Лексические образные средства
Костанайский филиал
Кафедра филологии
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры филологии
Протокол № 01 от «13 » сентября 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению дисциплины
«Стилистика и культура речи русского языка»
Костанай, 2016 г.
Методические указания для студентов составлены:
Свиркович О.В., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________________
Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии
Протокол № 01 от «08» сентября 2016 г.
Председатель метод. комиссии __________________ Н.Р. Гейко
Самостоятельная работа студента (СРС)
СРС 1
ТемаВведение. Функциональные стили речи
Цель:отработать навыки стилистического анализа текста
Вопросы:
1. Стилевые черты и языковые средства научного стиля.
2. Стилевые черты и языковые средства официально-делового стиля.
3. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля.
4. Стилевые черты и языковые средства разговорного стиля.
Задания:произвести стилистический анализ текста
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя список рекомендуемой литературы, а также дополнительные источники, в тетради для самостоятельных работ требуется выполнить стилистический анализ текста научного стиля. Тексты выбираются из приложения к учебно-методическому пособию Хильченко О.В. «Русский язык и культура речи» (есть в библиотеке филиала) согласно варианту, который можно определить по начальной букве фамилии (см. таблицы).
Научный стиль
Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А | Ж | Н | У | Щ | |||||
Б | З | О | Ф | Э | |||||
В | И | П | Х | Ю | |||||
Г | К | Р | Ц | Я | |||||
Д | Л | С | Ч | ||||||
Е | М | Т | Ш |
Официально-деловой стиль
Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А | Ж | Н | У | Щ | |||||
Б | З | О | Ф | Э | |||||
В | И | П | Х | Ю | |||||
Г | К | Р | Ц | Я | |||||
Д | Л | С | Ч | ||||||
Е | М | Т | Ш |
Публицистический стиль
Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А | Ж | Н | У | Щ | |||||
Б | З | О | Ф | Э | |||||
В | И | П | Х | Ю | |||||
Г | К | Р | Ц | Я | |||||
Д | Л | С | Ч | ||||||
Е | М | Т | Ш |
Разговорный стиль
Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А | Ж | Н | У | Щ | |||||
Б | З | О | Ф | Э | |||||
В | И | П | Х | Ю | |||||
Г | К | Р | Ц | Я | |||||
Д | Л | С | Ч | ||||||
Е | М | Т | Ш |
Например, студент с фамилией Иванов анализирует тексты научного, официально-делового, публицистического стилей под номером 9, а текст разговорного стиля – под номером 2.
Стилистический анализ текста любого стиля рекомендуется проводить согласно плану.
I Тема.
II Идея.
III Читательский адрес.
IV Жанр.
V Стиль.
VI Стилистический анализ
- Фонетико-стилистическая характеристика.
- Лексико-семантический анализ.
- Словообразовательный анализ.
- Морфологический анализ.
- Синтаксический анализ.
VIIОбщий вывод.
СРС 2
ТемаНорма как центральное понятие культуры речи
Цель:отработать навыки поиска и исправления текстов, содержащих нарушения норм русского языка
Вопросы:
1. Предмет изучения и задачи культуры речи.
2. Основные аспекты изучения культуры речи.
3. Литературный язык как основа культуры речи.
4. Норма как центральное понятие культуры речи
Задания:найти тексты (письменные и устные) с нарушением норм, проанализировать их
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, студентам необходимо подобрать из текстов СМИ, рекламы, Интернет-форумов 10 примеров, содержащих случаи нарушения норм различных ярусов. Подкрепить каждый текст анализом. В процессе анализа рекомендуется пользоваться словарями и справочниками русского языка.
Образец анализа
Источник: главный корпус КФ ЧелГУ, плакат
В слове серебрянный допущена орфографическая ошибка в суффиксе ян.
Прилагательные, образованные от существительных со значением названия материала, вещества пишутся с суффиксами ан, ян: песчаный, серебряный
Исключения:Деревянный, оловянный, стеклянный
СРС 3
ТемаОрфоэпические и акцентологические нормы русского языка
Цель:сформировать более четкое представление о системе орфоэпических и акцентологических норм русского языка
Вопросы:
1. Предмет изучения орфоэпии и акцентологии.
2. Произношение существительных.
3. Произношение прилагательных.
4. Произношение глаголов
Задания:используя орфоэпические словари русского языка, подобрать по 10 слов, демонстрирующих императивные и диспозитивные нормы
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, выполнить предложенное задание. Работу следует сопроводить ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ссылкой на источник.
Например:
Слова, демонстрирующие императивные нормы | Слова, демонстрирующие диспозитивные нормы |
1. бант, бАнта, мн. бАнты, -ов! неправ. мн. бантЫ, -Ов 2. 3. …… | 1. бУнгало и бунгАло 2. 3. ….. |
Резниченко, И.Л. Орфоэпический словарь русского языка [Текст]/ И.Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 1182 с.
СРС 4
ТемаЛексические и фразеологические нормы
Цель:сформировать более четкое представление о системе лексических и фразеологических норм русского языка
Вопросы:
1. Лексика.
2. Особенности слова в русском языке.
3. Типы лексических ошибок
Задания:выполнить письменно предложенные задания
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, нужно выполнить предложенные задания.
Задание 1. Из данных сочетаний выпишите правильные. Составьте с ними предложения.
- Играть значение – играть роль.
- Играть значение – иметь значение.
- Поднять тост – произнести (провозгласить, сказать) тост.
- Более или менее интересный – более-менее интересный
- Где-то в конце дня – примерно в конце дня (к концу дня).
- Последний на приём к врачу – крайний на приём к врачу.
- Крайний справа – последний справа.
- Бывай здоров – будь здоров.
- Вернулся обратно – вернулся назад.
Задание 2.Перефразируйте данные предложения так, чтобы избавиться от тавтологии. Вариант следует выбирать, руководствуясь таблицей
Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант | Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А | Ж | Н | У | Щ | |||||
Б | З | О | Ф | Э | |||||
В | И | П | Х | Ю | |||||
Г | К | Р | Ц | Я | |||||
Д | Л | С | Ч | ||||||
Е | М | Т | Ш |
Вариант 1
1. Эти качества воспитываются годами воспитания и сдержанности.
2. Местные жители того места.
3. За личиной философствующих кроликов видна попытка высмеять государственный управленческий строй управления.
4. Когда читаешь это стихотворение, чувствуешь очень сильное чувство и ощущение страдания.
5. Семья Ростовых – примерная Семья, с которой надо брать пример.
6. Смысл мифа состоит в том, что музыка может объединить природу в одно единое целое.
7. Искусство стремится к добру, поскольку учит людей избавляться от многих людских пороков.
8. Люди станут предавать друг друга и становиться врагами.
9. Всё так же на башне стоит офицер, смотрящий в трубу, рассматривая батареи врага.
10. Рассказчик рассказывает в своем рассказе о том, что он лет двадцать назад полюбил девушку, которую звали Варенька.
Вариант 2
1. Легко вообразить себе образы героев.
2. Он всегда попадает в сложные ситуации, из которых выбраться сложно.
3. Лошади чуть не падали под тяжестью тяжелого бремени.
4. Сначала начал петь рядчик.
5. Гринев проснулся после сна.
6. В результате этой ссоры Троекуров поссорился с Дубровским.
7. Актер понимает Луку и относится к нему с пониманием.
8. Иван Васильевич увидал, как бьют практически ни в чем не повинного человека. Этот момент перевернул практически всю его жизнь.
9. После этого представление, что из себя представляет Глеб, становится полным.
10. Теркин – обычный парень, в котором еще осталась радость жизни и капля радости.
Вариант 3
1. Его душа стремилась к родным на родину.
2. Он позвонил в звонок квартиры под номером девятнадцать.
3. Здесь много выразительных выражений.
4. Он не любил отвлекаться от своей работы и не любил, когда его отвлекают.
5. В сказе сказано, что волосы у левши выдраны.
6. Отель был ужасный, меня там съели комары и кормили ужасно.
7. Ружье было с гладкоствольным стволом.
8. Если ты очень захочешь сделать то, что ты захотел, то ты обязательно это сделаешь.
9. Это война за мир и ради того, чтобы было мирное время.
10. В крепости начинаются приготовления к обороне крепости.
Задание 3. Используя предложенные слова (оклик – отклик, одинарный – одиночный – одинокий, перетерпеть – претерпеть, всякий – всяческий, одеть – надеть, вдох-вздох, обрывок – отрывок, отклик - оклик), составить связный текст, выдержанный в одном стиле (на усмотрение студента).
СРС 5
ТемаМорфологические нормы русского языка
Цель:сформировать более четкое представление о системе морфологических норм русского языка
Вопросы:
1. Морфологическая норма.
2. Ошибки, связанные с использованием именных частей речи.
3. Ошибки, связанные с использованием глагола.
Задания:выполнить письменно задание
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя предложенные слова (кофе, меню, боржоми, леди, авеню, фойе, такси, МГУ, пари, кольраби, иваси), составить связный текст, выдержанный в одном стиле (на усмотрение студента). Все слова должны быть употреблены в контексте, который указывает на их родовую принадлежность (в сочетании с глаголами прошедшего времени, прилагательными и пр.).
СРС 6
ТемаСинтаксические нормы русского языка
Цель:сформировать более четкое представление о системе синтаксических норм русского языка
Вопросы:
1. Ошибки в выборе форм управления.
2. Ошибки в согласовании определений и приложений.
3. Ошибки при использовании однородных членов предложения
Задания:подготовить слайд-презентацию
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Используя список рекомендуемой литературы из рабочей программы по дисциплине, а также дополнительные источники, представить схематично в форме слайд-презентации информацию по одному из предложенных вопросов.
Слайды презентации оформляются произвольно. Общими условиями являются:
- единый стиль оформления всей презентации;
- разумное цветовое оформление, т.е. информационные данные не должны скрываться;
- качественные изображения, графики, чертежи и рисунки, изготовленные методом компьютерной графики;
- возможность чтения информации на расстоянии 5-7 метров;
- наглядность;
- использование пиктограмм и условных графических обозначений;
- разумное использование анимации;
- количество слайдов должно быть не менее 10.
Внимание!!! Не допускается использование в презентациях больших фрагментов текстовой информации.
Презентация записывается на диск и прилагается к тетради для самостоятельных работ.
СРС 7
ТемаИзобразительно-выразительные средства.
Цель:сформировать более четкое представление о системе лексических и синтаксических средств выразительности
Вопросы:
1. Лексические образные средства.
2. Стилистические фигуры.
Задания:составить таблицы
Методические указания к выполнению:
Для выполнения данного задания необходимо знать содержание заявленной темы. Изучив теоретический материал по предложенной теме, студентам необходимо систематизировать его в виде таблиц.
Лексические образные средства
Лексическое образное средство | Происхождение слова | Определение | Примеры использования (по три на каждый троп) с пояснением | Примечание |
Метафора | ||||
Метонимия | ||||
Сравнение | ||||
Олицетворение | ||||
Гипербола | ||||
Литота | ||||
Синекдоха | ||||
Аллегория | ||||
Перифраз |
Стилистические фигуры
Стилистическая фигура | Происхождение слова | Определение | Примеры использования (по три на каждую стилистическую фигуру) с пояснением | Примечание |
Эпифора | ||||
Анафора | ||||
Антитеза | ||||
Инверсия | ||||
Параллелизм | ||||
Оксюморон | ||||
Градация | ||||
Эллипсис | ||||
Риторический вопрос |
После проведения сравнительного анализа следует сделать собственный вывод.
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ
СРС 8
Тема Основы ораторского искусства
Цель:сформировать навыки подготовки публичного выступления
Вопросы:
1. Подготовка публичного выступления.
2. Аргументация публичного выступления.
3. Особенности построения публичной речи.
4. Приемы удержания внимания.
Задания:подготовить публичную речь на 2-3.