U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики

U – образные характеристики. В процессе работы синхронно­го двигателя в его обмотке статора наводятся ЭДС, сумма которых U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru [см. (20.29)] приблизительно равна подведенному к обмотке статора напряжению сети U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru . Эта сумма ЭДС эквивалентна ре­зультирующему магнитному полю, вызванному действием двух магнитодвижущихся сил: возбуждения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru и статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru .

При неизменном напряжении сети U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru резуль­тирующее магнитное поле постоянно. Поэтому при изменении МДС возбуждения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru (изменении тока возбуждения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru ) МДС ста­тора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru изменяется таким образом, чтобы их совместное действие оставалось неизменным, т. е. чтобы оставалось неизменным ре­зультирующее магнитное поле синхронного двигателя. Это изме­нение МДС U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru может происходить только за счет изменения вели­чины и фазы тока статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , т. е. за счет изменения реактивной составляющей тока статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru .

Например, при увеличении тока возбуждения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , начиная от наименьшего его значения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru возрастает МДС ротора, при этом МДС статора уменьшается. Это уменьшение МДС происхо­дит при уменьшении индуктивной (по отношению к напряжению сети U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru ) составляющей тока статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , которая оказывает на маг­нитную систему подмагничивающее влияние.

При этом полный ток статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru уменьшается, а ко­эффициент мощности двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , увеличивается. При неко­тором значении тока возбуждения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru индуктивная составляющая тока статора падает до нуля. При этом ток статора достигнет ми­нимального (при данной нагрузке) значения, так как станет чисто активным U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , а коэффициент мощности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru .

Увеличение тока возбуждения сверх значения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , т. е. пере­возбуждение двигателя, вызовет увеличение тока U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , но те­перь этот ток будет опережающим (емкостным) по отношению к напряжению U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru . Таким образом, при недовозбуждении U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru синхронный двигатель работает с отстающим током, а при пе-ревозбуждении U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru – с опережающим. Зависимость тока статора от тока возбуждения для синхронного двигателя представлена U – образными характеристиками (рис. 103).

То есть, синхронный двигатель является генератором реактивного тока: индуктивного по отношению к напряжению сети при недовозбуждении и емкостного при перевозбуждении. Указанная способность синхронных двигателей является их цен­ным качеством, которое используют для повышения коэффициен­та мощности электрических установок.

Аналогично синхронному генератору, включенному на парал­лельную работу с сетью, синхронный двигатель имеет предел устойчивости при минимальном токе возбуждения (штри­ховая линия в левой части рис. 103).

Рабочие характеристики. Рабочие характеристики синхрон­ного двигателя представляют собой зависимость частоты враще­ния ротора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , потребляемой мощности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru полезного момента U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , коэффициента мощности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru и тока в обмотке статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru от по­лезной мощности двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru (рис. 104). Частота вращения рото­ра U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru всегда равна синхронной частоте U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , поэтому гра­фик U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, Полезный момент на валу синхронного двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru . Так как рабочие характеристики снимают при условии U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , то график U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru имеет вид прямой, выходящей из начала координат. Мощность на входе двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru . С ростом нагрузки на валу двигателя увеличиваются также и потери U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru поэтому потребляемая мощность U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru растет быстрее полезной мощ­ности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru и график U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru имеет несколько криволинейный вид.

Вид графика U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru зависит от вида настройки тока возбуждения: если в режиме х.х. ток возбуждения установлен та­ким, что U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , то с ростом нагрузки коэффициент мощности снижается, если же установить U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru при номинальной на­грузке, то при недогрузке двигатель будет забирать из сети реак­тивный опережающий ток, а при перегрузке – отстающий. Обыч­но устанавливают ток возбуждения таким, чтобы U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru при средней нагрузке (рис. 22.6). В этом случае коэффициент мощно­сти во всем диапазоне нагрузок остается достаточно высоким. Ес­ли же установить ток в обмотке возбуждения синхронного двига­теля таким, чтобы U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru был при нагрузке несколько превышающей номинальную, то при номинальной нагрузке U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru и двигатель будет потреблять из сети опережающий по отношению к напряжению сети ток, что приведет к повышению коэффициента мощности этой сети. В этом отношении синхрон­ные двигатели выгодно отличаются от асинхронных, работающих с отстающим по фазе током (особенно при недогрузке двигателя) и снижающих энергетические показатели питающей сети.

U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru

Рис. 103. U – образные характери­стики Рис. 104. Рабочие характеристики

синхронного двигателя синхронного двигателя

Ток в обмотке статора двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru . Из этого выражения видно, что ток U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru с увеличением нагрузки на валу дви­гателя растет быстрее, чем потребляемая мощность U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , вследствие уменьшения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru .

Так как ротор синхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и поле статора, то направление вращения ротора определяется порядком следования фаз линейных проводов, подведенных к обмотке статора, и порядком расположения фаз обмотки статора. Для изменения направления вращения трехфазного синхронного двигателя необходимо переключить два линейных привода, подведенных из сети к выводам обмотки статора.

В заключение необходимо отметить, что синхронные двигате­ли по сравнению с асинхронными имеют преимущество, заклю­чающееся в том, что они могут работать с U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , не создавая в питающей сети индуктивных токов, вызывающих дополнительные потери энергии. Более того, при работе с перевозбуждением син­хронные двигатели создают в сети емкостный ток, чем способст­вуют повышению коэффициента мощности энергосистемы в це­лом. Другое достоинство синхронных двигателей состоит в том, что, как это следует из (21.11), основная составляющая электро­магнитного момента пропорциональна напряжению сети U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru , а у асинхронных двигателей электромагнитный момент пропорциона­лен U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя. U – образные характеристики - student2.ru [см. (13.14)]. По этой причине при понижении напряжения в сети синхронные двигатели сохраняют большую перегрузочную способность, чем асинхронные.

К недостаткам синхронных двигателей относятся их более сложная конструкция и повышенная стоимость по сравнению с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Кроме того, для работы синхронного двигателя требуется устройство для питания постоянным током обмотки возбуждения.

Опыт эксплуатации показал, что применение синхронных дви­гателей общего назначения наиболее целесообразно при мощности 200 кВт и более в установках, не требующих частых пусков и ре­гулирования частоты вращения (мощные насосы, вентиляторы, компрессоры и т. п.).

Контрольные вопросы

1. Чем ограничивается область устойчивой работы синхронного двигателя?

2. Объясните процесс пуска синхронного двигателя?

3. Как регулируется коэффициент мощности синхронного двигателя?

4. Каково назначение синхронного компенсатора?

5. Каковы достоинства и недостатки синхронных двигателей по сравнению с асинхронными?

Наши рекомендации