавалось необходимым всемерно содействовать техническому перевооружению индустриальных секторов экономики и сельского хозяйства, поощрять изобретателей и рационализаторов.

В это время Советский Союз ратифицировал многие конвенции Международной организации труда (МОТ). Конвенции Мот широко распространяются такие формы управления персоналом, как массовые соревнования и производственные совещания, создаются общественные бюро экономического анализа и группы содействия НТП (научно-технического прогресса). Впервые начинают заключаться коллективные договоры на предприятиях.

В 60-е годы получают широкое распространение такие поощрения как вручение почетных грамот, вымпелов, переходящих знамен и других знаков трудового отличия, занесение имен передовиков в книги славы, награждение орденами и медалями, присвоение звания героя социалистического труда.

Во второй половине 60-х годов проводится ряд экономических реформ. Предприятия получили право оставлять в своем распоряжении определенную долю получаемых доходов. На ряду с фондом оплаты труда и суммой централизованных капиталовложений выделялись средства стимулирования состоящие из 3-х частей:

1) Фонд самофинансирования, предназначавшийся для покрытия расходов на обновление производства;

2) Фонд материального поощрения, распределяемый при участии и под контролем трудового коллектива;

3) Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства – в дополнение к общественным фондам потребления, образуемым государством.

Около 70% средств общественных фондов потребления поступало из госбюджета, а примерно 30% складывалось из средств фонда социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства.

В 70-е годы на общественные фонды потребления приходилось в целом около 1/3 предназначенных населению СССР благ – вдвое больше, чем в 40-ом году. Особого внимания заслуживает «щекинский метод». По инициативе коллектива щекинского химкомбината (Тульская обл) была разработана система мер, направленных на повышение производительности за счет оптимизации структуры управления и деятельности персонала. Часть персонала была сокращена, а оставшимся работникам было предложено совмещать профессии и расширять зоны обслуживания. Стимулами служили надбавки к тарифным ставкам и окладам за счет экономии фонда зарплаты, полученной от сокращения персонала. Пропагандировались (встречные планы) известные еще с 30-х годов. Они предусматривали принятие трудовыми коллективами повышенных обязательств, внесение соответствующих корректировок в исходящие от отраслевых министерств задания.

Начали внедряться бригадные формы организации труда и хозрасчетный подряд в жилищном и промышленном строительстве, а затем и в других отраслях экономики. Они создавались с целью сплотить работников, вызвать стремление трудиться быстрее, обеспечивать лучшее качество и сбережения материалов. В дальнейшем практика заключения коллективных договоров на предприятиях, в которых определялись обязательства хозяйственных руководителей и фабрично-заводского комитета профсоюзов по улучшению бытовых условий и культурного обслуживания работников предприятия оказало определенное влияние на совершенствование социальной инфраструктуры в промышленности.

До хозяйственной реформы 1965 г. Средства для развития социальной инфраструктуры промышленные предприятия получали по распределению из центра в основном в связи с необходимостью обеспечения условий трудовой, идеологической и бытовой жизнедеятельности производственных коллективов, что определялось правящей партией и политикой руководства страны.

В целях стимулирования развития производства и повышения его эффективности в ходе хозяйственной реформы 1965 г на предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования, источником формирования которых выступала прибыль предприятия. Размеры средств, выделяемые на развитие социальной инфраструктуры предприятия, ставились в зависимость от результатов его производственно-хозяйственнной деятельности. Это обеспечивало расширение условий для удовлетворения комплекса социальных потребностей работников предприятия.

К середине 80-х годов в промышленности был накоплен значительный потенциал социальной инфраструктуры: существенное увеличение социальных бытовых условий на производстве, рекрационной сферы работающих и членов их семей, жилищной сферы и сферы социально-бытового обслуживания работников предприятия.

Планы социального развития трудовых коллективов впервые были разработаны и внедрены на ленинградском производственном объединении «Светлана», а затем получили широкое распространение на других предприятий СССР. План был нацелен на комплексное решение производственных и социальных задач. Вскоре социальное планирование стало обязательной частью управления предприятиями. В 80-х годах была разработана и рекомендована типовая методика составления подобных планов. Предполагалось намечать проведение мероприятий по следующим разделам:

1) Изменение социально-демографической структуры производственного коллектива;

2) Повышение квалификации и образовательного уровня работников;

3) Улучшение условий труда и охрана здоровья работников;

4) Улучшение бытового обслуживания, отдыха трудящихся и их семей;

5) Коммунистическое воспитание и развитие общественной активности.

Важная роль планов социального развития в социальном управлении была закреплена в конституции СССР, принятой в 1977 г. Отдельная статья конституции устанавливала, что трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями, улучшение условий труда и быта, использование средств предназначенных для развития производства, а также социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Наши рекомендации