Методические принципы организации внеклассной работы
Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО.
Программа внеурочной деятельности.
Классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании педсовета Приказ №____
Протокол № от «___» ________2014г.
от « » _______ 2014 г. Директор
МБОУ «Школа № 44»
____________/О.В.Конева/
Программа внеурочной деятельности
««…Хоть и заглядывал я встарь
в академический словарь…»
Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО».
Целевая аудитория: 5 – 9 классы Составитель:
Срок реализации программы: 5 лет И.Г.Смирнова,
учитель русского языка
и литературы;
высшая категория
Полысаево - 2014
Программа ««…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы»; составитель И.Г. Смирнова.
Программа ««…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы» полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта основного общего образования.
Материал, представленный в программе, включает в себя разнообразные задания, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся, в ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на формирование у школьников универсальных учебных действий.
Программа прошла апробацию, доработана; может быть использована учителями основной школы для реализации во внеурочной деятельности, поэтому программа выставлена на рецензию.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………. 4 - 6
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ………………………………. 7 – 8
- Учебно-тематический план ……………………………………….. 9 - 11
- Содержание курса:
- 5 класс -Компас в мире слов ………………………………. . 11 - 13
- 6 класс - Странные превращения. Этимология не только
серьёзная наука ……………………………………………… …… 14 - 15
- 7 класс –Удивительное рядом. Практическая фразеология…. 15 - 18
- 8 класс –Юный лингвист ………………………………….. … 18 - 20
- 9 класс –Пишем историю родного края. Школьный проект... 20 - 24
- Рекомендуемая литература ………………………………………. 25 - 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе
- Программы общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2012;
- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- требований к результатам освоения «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5» (личностным, метапредметным, предметным);
- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без языкового материала, и умение работать со словарём, справочной литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных ступеней в овладении речью. В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано:«Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения».Такой уровень владения русским языком
может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе.Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, ведь с 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей внеклассной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает познавательный интерес.
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема программы является актуальной. Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель и задачи программы
Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
Цели данной программы
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
- расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;
- развитие навыков исследовательской работы;
- повышение интереса к филологическому образованию;
- подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширить и углубить запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;
2. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;
3. Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;
4. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;
5. Воспитать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы;
6. Развивать устойчивый интерес и мотивы к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;
7.Развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;
8. Развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности.
Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:эмоциональность; умениеосознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать ислышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы.
Методические принципы организации внеклассной работы
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Наряду с названными общедидактическими принципами обучения существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому языку:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается, главным образом, путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
6.Принцип системности.
Формы организации
Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Кол.во часов
Теория
Практика
Компас в мире слов – 5 класс (34 ч.)
Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.
Ч.
Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.
Ч.
Ч.
3 - 4
Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.
Ч.
Ч.
5 – 6
Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.
Ч.
Ч.
7 - 8
С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.
Ч.
Ч.
9- 10
Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.
Ч.
Ч.
11-14
Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.
Ч.
Ч.
15-20
Школьный словарь антонимов. Разнокорневые и однокоренные антонимы.
Ч.
Ч.
21-24
Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.
Ч.
Ч.
Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.
Ч.
Ч.
26-29
Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).
Ч.
Ч.
30-32
Словарь диалектных слов.
Ч.
Ч.
33-34
Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».
Ч.
Странные превращения. Этимология не только серьёзная наука
Класс (34 ч.)
Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.
Ч.
2-4
Слова и вещи: почему вещи названы именно так? слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».
Ч.
Ч.
Русское обличие иностранных слов.
Ч.
Как возникли названия денежных единиц?
Ч.
Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.
Ч.
8 - 10
«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.
Ч.
Ч.
11 -12
Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»
Ч.
Ч.
13-15
Словарь русских имён. Словарь русских фамилий. Географические названия.
Ч.
Ч.
16-20
Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.
Ч.
Ч.
«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.
Ч.
22-27
Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами. Латинское наследие русского языка. Греческое наследие русского языка. Арабское наследие русского языка. Международные слова.
Ч.
Ч.
28-30
«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)
Ч.
Ч.
31-34
Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подведём итоги.
Ч.
Ч.
Удивительное – рядом. Практическая фразеология – 7 класс (34 ч.)
Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.
Ч.
Словари и справочники по русской фразеологии.
Ч.
Ч.
3-9
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. Фразеологические обороты.
Ч.
Ч.
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.
Ч.
11-15
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.
Ч.
Ч.
16- 18
Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»
Ч.
Ч.
19-21
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.
Ч.
Ч.
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.
Ч.
Ч.
23-26
Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов
Ч.
Ч.
Стилистические пласты фразеологии современного языка
Ч.
Ч.
28-29
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.
Ч.
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.
Ч.
31-32
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.
Ч.
Ч
33-34
Исследование современной фразеологии. Подведём итоги.
Ч.
Ч