Технология организации внеклассной воспитательной работы

Проанализируем определенную последовательность организации внеклассной воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации[11, с.145].

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной «Я-концепции» [11, с.146]. Дети в 1 классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы - развитие познавательного интереса, ведущая функция - развивающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком организует общеклассное занятие, на котором дети создают коллективное панно «Бабочки и цветы», раскрашивают трафареты бабочек и прикрепляют их к цветам. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

В случае с классом, где у детей низкая познавательная активность, педагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую деятельность детей, форму - экскурсию в Политехнический музей по теме «Часы».

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает предстоящую работу, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы[11, с.147].

Таким образом, технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

1.3 Особенности организации воспитательной системы в условиях реали­зации ФГОС нового поколения

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспи­тательных задач, однако с появлением Стандарта второго поколения опреде­лены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответст­венности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания лич­ности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образова­нии», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собра­нию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образова­ния.

Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и моло­дежи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна ду­ховно-нравственная консолидация многонационального народа Рос­сийской Федерации;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравст­венного развития и воспитания обучающихся[11, с.152].

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социаль­ными институтами .

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В концепции четко прописан современный воспитательный идеал со­гласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требо­ваний к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконрав­ственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и бу­дущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях много­национального народа Российской Федерации.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в кон­кретно‑исторических социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал является высшей целью образова­ния.

Проанализируем цель и задачи духовно-нравственного развития и воспи­тания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, от­ветственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Система базовых национальных ценностей включает в себя:

- патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству);

- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к лю­дям, честь, достоинство, милосердие, справедливость);

- гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, сво­бода совести, вероисповедания);

- семья (любовь ,верность, здоровье, достаток, почитание родителей, за­бота о младшем старшем, о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество ,созидание трудолюбия);

- наука (познание, истина, сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни);

- природа ( жизнь. планета. земля.);

- человечество ( Миру - мир, международное сообщество) [19].

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, ис­кусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко ду­ховно‑нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере об­щего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школь­ной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллекту­альная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отно­шение к школе как единственному социальному институту, через который про­ходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально‑ нравственного состояния общества и государства.

В концепции новое отношение к компетентному подходу - владение оп­ределенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность (т.е. теряется ценность российского образования).

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

- нравственный пример педагога;

- социально-педагогическое партнёрство ;

- индивидуально-личностное развитие;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

- социальная востребованность воспитания [19].

На основе концепции разрабатывается программа духовно-нравствен­ного и патриотического воспитания школьников

Программа духовно - нравственного развития прежде всего направлена на формирование целостного пространства духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Нововведением стандарта второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появле­ние внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровитель­ные занятия, рисование, музыку и т.д.

Представим в виде таблицы информацию об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ФГОС (Таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Основные направления и виды внеурочной деятельности по требованиям ФГОС

Основные направления Виды деятельности
- спортивно-оздоровительное; - художественно-эстетическое; - научно-познавательное; - военно-патриотическое; - общественно-полезная деятель­ность; - проектная деятельность. - игровая; - познавательная; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); - художественное творчество; - социальное творчество (социально- преоб­разующая добровольческая деятельность); - техническое творчество; - трудовая (производственная) деятель­ность; - спортивно-оздоровительная деятель­ность; - туристско-краеведческая. деятельность.

Таким образом, в ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеуроч­ной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка[19].

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

Наши рекомендации