Методика организации и проведения внеклассной работы по биологии.

Внеклассная работа – такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осуществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объектами различных видов деятельности для стимулирования познавательных интересов и проявление творческого потенциала дополнения к школьной программе по биологии.

Различные направления внеклассной работы

->если в кабинете биологии хорошая материальная база : -возникают условия для реализации творческой самостоятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня

-> при наличии базы для проведения экскурсий (можно организовывать учебно-исследовательскую деятельность на основе познания явлений организменного, популяционно-видового и биогеоценотического)

-> на базе учебно-опытного участка или пришкольного сада (удобно организовывать учебно-исследовательскую деятельность по выявлению условий произрастания и факторов оказывающих влияние на состояние растений.

Виды деятельности, которые можно реализовать во внекл работе

1.познавательная (изучение биологических объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды).

2.Ценностно-оринтировочные (определение ценностей объектов живой природы и реализацию установок на их преобразование и сохранность)

3.Эстетическое (реализация на привлекательность и красоту живых систем и способность их художественным средствам)

4.Этическое (определение нравственного отношения к природе)

5.преобразовательная (выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов в природе и улучшение пространства их функционирования)

6.Коммуникативное ( реализация общения как условия познания живой природы, выработка ценностей и соответсвенных способов преобразования окружающей среды)

Виды внеклассной работы

_ по Н.М.Верзилину, В.М. Корсунской

1.по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые)

- по реализации занятий, по временным рамкам ( эпизодические, постоянно действующие)

-по содержанию ( ботанические, зоологические, анатомо-физиологические, обще биологические)

2.по И.Е. Щурковой

-по видам деятельности (познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, художественная)

-по пространству деятельности ( в природе, городе, парке, музее)

-по содержанию взаимодействия (эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нравственные)

-по масштабам (моя школа, город, страна, континет)

В качестве постоянно действующих видов внекл занятий традиционно выбирают: - кружки, наблюдения, опытническую работу, в уголке живой природы, в кабинете биологии

В последнее время распространилось : -полевые практики, исследовательское и практико-оринтировочное проектирование, мониторинг состояния окружающей среды и т.д.

Кружки (объединяет на добровольной основе 10-15 учащихся особо интерисующихся живой природой и познанием ботанических, зоологических и т.д. явлений. Работа кружка строится на основе разработанной руководителем программы и тематического плана ( входит теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведения итоговых занятий (выставки, конференции, презентации)

Полевой практикум – форма организации обучения учащихся для познания ими биологических объектов

Задачи: - конкретизация знаний биологических объектов, их структура, функционирование; - развитие умений изучать биол объекты (наблюдать, распознавать и т.д.); - формирование этических и эстетических позиций личности, при выяснении обсуждения и оценки отношений местного населения к лусу, водоемам…; - формир практических умений изучения состояния социоприродной среды(озеленение, расчистка)

Предварительная подготовка к полев практикуму:

1.составление программы; 2.определение места; 3.выбор формы дневника; 4.разработка маршрутных экскурсий, индивидуальных, групповых заданий; 5. Установление формы отчета и подведение итогов

Наблюдение как целенаправленное восприятие биологического объекта позволяющие анализировать, обобщать разрозненные факты из жизни природы (пример: феналогическое наблюдение за растениями и животными, экологическое наблюдение за состоянием сообществ и экосистем,)

Требования: -вести наблюдения за выбранным объектом постоянно; - объект должен иметь научно признанное значение; - оборудование для наблюдения должно быть доступно

Проектирование

(примеры тем: -исчезающие виды растений региона (причины и перспективы сохранения)

Видовой состав синантропных птиц своего города)

Особенности методики проектирования: 1.выдвижение идеи проекта; 2.составлениеписьменного плана выполнения; 3.выполнение проекта; 4.завершение проекта; 5.подготовка отчета; 6.представление отчета и его оценка.

Мониторинг биологических явлений . ( проведение длительного наблюдения, оценки, контроль и элементарный прогноз состояния живой природы. Необходимо выбрать правильно объект (участок леса, луга). Для лучшей организации мониторинга изучить их компоненты: - изменение некоторых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; - составление на основе полученных данных будущего состояния биоты; - выяснение опасностей для живых организмов; -определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целенаправленных мер.

Индивидуальные виды (чтение лит-ры и ее анализ, поиск информации, подготовка выступления, презентации, аннотаций)

Массовая внекл (компании (день птиц, Земли, биологического разнообразия), биологические вечера и олимпиады, КВН, выставки и т.д.)

Наши рекомендации