Методические указания к решению задач
Тема 1. Понятие. Содержание и объем понятия. Виды понятий
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного познания), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении дерево могут отражаться необщие и несущественные признаки: форма листьев, цвет ствола и т.п.
Теория к задаче 1. Содержание понятия – это совокупность мыслимых в понятии общих и существенных признаков предметов. Объем понятия – это совокупность самих предметов, мыслимых в понятии. Например, в содержание понятия «дерево» входят признаки: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в объем понятия «дерево» входят все деревья, а именно: березы, осины, дубы и т.д.
Задача 1: Установите объем и содержание понятия: «Право». Решение: Содержание понятия «право» – «совокупность норм поведения людей, установленная или санкционированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» – все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.
Теория к задаче 2. По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия – это понятия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия – это понятия, объем которых состоит из двух или более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия – это понятия, в объем которых входят несуществующие предметы из универсума рассуждения /«вечный двигатель»/; неопределенные понятия – это понятия, логический объем которых не установлен /«инопланетянин»/.
Задача 2: Определите вид данных понятий по объему: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук». Решение: «Прокурор» - общее, «премьер-министр РФ» - единичное, «кандидат театральных наук» - пустое.
Теория к задаче 3. По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные – в них мыслятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), обладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «баба яга»/. Абстрактные – в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие самостоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные – понятия, в содержании которых подразумевается наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные – понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные – понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Безотносительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные – это понятия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) – это понятия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.
Задача 3: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).
Пример: «Галактика». Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.
Теория к задаче 4 Одни и те же понятия в разных предложениях могут употребляться как в собирательном смысле (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном (когда нечто утверждается или отрицается о всех предметах объема и о каждом).
Задача 4: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в несобирательном смысле.
Пример: «Артисты театра». Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» – данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом. «Артисты театра – люди искусства» – в разделительном смысле, потому что речь идет обо всех артистах театра и о каждом.