Подготовка краткого доклада (выступления)

Технология работы над рефератом и его оформление

Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение ее результатов.

По сути, реферирование, как процесс, и реферат, как его продукт, есть уже научно-исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной проблемы. Назначение реферирования и реферата состоит в том, чтобы продемонстрировать умение работать с информацией, используя научные приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов, адекватно авторскому замыслу.

Технология реферирования и выполнения реферата включает в себя ряд последовательных действий.

Порядок действий при выполнении реферата:

Выбор темы, проблемы

Выбор источников реферирования

Определение типа реферата

Ознакомление с источниками

Конспектирование

Использование приемов обработки информации

Выработка плана реферата

Написание реферата по плану

Получение выводов

Составление библиографии

Редактирование текста

Оформление реферата

Подготовка краткого доклада (выступления)

Выбор источников реферирования происходит параллельно с выбором темы. Надо продумать: сколько источников целесообразно взять, остановиться ли только на авторских текстах, то есть первоисточниках, или использовать критическую литературу, «оппозиционную»; взять ли одножанровые или разножанровые тексты и т.д.

Определение типа реферата. Чаще всего рефераты выполняются по результатам анализа литературы. Вы можете избрать критический, обзорный, сравнительный, проблемный, системный, аспектный анализ источников и др.

Ознакомление с источниками - просматривание, осмысление «выходных данных» (кем, где, когда и каким тиражом изданы), знакомство с аннотацией, оглавлением, библиографией, с введением и заключением. Затем рекомендуется прочесть книгу или статью «по диагонали», то есть, выбирая основные понятия, схватывая логику и тему, обнаруживая проблему, знакомясь со стилем написания. Это позволит увидеть тему целостно, в системе. Такое, пока еще неглубокое чтение, позволяет увидеть главные идеи общую логику, присутствие доказательств и многое другое. Это как бы первый этап дедуктивного способа чтения. Еще не поздно будет отложить «пустую» или ненужную работу и заменить новой. Не поздно предусмотреть чтение дополнительной литературы, поиск фактов и доказательств. Предварительное ознакомление позволит рассчитать силы настроиться на определенную работу и ее спрогнозировать.

Выбор типа конспектирования. В каких-то случаях при работе с источником достаточно нескольких «свободных» выписок мыслей, в других - цитат, а иногда требуются план или план-конспект. Могут также быть уместны простые тезисы.

Самым подробным фиксированием текста является конспект, соединяющий в себе признаки всех записей.

По мере понимания текста и выбора нужной информации рекомендуется особое внимание обратить на сопутствующие записям элементы:

- использование условных знаков для оценивания цитат, выписок;

- выписывание понятий и их определений;

- точное фиксирование мыслей в качестве цитат с указанием страниц их расположения;

- выписывание отдельных фактов для многократного последующего использования;

- оставление полей для последующих дополнительных заметок, для работы над текстом;

- точное фиксирование «выходных данных» источника (согласно ГОСТу).

Использование приемов обработки информации, то есть собственно реферирование текстов:

- приемы различных видов анализа (критического, обзорного, сравнительного, системного, проблемного, аспектного);

-сравнение, сопоставление;

- прогнозирование;

- выделение главных идей;

- дополнение фактами, личными примерами, цифрами, в том числе из других источников;

- схематизация, моделирование;

- высказывание своих собственных суждений, оценок, позиций, идей в связи с прочитанным текстом и другие.

В этой процедуре сводится в единую систему весь посчитанный, изученный и законспектированный материал, сопоставляется, отбирается главный и второстепенный, располагается по порядку и т.д. Именно здесь больше всего обдумывается, познается, обнаруживается новое знание. Здесь требуются «погружение» в материал, актуализация и использование прошлого опыта и ранее приобретенных знаний. Без эмоционально-позитивного отношения к авторам и материалу все это трудно, а порой и невозможно проделать.

Выработка плана реферата состоит в определении его структуры как логической последовательности изложения результатов процесса реферирования. Общий алгоритм включает в себя: введение, основную часть реферата (по параграфам, частям, пунктам плана), заключение (вывод, резюме), библиографию.

Введение обязательно включает в себя постановку проблемы в рамках выбранной темы, постановку целей и формирование задач

Основная часть реферата структурируется по параграфам, количество и названия которых определяются автором. Ее содержание должно быть направлено на демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по выбранной теме.

В основной части реферата излагается, анализируется и оценивается теория. План этой части зависит от темы, источников, конспектирования и приемов обработки информации. Этот план далеко не всегда совпадает с планом конспектируемых источников, вернее, даже совсем не совпадает.

В основной части реферата должно быть:

- представлено состояние вопроса, принятого автором к рассмотрению;

- рассмотрены и раскрыты основные положения выбранной темы;

- изложены различные точки зрения на данную проблему по изученным публикациям;

- представлено собственное мнение студента, сформированное на основе работы с литературными источниками.

Ссылки и сноски на авторов, чья позиция, мнения, информация использованы в реферате, являютсяобязательными. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. В качестве недостатков основной части реферата рассматриваются злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных параграфов. Ссылки на несколько литературных источников указываются через точку с запятой.

Написание реферата по плану требует терпения и целеустремленности. В процессе написания всегда возникает соблазн «уйти в сторону», больше остановиться на «красивом» факте, избежать сложных моментов. При этом важно учитывать следующее.

Во-первых, соблюдение единого стиля.

Во-вторых, соблюдение соразмерности всех частей. Так введение нецелесообразно делать более 2-3 страниц, каждую из аналитических частей - не более чем по 5-7 страниц. Заключение - это 1-2 страницы, библиография - тоже 1-2 страницы (все цифры здесь ориентировочные). Но не может введение быть больше основной части реферата, а библиография не может включать литературу «перекрывающую» тему реферата. Общий объем реферата должен составлять 15-20 стр.

В-третьих, четкость изложения мыслей, что достигается краткостью лаконизмом логикой и доказательностью.

В-четвертых, реферат должен быть оригинальным нестандартным и, конечно, глубоко авторским.

Получение выводов - особое действие в реферировании. Оно может входить в написание реферата, но в силу специфики его следует выделить. Выводы даются в заключении. Их еще предстоит получить, как бы «вывести» из всего текста. Выводы - это всегда новое знание, как умозаключение из ранее сделанных посылок. Вот почему их следует разрабатывать, все время особо ориентируясь на цель, в выводах достигая ее. Кроме краткого и четкого и изложения выводов необходим анализ степени выполнения поставленных во введении задач.

Составление библиографии для реферата целесообразно ограничивать, во-первых, конкретно используемыми в тексте источниками, из которых цитируются положения и на которые есть ссылки, во-вторых, только теми работами, которые имеют самое прямое отношение к теме и цели реферата. Составлять список литературы следует с соблюдением всех правил ГОСТа и оформлять в алфавитной последовательности. В него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и пр.

Редактирование текста - процесс непрерывный. Он начинается уже во время написания, когда подыскиваются нужные слова, фразы, компонуются абзацы и параграфы. При этом нужно мягко и плавно переходить от одной мысли к другой, помнить о едином стиле, о логичности, общей грамотности о соразмерности частей и других качествах текста.

При окончательном редактировании следует быть особо придирчивым к излишествам, длинным цитатам, сноскам, избитым тривиальным местам, то есть ко всему, что нарушает гармонию текста. Свои мысли лучше выразить с помощью вводных слов типа «нам думается», «мы убеждены», «кажется, что.. », «мы стоим на той точке зрения» и др.

Редактирование на этой стадии превращается в самоконтроль, самооценку. Надо постараться увидеть свой текст как бы со стороны, «чужими глазами».

Оформление реферата должно соответствовать общепринятым нормам. Реферат должен быть набран на компьютере (напечатан на любом множительном аппарате) и представлен в сброшюрованном виде (крепеж располагается слева). Оформление реферата производится в следующем порядке:

Титульный лист,

введение,

Основная часть,

заключение,

список литературы,

приложения.

Каждая часть начинается с новой страницы.

Каждая страница нумеруется в нижнем правом углу. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страницы должны иметь поля слева - 3 см, справа - 1 см., сверху и снизу - 2 см. Отступ первой строки – 1,25.

В машинописном виде текст должен быть представлен через 1 интервал, выравнивание по ширине, с переносами. Шрифт Times New Roman, 12.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

Критерии оценки реферата

Реферат сдается преподавателю в указанные им сроки в оформленном виде вместе с электронной версией (для проверки на плагиат). Представленный реферат оценивается в соответствии с критериями:

- адекватность темы работы её содержанию;

- глубина анализа выбранной темы, оригинальность выводов;

- степень самостоятельности (при проверке на плагиат должно быть не менее 70% оригинальных блоков) работы;

- объем исследованной литературы и других источников информации;

- стиль и грамотность изложения;

- соблюдение требований к оформлению реферата,

- краткость и аргументированность выступления.

Наши рекомендации