Учить согласовывать прилагательное и существительное, употреблять прилагательное перед существительным и после него.

«Скажи наоборот»

Ход игры – воспитатель предлагает ребёнку фразу и просит произнести её наоборот: слон большой – большой слон.

«Какой предмет?»

Ход игры – воспитатель предлагает ребёнку показать предмет и назвать его: «Покажи красную гармошку, что ты мне показал?», ребёнок отвечает по образцу воспитателя: «Красную гармошку»

14. упражнять в образовании множественного числа в родительном падеже.

Ход игры – воспитатель показывает картинку, где изображены мячи. «Какие мячи?», дети отвечают : «Красные мячи». Затем воспитатель прячет картинку, спрашивает: «Нет каких мячей?», дети отвечают: «Нет красных мячей».

Закреплять умение согласовывать прилагательное и существительное в косвенных падежах.

«Для кого наряд?»

Ход игры – у воспитателя на столе большие и маленькие животные. Воспитатель показывает большую кофточку и спрашивает: «Для кого наряд?», дети отвечают: «для большого медведя», воспитатель показывает маленький предмет одежды, дети отвечают: «для маленького мышонка».

« У тебя есть или нет?»

Ход игры – воспитатель спрашивает ребёнка: «У тебя есть помидор?», ребёнок должен отрицать: «нет помидора», на все вопросы воспитателя ребёнок отвечает отрицательно.

Овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.

«Продолжи ряд»

Ход игры – воспитатель предлагает продолжить цепочку слов

Красивый, красив, красивые;

Модный, моден, модные.

«Кто самый наблюдательный»

Ход игры – воспитатель запутывает детей, составляя рассказ по сюжетной картинке.

Например, на картинке дети играют в песочнице, у всех детей совки. Воспитатель говорит: «Дети стали играть в песочнице, а совок один на всех.» Дети должны заметить ошибку и исправить: «совков много». Дальше воспитатель говорит: «один из мальчиков бежит к друзьям, он ловок», на что дети говорят: «нет, мальчик неуклюж, он упал, а не бежит».

Названия действий

· Игра «Почтальон принёс открытку»

Кто изображён, что делает? Дети называют персонаж, и его действия.

· Игра «Дай действия словам»

воспитатель начинает говорить, а ребёнок заканчивает:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает. Бабушка (что делает?) – вяжет, печёт. Собака (что делает?) – лает, играет и т.п.

· Игра «Что делает Мишка?»

спит, ест, играет и т.п.

· Игра «Что можно делать с одеждой?»

стирать, гладить, зашивать

· Игра «Кто больше назовет действий?»

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Употребление неспрягаемой формы глаголов во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения.

· Игра «Волшебный кубик» кубик с картинками-заданиями на каждой грани «Топай» «Танцуй», «Прыгай», «Приседай», «Хлопай в ладоши» и т.п.

Употребление глаголов в неопределённой форме.

· Игра «Для чего нужны части тела?»

Уши нужны для того, чтобы слушать; глаза – смотреть; нос – нюхать; рот, язык – говорить; ноги – ходить; руки – держать; зубы – жевать и т.д.

· Игра «Для чего нужны предметы?»

утюг – гладить; плита – готовить; швабра – мыть (пол); холодильник – охлаждать (продукты) и т.д.

· Игра «Кто, что должен делать?»

строитель должен строить; писатель – писать; ученик – читать и т.п.

20. Употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени 3-его лица ед. числа (окончание -ет, -ит, -а).

· Игра «Делай как Зайка»

Что делает Зайка? - прыгает; что делал Зайка – прыгал! Что делала Катя?- прыгала и т.п.

Употребление возвратных глаголов.

· Игра "Кто что делает?"

рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных, птиц, их действия;например, девочка – улыбается, умывается, причёсывается, смеётся. И т.п.

Усвоение числа в изъявительном наклонении.

· Игра «в огороде»

Тыква – растёт, огурцы – растут; роза – растёт, а розы - растут и т.п.

23. Изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн. числа).

· Игра «Я и Мы»

Я говорю – мы говорим, я иду – мы идём и т.п.

(Так же с другими местоимениями: «Ты идёшь», «Он (она) идёт», «Они идут» и т.д.)

Употребление в речи глаголов с приставками.

· Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель бросает мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным значением:

НАливает – ВЫливает; Входит – ВЫходит; ЗАкрывает – ОТкрывает; ПРИплывает – ОТплывает; СОбирает – РАЗбирает; ПОДъезжает – ОТъезжает.

25. Усвоение чередования в основах глаголов при создании новых форм.

· Игра «Подскажи Незнайке»

Кошка мяукает, а кошки мяукают; мышка пищит, а мышки пищат; повар готовит, а повара готовят, речка течёт, а речки текут и т.п.

Образование глаголов от других частей речи

от существительных

· Игра «Я умею …»

Например, готовить:

Солью - солить; маслом - маслить кашу, на тёрке - тереть.

Мылом - намыливать руки, краской - красить

от прилагательных

· Игра «Какой - что делает»

воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово:

веселый — веселеет, смелый – смелеет, синий – синеет, жёлтый – желтеет и т.п.

Наши рекомендации