Методические принципы организации внеклассной работы

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО.

Программа внеурочной деятельности.

Классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 44»

Рассмотрено Утверждаю:

на заседании педсовета Приказ №____

Протокол № от «___» ________2014г.

от « » _______ 2014 г. Директор

МБОУ «Школа № 44»

____________/О.В.Конева/

Программа внеурочной деятельности

««…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО».

Целевая аудитория: 5 – 9 классы Составитель:

Срок реализации программы: 5 лет И.Г.Смирнова,

учитель русского языка

и литературы;

высшая категория

Полысаево - 2014

Программа ««…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы»; составитель И.Г. Смирнова.

Программа ««…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы» полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта основного общего образования.

Материал, представленный в программе, включает в себя разнообразные задания, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся, в ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на формирование у школьников универсальных учебных действий.

Программа прошла апробацию, доработана; может быть использована учителями основной школы для реализации во внеурочной деятельности, поэтому программа выставлена на рецензию.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………. 4 - 6
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ………………………………. 7 – 8
  3. Учебно-тематический план ……………………………………….. 9 - 11
  4. Содержание курса:
  • 5 класс -Компас в мире слов ………………………………. . 11 - 13
  • 6 класс - Странные превращения. Этимология не только

серьёзная наука ……………………………………………… …… 14 - 15

  • 7 класс –Удивительное рядом. Практическая фразеология…. 15 - 18
  • 8 класс –Юный лингвист ………………………………….. … 18 - 20
  • 9 класс –Пишем историю родного края. Школьный проект... 20 - 24
  1. Рекомендуемая литература ………………………………………. 25 - 26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

- Программы общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2012;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- требований к результатам освоения «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5» (личностным, метапредметным, предметным);

- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без языкового материала, и умение работать со словарём, справочной литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных ступеней в овладении речью. В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано:«Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения».Такой уровень владения русским языком Методические принципы организации внеклассной работы - student2.ru

может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе.Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, ведь с 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей внеклассной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает познавательный интерес.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема программы является актуальной. Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель и задачи программы

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Цели данной программы

  • формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
  • расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;
  • развитие навыков исследовательской работы;
  • повышение интереса к филологическому образованию;
  • подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширить и углубить запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;

2. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;

3. Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;

4. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;

5. Воспитать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы;

6. Развивать устойчивый интерес и мотивы к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;

7.Развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;

8. Развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности.

Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:эмоциональность; умениеосознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать ислышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы.

Методические принципы организации внеклассной работы

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Наряду с названными общедидактическими принципами обучения существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому языку:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается, главным образом, путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

6.Принцип системности.

Формы организации

Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол.во часов

Теория

Практика

Компас в мире слов – 5 класс (34 ч.)

Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.

Ч.

Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.

Ч.

Ч.

3 - 4

Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.

Ч.

Ч.

5 – 6

Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.

Ч.

Ч.

7 - 8

С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.

Ч.

Ч.

9- 10

Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.

Ч.

Ч.

11-14

Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

Ч.

Ч.

15-20

Школьный словарь антонимов. Разнокорневые и однокоренные антонимы.

Ч.

Ч.

21-24

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.

Ч.

Ч.

Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.

Ч.

Ч.

26-29

Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).

Ч.

Ч.

30-32

Словарь диалектных слов.

Ч.

Ч.

33-34

Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».

Ч.

Странные превращения. Этимология не только серьёзная наука

Класс (34 ч.)

Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.

Ч.

2-4

Слова и вещи: почему вещи названы именно так? слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».

Ч.

Ч.

Русское обличие иностранных слов.

Ч.

Как возникли названия денежных единиц?

Ч.

Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.

Ч.

8 - 10

«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.

Ч.

Ч.

11 -12

Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»

Ч.

Ч.

13-15

Словарь русских имён. Словарь русских фамилий. Географические названия.

Ч.

Ч.

16-20

Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.

Ч.

Ч.

«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.

Ч.

22-27

Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами. Латинское наследие русского языка. Греческое наследие русского языка. Арабское наследие русского языка. Международные слова.

Ч.

Ч.

28-30

«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)

Ч.

Ч.

31-34

Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подведём итоги.

Ч.

Ч.

Удивительное – рядом. Практическая фразеология – 7 класс (34 ч.)

Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.

Ч.

Словари и справочники по русской фразеологии.

Ч.

Ч.

3-9

Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. Фразеологические обороты.

Ч.

Ч.

Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.

Ч.

11-15

Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.

Ч.

Ч.

16- 18

Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»

Ч.

Ч.

19-21

Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.

Ч.

Ч.

Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.

Ч.

Ч.

23-26

Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов

Ч.

Ч.

Стилистические пласты фразеологии современного языка

Ч.

Ч.

28-29

Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.

Ч.

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

Ч.

31-32

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.

Ч.

Ч

33-34

Исследование современной фразеологии. Подведём итоги.

Ч.

Ч

Наши рекомендации