Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?
Краткое прилагательное | Краткое причастие |
Каков? какова? каково? каковы? | |
Являетсяпостоянным признаком предмета, его «родным» свойством: дорога длинна (сама по себе длинна; это её постоянное качество); утро туманно (само по себе) | Обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: скамейка покрашена (кем-то); вазы наполнены (чем-то). |
Категория состояния.
Категория состояния - неизменяемые слова, выступающие как в роли сказуемого или части сказуемого в безличном предложении (например, надо, нельзя, душно, стыдно, пора, жаль) — самая молодая часть речи. (В Москве было холодно).
Ядро категории состояния составляют слова на –о, которые обозначают:
· состояние окружающей среды: прохладно, светло;
· физическое состояние человека или других живых существ: больно, душно;
· эмоциональное состояние человека: страшно, обидно;
· модальность (выражают отношение говорящего): надо, необходимо, нельзя, можно;
· пространственные и временные отношения: высоко, поздно;
· зрительное и слуховое восприятие: видно, слышно.
Категории состояния сочетаются с глаголами «быть», «стать», «оказаться» и другими: «Одному всегда плохо», «Больному было душно». Многие слова состояния являются бывшими существительными: грех, стыд: «Неохота уходить»). Они нередко имеют сохранившиеся омонимы и в составе наречий, и в составе имен существительных. Поэтому при определении соответствующих частей речи необходимо быть очень внимательными к значению данных слов.
Как отличить наречия от слов категории состояния?
1. Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении.
2. Какой вопрос задается к слову.
3. Что обозначает данное слово.
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.
Наречия | Слово категории состояния |
1.Зависит от глагола. | 1. Независимое слово. |
2.Обозначает признак действия и отвечает на вопросы обстоятельства как? в какой мере? насколько? | 2. Обозначает состояние природы или живых существ и отвечает на вопрос каково? |
3. В предложении – обстоятельство. Он сидел тихо. | 3. В предложении – сказуемое. В классе тихо. |
Служебные части речи.
Пред-лог | Служат для связи слов в словосочетании в предложе- нии, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. | Простые (из 1 слова) | Составные (из 2 и более слов) |
на, над, о | в течение, по поводу | ||
Непроизводные (не образованы от самостоятельных частей речи) | Производные (образованы от самостоятельных частей речи) | ||
Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, под, пред, при, про, с, у, через | От наречий: вблизи берега, впереди отряда. От существ.:ввиду ненастья, в течениесуток.От деепричастий:благодаря дождю, несмотря на усталость. | ||
Союз | Служат для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения | Простые (из 1 слова) | Составные (из 2 и более слов) |
но, тоже, и | ни-ни, то-то, несмотря на то что | ||
Сочинительные | Подчинительные | ||
1)соединительные («и это и то»): и, да (= и), ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и; 2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако, же;3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то, то ли - то ли. | 1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто; 2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем3) причинные: потому что, так как4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы5) условные: если, раз, если бы6) уступительные: хотя, несмотря на то что7) следственные: так что; 8) сравнительные: как ,будто, точно, как будто, словно |
Части- ца | вносит в речь дополнительные оттенки значения или служит для образования форм слова | Формообразующие | Отрицательные | Модальные (смысловые) вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего. |
1. служат для образования условного и повелительного наклонений глагола: бы (б)- условное да, давай, давайте, пусть, пускай - повелительное 2. для образования степеней сравненияболее, менее | придают отрицательное значение отдельным словам или всему предложению: не, ни | 1.вопросительные:ли, разве, неужели2.восклицательные:что за, как3. указательные:вот, а вот, вон, а вон4. уточнительные:именно, как раз5.усилительные:даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и 6.сомнение:вряд ли, едва ли7. выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, исключительно8.смягчение требования:- ка | ||
1.Междометияи 2. звукоподражательные слова | 1.Выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их. 2.По своему звуковому оформлению являются воспроизведением восклицаний, звуков или криков | Звукоподражательные слова- условное воспроизведение крика птицга-га, кря- кря , ку-ку, животных мяу, му- у, ква шумов природы или происходящих в результате деятельности людейдинь-динь, у-у-у, кап-кап, др-др. | Междометиявыражают 1)чувства, эмоции (восхищения, радости, одобрения, тоски, горя, сожаления, недоумения, удивления, испуга, презрения, отвращения: увы, эх, ох, ах, браво, то-то, у, а, о, ой, ай, но, фи, фу, ну и ну, батюшки, господи, м-да, тьфу; эмоциональную оценку обстановки, отношение к речи: каюк, капут, фьюить, дудки, право, ей-ей, вот ещё, ау, алло;волю, приказ: шабаш, баста, айда, кыш, чу, марш, цыц, тс, чш, чур, караул, вон, прочь, долой. Междометия - этикетные слова: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, привет, благодарю |