Лексические образные средства

Костанайский филиал

Кафедра филологии

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры филологии

Протокол № 01 от «13 » сентября 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению дисциплины

«Стилистика и культура речи русского языка»

Костанай, 2016 г.

Методические указания для студентов составлены:

Свиркович О.В., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________________

Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии

Протокол № 01 от «08» сентября 2016 г.

Председатель метод. комиссии __________________ Н.Р. Гейко

Самостоятельная работа студента (СРС)

СРС 1

ТемаВведение. Функциональные стили речи

Цель:отработать навыки стилистического анализа текста

Вопросы:

1. Стилевые черты и языковые средства научного стиля.

2. Стилевые черты и языковые средства официально-делового стиля.

3. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля.

4. Стилевые черты и языковые средства разговорного стиля.

Задания:произвести стилистический анализ текста

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя список рекомендуемой литературы, а также дополнительные источники, в тетради для самостоятельных работ требуется выполнить стилистический анализ текста научного стиля. Тексты выбираются из приложения к учебно-методическому пособию Хильченко О.В. «Русский язык и культура речи» (есть в библиотеке филиала) согласно варианту, который можно определить по начальной букве фамилии (см. таблицы).

Научный стиль

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А Ж Н У Щ
Б З О Ф Э
В И П Х Ю
Г К Р Ц Я
Д Л С Ч    
Е М Т Ш    

Официально-деловой стиль

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А Ж Н У Щ
Б З О Ф Э
В И П Х Ю
Г К Р Ц Я
Д Л С Ч    
Е М Т Ш    

Публицистический стиль

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А Ж Н У Щ
Б З О Ф Э
В И П Х Ю
Г К Р Ц Я
Д Л С Ч    
Е М Т Ш    

Разговорный стиль

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А Ж Н У Щ
Б З О Ф Э
В И П Х Ю
Г К Р Ц Я
Д Л С Ч    
Е М Т Ш    

Например, студент с фамилией Иванов анализирует тексты научного, официально-делового, публицистического стилей под номером 9, а текст разговорного стиля – под номером 2.

Стилистический анализ текста любого стиля рекомендуется проводить согласно плану.

I Тема.

II Идея.

III Читательский адрес.

IV Жанр.

V Стиль.

VI Стилистический анализ

- Фонетико-стилистическая характеристика.

- Лексико-семантический анализ.

- Словообразовательный анализ.

- Морфологический анализ.

- Синтаксический анализ.

VIIОбщий вывод.

СРС 2

ТемаНорма как центральное понятие культуры речи

Цель:отработать навыки поиска и исправления текстов, содержащих нарушения норм русского языка

Вопросы:

1. Предмет изучения и задачи культуры речи.

2. Основные аспекты изучения культуры речи.

3. Литературный язык как основа культуры речи.

4. Норма как центральное понятие культуры речи

Задания:найти тексты (письменные и устные) с нарушением норм, проанализировать их

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, студентам необходимо подобрать из текстов СМИ, рекламы, Интернет-форумов 10 примеров, содержащих случаи нарушения норм различных ярусов. Подкрепить каждый текст анализом. В процессе анализа рекомендуется пользоваться словарями и справочниками русского языка.

Образец анализа

Лексические образные средства - student2.ru

Источник: главный корпус КФ ЧелГУ, плакат

В слове серебрянный допущена орфографическая ошибка в суффиксе ян.

Прилагательные, образованные от существительных со значением названия материала, вещества пишутся с суффиксами ан, ян: песчаный, серебряный

Исключения:Деревянный, оловянный, стеклянный

СРС 3

ТемаОрфоэпические и акцентологические нормы русского языка

Цель:сформировать более четкое представление о системе орфоэпических и акцентологических норм русского языка

Вопросы:

1. Предмет изучения орфоэпии и акцентологии.

2. Произношение существительных.

3. Произношение прилагательных.

4. Произношение глаголов

Задания:используя орфоэпические словари русского языка, подобрать по 10 слов, демонстрирующих императивные и диспозитивные нормы

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, выполнить предложенное задание. Работу следует сопроводить ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ссылкой на источник.

Например:

Слова, демонстрирующие императивные нормы Слова, демонстрирующие диспозитивные нормы
1. бант, бАнта, мн. бАнты, -ов! неправ. мн. бантЫ, -Ов 2. 3. …… 1. бУнгало и бунгАло 2. 3. …..

Резниченко, И.Л. Орфоэпический словарь русского языка [Текст]/ И.Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 1182 с.

СРС 4

ТемаЛексические и фразеологические нормы

Цель:сформировать более четкое представление о системе лексических и фразеологических норм русского языка

Вопросы:

1. Лексика.

2. Особенности слова в русском языке.

3. Типы лексических ошибок

Задания:выполнить письменно предложенные задания

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, нужно выполнить предложенные задания.

Задание 1. Из данных сочетаний выпишите правильные. Составьте с ними предложения.

  1. Играть значение – играть роль.
  2. Играть значение – иметь значение.
  3. Поднять тост – произнести (провозгласить, сказать) тост.
  4. Более или менее интересный – более-менее интересный
  5. Где-то в конце дня – примерно в конце дня (к концу дня).
  6. Последний на приём к врачу – крайний на приём к врачу.
  7. Крайний справа – последний справа.
  8. Бывай здоров – будь здоров.
  9. Вернулся обратно – вернулся назад.

Задание 2.Перефразируйте данные предложения так, чтобы избавиться от тавтологии. Вариант следует выбирать, руководствуясь таблицей

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А Ж Н У Щ
Б З О Ф Э
В И П Х Ю
Г К Р Ц Я
Д Л С Ч    
Е М Т Ш    

Вариант 1

1. Эти качества воспитываются годами воспитания и сдержанности.

2. Местные жители того места.

3. За личиной философствующих кроликов видна попытка высмеять государственный управленческий строй управления.

4. Когда читаешь это стихотворение, чувствуешь очень сильное чувство и ощущение страдания.

5. Семья Ростовых – примерная Семья, с которой надо брать пример.

6. Смысл мифа состоит в том, что музыка может объединить природу в одно единое целое.

7. Искусство стремится к добру, поскольку учит людей избавляться от многих людских пороков.

8. Люди станут предавать друг друга и становиться врагами.

9. Всё так же на башне стоит офицер, смотрящий в трубу, рассматривая батареи врага.

10. Рассказчик рассказывает в своем рассказе о том, что он лет двадцать назад полюбил девушку, которую звали Варенька.

Вариант 2

1. Легко вообразить себе образы героев.

2. Он всегда попадает в сложные ситуации, из которых выбраться сложно.

3. Лошади чуть не падали под тяжестью тяжелого бремени.

4. Сначала начал петь рядчик.

5. Гринев проснулся после сна.

6. В результате этой ссоры Троекуров поссорился с Дубровским.

7. Актер понимает Луку и относится к нему с пониманием.

8. Иван Васильевич увидал, как бьют практически ни в чем не повинного человека. Этот момент перевернул практически всю его жизнь.

9. После этого представление, что из себя представляет Глеб, становится полным.

10. Теркин – обычный парень, в котором еще осталась радость жизни и капля радости.

Вариант 3

1. Его душа стремилась к родным на родину.

2. Он позвонил в звонок квартиры под номером девятнадцать.

3. Здесь много выразительных выражений.

4. Он не любил отвлекаться от своей работы и не любил, когда его отвлекают.

5. В сказе сказано, что волосы у левши выдраны.

6. Отель был ужасный, меня там съели комары и кормили ужасно.

7. Ружье было с гладкоствольным стволом.

8. Если ты очень захочешь сделать то, что ты захотел, то ты обязательно это сделаешь.

9. Это война за мир и ради того, чтобы было мирное время.

10. В крепости начинаются приготовления к обороне крепости.

Задание 3. Используя предложенные слова (оклик – отклик, одинарный – одиночный – одинокий, перетерпеть – претерпеть, всякий – всяческий, одеть – надеть, вдох-вздох, обрывок – отрывок, отклик - оклик), составить связный текст, выдержанный в одном стиле (на усмотрение студента).

СРС 5

ТемаМорфологические нормы русского языка

Цель:сформировать более четкое представление о системе морфологических норм русского языка

Вопросы:

1. Морфологическая норма.

2. Ошибки, связанные с использованием именных частей речи.

3. Ошибки, связанные с использованием глагола.

Задания:выполнить письменно задание

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя предложенные слова (кофе, меню, боржоми, леди, авеню, фойе, такси, МГУ, пари, кольраби, иваси), составить связный текст, выдержанный в одном стиле (на усмотрение студента). Все слова должны быть употреблены в контексте, который указывает на их родовую принадлежность (в сочетании с глаголами прошедшего времени, прилагательными и пр.).

СРС 6

ТемаСинтаксические нормы русского языка

Цель:сформировать более четкое представление о системе синтаксических норм русского языка

Вопросы:

1. Ошибки в выборе форм управления.

2. Ошибки в согласовании определений и приложений.

3. Ошибки при использовании однородных членов предложения

Задания:подготовить слайд-презентацию

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя список рекомендуемой литературы из рабочей программы по дисциплине, а также дополнительные источники, представить схематично в форме слайд-презентации информацию по одному из предложенных вопросов.

Слайды презентации оформляются произвольно. Общими условиями являются:

- единый стиль оформления всей презентации;

- разумное цветовое оформление, т.е. информационные данные не должны скрываться;

- качественные изображения, графики, чертежи и рисунки, изготовленные методом компьютерной графики;

- возможность чтения информации на расстоянии 5-7 метров;

- наглядность;

- использование пиктограмм и условных графических обозначений;

- разумное использование анимации;

- количество слайдов должно быть не менее 10.

Внимание!!! Не допускается использование в презентациях больших фрагментов текстовой информации.

Презентация записывается на диск и прилагается к тетради для самостоятельных работ.

СРС 7

ТемаИзобразительно-выразительные средства.

Цель:сформировать более четкое представление о системе лексических и синтаксических средств выразительности

Вопросы:

1. Лексические образные средства.

2. Стилистические фигуры.

Задания:составить таблицы

Методические указания к выполнению:

Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, студентам необходимо систематизировать его в виде таблиц.

Лексические образные средства

Лексическое образное средство Происхождение слова Определение Примеры использования (по три на каждый троп) с пояснением Примечание
Метафора        
Метонимия        
Сравнение        
Олицетворение        
Гипербола        
Литота        
Синекдоха        
Аллегория        
Перифраз        

Стилистические фигуры

Стилистическая фигура Происхождение слова Определение Примеры использования (по три на каждую стилистическую фигуру) с пояснением Примечание
Эпифора        
Анафора        
Антитеза        
Инверсия        
Параллелизм        
Оксюморон        
Градация        
Эллипсис        
Риторический вопрос        

После проведения сравнительного анализа следует сделать собственный вывод.

Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ

СРС 8

Тема Основы ораторского искусства

Цель:сформировать навыки подготовки публичного выступления

Вопросы:

1. Подготовка публичного выступления.

2. Аргументация публичного выступления.

3. Особенности построения публичной речи.

4. Приемы удержания внимания.

Задания:подготовить публичную речь на 2-3.

Наши рекомендации