Отечественный опыт управления качеством

996 г. устав князя Владимира (предписывает монастырям иметь контрольные весы)

1550 г. – Медная осьмина Ивана Грозного введен стандарт денег (монет)

Петр I в 1723 г. издал «Указ о качестве» Демидову (тульскому оружейнику)

1860-е гг. стандартизация в области железных дорог (стандартизация колеи, вагонного состава) + развитие металлообрабатывающей промышленности(чугун и сталь)

высокое качество масла (вологодского) – выручка эквивалентна продаже золота

XX век связан с электрификацией, это способствовало развитию качества

1917г. Революция

1918 г - введение международной метрической системы мер и весов

1925г. создание комитета по стандартизации

1926 г. разработан первый общесоюзный стандарт на пшеницу

1930-е гг. создание ОТК на предприятиях (контроль кач-ва продукции)

Кошкин создал танк Т-34

сер.1950-х гг системный подход к управлению качеством

1955г. в Саратове внедрили « Бездефектное Изготовление Продукции», суть которой заключалась в строгом выполнении технологических требований.

· критерии качества – полное соответствие нормативно-технической документации

· показатель качества – процент сдачи продукции с первого предъявления

· объект - качество индивидуального и коллективного труда

· область применения – основное производство

· достоинство – повышение персональной ответственности рабочих, их мотивация на качество

· недостаток - ограниченность сферы деятельности

эта система стала источником соц.движений

1958 г. Горький (Нижний Новгород) система КАНАРСПИ ( КАчество НАдежность Ресурс С Первых Изделий), суть - высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства.

критерий управления качеством - соответствие установленным требованиям

объект – качество изделия и труда коллектива

область – подготовка производства и производство

преимущество – более широкая сфера применения, развитие системы подготовки производства, повышение надежности изделия

недостатки – слабая ориентации на потребителя, отсутствие реального показателя оценки качества.

1961 г. Львов введена СБТ (Система Бездифектного Труда), суть которой в высоком уровне выполнения операций всеми рабочими

критерий качества - коэффициент качества труда (индивидуального и коллективного)

Кк.т =1 при отсутствии дефектов

Кк.т.=1 - ∑Di+∑Yi, i=1,n

D-дефекты; Y-улучшения

область применения – на любой стадии жизненного цикла продукта

достоинства – эффективная система поощрений и санкций

недостаток – высокая трудоемкость, бюрократизация, ограниченность сферы действия (в основном производстве эффективна, но не в конструкторской деятельности)

1964 г. Ярославль Система НОРМ (Научная организация работ по увеличению моторесурса)

суть системы –повышение технического уровня изделия

показатель качества - моторесурс – время работы мотора до первой остановки

критерии управления –соответствие моторесурса запланированному уровню

область применения – жизненный цикл продукта

достоинства – реальный показатель качества

недостаток –слабая ориентация на потребителя

фактически использован цикл Шухарта PDCA (планируй – делай – контролируй - улучшай)

1975 г. Львов КСУКП (Комплексная Система Управления Качество Продукции), суть которой заключалась в управлении качеством на основе стандартизации

соответствие качества высшим достижениям науки и техники (опережающая стандартизация)

объект- качество изделия и труда коллектива

область – жизненный цикл продукта

достоинства - создание конкурентоспособной продукции

недостатки - формальность и экономическая незаинтересованность

1978 г. Единая система государственного управления качеством продукции

впервые в Мире

1987 г. введение гос.приемки качества продукции

наряду с системой ОТК, двойной контроль

1989 г. применение международных стандартов ИСО 9000, которые были установлены по инициативе советских специалистов

1996 г. внедрение российской премии за качества (сертификат, признание заслуг о достигнутом качестве)

вводятся 9 критериев, которые содержат ряд показателей, предприятие направляет заявку, заполняет анкету участника (самооценка предприятия)

те, кто получил премию, не могут участвовать в течение 5 лет

второй четверг ноября – международный день качества

ВЫВОД. Недостатки СМК в РФ: недостаточно глубокий анализ качества, так как качество нее считается важным, главным; формальность при создании СМК; громоздкость систем; слабое обучение персонала в области качества; слабое вовлечение всего персонала; слабое стимулирование качества; конкурентность, ведомственность систем управления; низкая эффективность СМК, слабая ориентация на потребителя

Наши рекомендации