Тест 22. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.

Морфологические и синтаксические нормы

Введенская Л. А., Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – С. 18-21.

Райская Л.М. Русский язык и культура речи. Томск, 2009. С. 40-48.

Голуб И. Русский язык и культура речи. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/topicsw.htm

Тест 1. Найдите утверждение, соответствующее действительности.

Морфологические нормы связаны.

a) С основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;

b) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) с правилами построения предложения;

d) с соблюдением норм согласования и управления.

Тест 2. Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.

a) Свободных местов, к сожалению, нет.

b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты.

c) Мы ехали около полторы сутки.

d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.

Тест 3. Найдите пару слов, соответствующую морфологическим нормам (обе формы

Нормативные).

a) Токари – токаря.

b) Крейсеры – крейсера.

c) Корректоры – корректора.

d) Инспекторы – инспектора.

Тест 4. Какой предлог пропущен в предложении: …всем предсказаниям синоптиков

Погода стояла чудесная.

a) Благодаря;

b) согласно;

c) вопреки;

d) навстречу.

Тест 5. Укажите предложение, в котором допущена морфологическая ошибка.

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

b) Врач удалил болезненную мозоль.

c) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.

d) Крыша была добротно покрыта толью.

Тест 6. Не являются разными по значению словами:

a) тона – тоны;

b) образа – образы;

c) хлеба – хлебы;

d) кузовы – кузова.

Тест 7. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа

множественного числа:

a) апельсинов;

b) башкиров;

c) граммов;

d) зулусов.

Тест 8. Род слова определен верно:

a) коммюнике – существительное среднего рода;

b) салями – существительное мужского рода;

c) пенальти – существительное среднего рода;

d) кольраби – существительное мужского рода.

Тест 9. Определите пару слов, являющихся разными по значению словами:

a) инспектора – инспекторы;

b) ветра – ветры;

c) ордена – ордены;

d) офицера – офицеры.

Тест 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. 1) ихние письма 3) до тысяча девятьсот пятого года

2) в обеих руках 4) уважаемые директора _________

Тест 11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2. 1) пять апельсинов3) в двухстах метрах 2) наиболее решительнее 4) на их территории _________

Тест 12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3. 1) дешевле 3) по их указанию

2) об аэропорте 4) едь побыстрее __________

Тест 13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

4. 1) больше шестиста рублей 3) проиграв вступление

2) нет мест 4) в двухстах метрах ___________

Тест 14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

5. 1) несколько ножниц 3) двое подружек

2) умелые повара 4) вполутора часах __________

Тест 15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

6. 1) несколько яблок 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

2) лежит на шкафе 4) богатейший выбор ____________

Тест 16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

7. 1) пара туфлей 3) несколько полотенец

2) выправь текст 4) старые профессора ____________

Тест 17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

8. 1) более глубочайший 3) шофёры

2) лягте на пол 4) в трехстах метрах _____________

Тест 18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

9. 1) лажу по крышам 3) с семьюстами метрами

2) часовые пояса 4) разожгёт костёр _____________

Тест 19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

10. 1) несколько полотенец 3) из полтора метров материи

2) их тетради 4) самый молодой ____________

Тест 20. Не относится к нарушению синтаксических норм:

a) неправильный порядок слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

Тест 21. Нарушены правила управления в словосочетании:

a) адресовать письмо другу;

b) уплатить за доставку;

c) уверенность в успехе;

d) у нас в городе поставили памятник Пушкина.

Тест 22. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.

a) Неправильное управление;

b) неправильное употребление однородных членов;

c) неправильное употребление предлогов;

d) неправильный порядок слов.

Наши рекомендации