Основные методы и формы организации внеклассной воспитательной работы в начальной школе

В педагогической литературе предлагаются различные классификации методов воспитания, которые можно рассматривать как способ взаимодействия и взаимовлияния классного руководителя (воспитателя) и младших школьников (воспитанников), обеспечивающий решение поставленной воспитательной задачи.

Пример, предложенная Б.Т. Лихачевым классификация, исходит из логики целостного педагогического процесса, необходимости взаимосвязи и взаимозависимости урочной и внеурочной деятельности:

1. Методы организации и самоорганизации детского коллектива – коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание;

2. Методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия – метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтные ситуации;

3. Методы детской самодеятельности:

1) методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение).

2) методы самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание).

3) методы самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование).

4. Методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждая их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

Ø обращение к сознанию – пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения;

Ø обращение к чувству – совести, достоинству, самолюбию и чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха брезгливости и т.п.,

Ø обращение к воле и поступку – требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

В структуре метода воспитания выделяются пять тесно связанных между собой элементов:

1. конкретная воспитательная задача как часть общей цели воспитания; одной из составляющих ее частей является наличный уровень воспитанности, т.е. актуальный уровень развития деятельности ученика (воспитанника), его взаимодействия с окружающим миром;

2. деятельность классного руководителя (воспитателя) по оказанию влияния на воспитанника, а также деятельность классного руководителя (воспитателя) по учету характера восприятия учеником (воспитанником) оказываемых на него воздействий и по коррекции своей деятельности; кроме того, есть еще одна разновидность деятельности собственно классного руководителя (воспитателя) при использовании всякого метода воспитания - это деятельность классного руководителя (воспитателя) по совершенствованию себя в том же направлении, в каком планируется и осуществляется изменение качеств личности ученика (воспитанника);

3. деятельность ученика (воспитанника) под воздействием классного руководителя (воспитателя), создаваемых им условий и, что особенно важно учитывать, в соответствии с особенностями индивидуального восприятия воздействий; кроме этого следует учесть еще две разновидности деятельности ученика (воспитанника):

· направленность на изменение самого себя (не как прямую реакцию на воздействие, а как усилие по изменению отношения и формирования определенного качества);

· направленность на изменение классного руководителя (воспитателя), его реакции, оценки, отношения и вообще качества;

4. деятельность ученика (воспитанника) нового уровня, достигаемого в результате целенаправленно организуемой внеклассной деятельности;

5. достигнутый воспитательный результат в виде нового, изменившегося содержания личности воспитанника (пусть даже и в самом небольшом объеме); кроме того, новое содержание личности классного руководителя (воспитателя), изменившейся в результате сугубо собственной деятельности и деятельности, вызванной воздействием учеников (воспитанников)[5].

Традиционно к формам внеклассной деятельности под руководством классного руководителя относят: индивидуальные – (беседы, консультации); групповые - кружки; поисковые и научные исследования, постановка спектаклей; рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей; коллективные - классные часы; экскурсии и целевые прогулки; клубы; секции; викторины; социальные проекты; организация выставок работ учащихся; тематические вечера; массовые - олимпиады; конкурсы, соревнования как совместные мероприятия детей и родителей, организация спортивных соревнований, праздников, участие детей индивидуально или вместе с родителями в конкурсах разного уровня.

В зависимости от типа общеобразовательного учреждения в начальной школе различают формы внеклассной воспитательной деятельности, в том числе, выбранные классным руководителем совместно с родителями учащихся: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальные – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка выступлений на определенную тему, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от классного руководителя знания индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковые - способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках и секциях проводятся занятия разного типа: это выступления, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми. Отчёт работы кружка или секции за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, культуры страны, с которой дружат дети. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди учеников всех классов начальной школы. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте сгосударственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой внеклассной воспитательной деятельности принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая воспитательная деятельность содержит в себе большие возможности активизации ребят. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество младших школьников совместно с их родителями: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

В процессе внеклассной совместной воспитательной деятельности младшие школьники овладевают навыками и умениями участия в социально-значимых мероприятиях (вручение подарков, участие в концертах для ветеранов, посадка цветов в детских дошкольных учреждениях и т.п.), развивают свои творческие и интеллектуальные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучше человеческие качества: эмпатию, доброту и т.д.

Все формы внеурочной деятельности в начальной школе должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами учеников и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, младшие школьники с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми.

Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.

Взаимодействие классный руководитель и группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Работу в группах с выработки основных правил. Например: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.

Внеклассная воспитательная деятельность позволяет ребятам наилучшим образом познавать себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретать жизненный опыт и формировать собственную систему ценностей, учась защищать себя, и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждать и реализовывать себя в обществе, учиться чувствовать, переживать, радоваться жизни.

Таким образом, внеклассная воспитательная деятельность общеобразовательного учреждения является важнейшим средством формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Совокупность различных видов внеклассной деятельности обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на младшего школьника:

· способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ученика, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

· обогащает социальный опыт младшего школьника, его знания о разнообразии человеческой деятельности и т.п.;

· способствует формированию устойчивого интереса школьника к общественным ценностям в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, которые пока самостоятельно организовать ещё не может;

· не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, обогащается опыт коллективного взаимодействия учеников в определенном аспекте, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеклассной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект;

· во внеклассной воспитательной деятельности младшие школьники усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

Вопросы и задания для анализа и самоанализа

1. Назовите нормативно-регулирующие документы регламентирующие деятельность классного руководителя.

2. Охарактеризуйте функции классного руководителя.

3. Обоснуйте необходимость самообразования в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

4. Дайте характеристику общих направлений деятельности классного руководителя в начальной школе.

5. Назовите особенности организации внеклассной и внеурочной деятельности классного руководителя.

6. На какие принципы необходимо опираться классному руководителю при организации внеклассной воспитательной деятельности в начальной школе?

7. Составьте профессиограмму классного руководителя для начальной школы. Почему данные качества вашей профессиограммы являются наиболее значимыми? Естественно знают, вторая часть вопроса дает пояснение.

8.Создайте презентацию «Современный классный руководитель» (используйте не более 7 слайдов).

9. Решите задачу. Какой принцип организации внеклассной деятельности нарушен в описанной ситуации? Обоснуйте свою точку зрения.

Учащиеся 3 класса на классном часе совместно с классным руководителем планируют внеклассные мероприятия на предстоящую четверть. Однако, оказалось, что классный руководитель в план воспитательной работы предложения учеников, в соответствии с их интересами и желаниями, не внёс.

Литература

Основная литература:

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС,2000 –256 с.

Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008 – 120 с.

Дополнительная литература:

Галичина З.В. Классное руководство. Программа воспитательной системы класса [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/524755/ (28.01.13).

Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения. – М.: АПКиППРО, 2012.

Зязенкова Н.В. Роль классного руководителя в начальной школе [Электронный ресурс] // URL: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-nachalnoy-shkole (25.01.13).

Куликова Т.И. Содержание профессионально-педагогической деятельности классного руководителя [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/549675/ (28.01.13).

Наши рекомендации