Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Характеристика групп крови
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Характеристика групп крови. Их распределение в этно-территориальных группах и значение для антропологических исследований и медицины».
Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
В) Тщательно изучите различные системы и варианты групп крови.
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
Д) Заполните таблицу:
Таблица 29.
Порядок наследования групп крови (АВ0)
Группа крови матери | Группа крови отца | |||
0 (I) | A (II) | B (III) | AB (IV) | |
0 (I) | % | % | % | % |
A (II) | % | % | % | % |
B (III) | % | % | % | % |
AB (IV) | % | % | % | % |
Ж). Поделившись на группы 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
З)* Заполнить таблицу 30, агглютинацию обозначить знаками «+», «++», «+++» в зависимости от выраженности реакции:
Таблица 30.
Карты совместимости групп крови
Кровь донора | Кровь реципиента | |||
0 (I) | A (II) | B (III) | AB (IV) | |
0 (I) | ||||
A (II) | ||||
B (III) | ||||
AB (IV) | ||||
Эритроциты донора | Кровь реципиента | |||
0 (I) | A (II) | B (III) | AB (IV) | |
0 (I) | ||||
A (II) | ||||
B (III) | ||||
AB (IV) |
И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Принадлежность к определенной группе крови зависит от активных веществ — антигенов (агглютиногенов, или факторов), относящихся к белковым или углеводным соединениям типа гликопротеидов. Они находятся в эритроцитах. При введении их индивидууму с другой группой крови в его сыворотке образуются антитела, вызывающие гемагглютинацию.
Группы крови АВО Буквами А и В обозначают т.н. антигены, а соответствующие им «антитела» - греческими буквами α и β. У лиц с первой группой крови присутствует неактивный, инертный «антиген» Н. Из-за своей инертности он не вступает во взаимодействие с имеющимися в плазме крови естественными «антителами», т. е. агглютининами α и β. В силу этого долгое время считалось, что у людей с первой группой крови антиген отсутствует, отсюда название 0 (1). У людей со второй группой крови в эритроцитах обнаружен «антиген» А, а в плазме — «антитела» β. В эритроцитах третьей группы крови присутствует «антиген» В, а в плазме - агглютинин α. В эритроцитах четвертой группы крови находятся два «антигена» А и В, в то время как «антитела» к этим антигенам в плазме крови отсутствуют.
В настоящее время принята международная классификация, сочетающая в обозначении групп крови цифровую и буквенную символику: 0(1), А(II), В(III), АВ(IV).
В дальнейшем были выделены и другие группоспецифические антигены. Например, в пределах второй группы крови были обнаружены антигены А1 и А2. Эти открытия опровергли некоторые старые установки в практике переливания крови. Так, раньше полагали, что 0(1) группу крови из-за отсутствия антигенов в эритроцитах можно переливать всем. Человек с этой группой крови считался универсальным донором, а с АВ(IV) группой крови — универсальным реципиентом, которому из-за отсутствия в плазме антител можно переливать кровь любой группы. В настоящее время рекомендуется переливать лишь одногруппную кровь с учетом указанных выше подгрупп.
Наследование групп крови AB0. Факторы системы АВО, как и другие, генетически обусловлены. Они остаются неизменными на протяжении всей жизни человека и, как считает большинство исследователей, не зависят от пола.В наследовании групп крови есть несколько очевидных закономерностей:
Если хоть у одного родителя группа крови I(0), в таком браке не может родиться ребёнок с IV(AB) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя. Если у обоих родителей I группа крови, то у их детей может быть только I группа. Если у обоих родителей II группа крови, то у их детей может быть только II или I группа. Если у обоих родителей III группа крови, то у их детей может быть только III или I группа. Если хоть у одного родителя группа крови IV(AB), в таком браке не может родиться ребёнок с I(0) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя. Наиболее непредсказуемо наследование ребенком группы крови при союзе родителей со II и III группами. Их дети могут иметь любую из четырёх групп крови. Исключением из правил является так называемый «бомбейский феномен». У некоторых людей в фенотипе присутствуют А и В антигены, но не проявляются фенотипически. Правда, такое встречается крайне редко и в основном у индусов, за что и получило свое название.
Система резус (Rh). Выделенный в 1940 году К. Ландштенером и А. Виннером у макаки-резуса группоспецифический фактор в дальнейшем был обнаружен и в крови людей. Оказалось, что с этим фактором связан ряд осложнений при переливании крови, особенно повторном, и несовместимость крови матери и плода, вызывающая при первой беременности гемолитическую болезнь новорожденных, самопроизвольные выкидыши при последующих.
Эти патологические явления чаще всего бывают следствием антигенной несовместимости по системе резус. Возникают они в тех случаях, когда мать гомозиготна по гену, определяющему отсутствие фактора Rh, т. е. резус-отрицательна (Rh -), а отец резус-положителен (Rh +), т. е. является носителем гена, от которого зависит наличие фактора Rh. Гетерозигота имеет разные гомологические аллели, гомозигота — одинаковые. Антигены плода, унаследованные им по отцовской линии, попадают через плаценту в кровяное русло матери и вызывают образование антител к нему. Если отец гетерозиготен по Rh-фактору, осложнения развиваютсяреже, так как половина потомства от этого брака будет резус-отрицательной.К настоящему времени открыто и выделено свыше 30 антигенов системы Rh.
Р. Фишер выдвинул концепцию о существовании в системе Rh трех тесно сцепленных генных локусов, каждый из которых относится к парному аллелю. Предполагается возможность существования 8 типов генных триплетов, располагающихся в одной хромосоме.
Гемолитическая болезнь плода и новорожденных — гемолитическая желтуха новорожденных, обусловленная иммунологическим конфликтом между матерью и плодом из-за несовместимости по эритроцитарным антигенам. Болезнь может быть обусловлена несовместимостью плода и матери по D-резус- или АВО-антигенам, реже имеет место несовместимость по другим резус- (С, Е, с, d, e) или М-, N-, Kell-, Duffy-, Kidd-антигенам (по статистике 98% случаев гемолитической болезни новорожденных связаны с D-резус-антигеном). Любой из указанных антигенов, проникая в кровь резус-отрицательной матери, вызывает образование в её организме специфических антител. Последние через плаценту поступают в кровь плода, где разрушают соответствующие антигенсодержащие эритроциты.
Предрасполагают к развитию гемолитической болезни новорожденных нарушение проницаемости плаценты, повторные беременности и переливания крови женщине без учёта резус-фактора и др. При раннем проявлении заболевания иммунологический конфликт может быть причиной преждевременных родов или повторных выкидышей.
В настоящее время существует возможность медицинской профилактики развития резус-конфликта и гемолитической болезни новорожденных. Все резус-отрицательные женщины в период беременности должны находиться под наблюдением врача. Необходимо также контролировать в динамике уровень резус-антител. Есть небольшая категория резус-положительных лиц, способных образовывать анти-резус антитела. Это лица, эритроциты которых характеризуются значительно сниженной экспрессией нормального антигена Rh на мембране («слабый» D, Dweak) или экспрессией измененного антигена Rh (частичный D, Dpartial). Эти слабые варианты антигена D в лабораторной практике объединяют в группу Du , частота которой составляет около 1%. Реципиенты, содержание антиген Du, должны быть отнесены к резус-отрицательным и им должна быть перелита только резус-отрицательная кровь, так как нормальный антиген D может вызвать у таких лиц иммунный ответ. Доноры с антигеном Du квалифицируются как резус-положительные доноры, так как переливание их крови может вызвать иммунный ответ у резус-отрицательных реципиентов, а в случае предшествующей сенсибилизации к антигену D - и тяжёлые трансфузионные реакции.
Методы определения групп крови у современного населения сравнительно просты. Исследования проводятся при помощи стандартных сывороток, которые смешивают с взятой у того, кого исследуют, каплей крови и отмечают наличие (+) или отсутствие (—) агглютинации. Если антигены стандартной сыворотки и крови исследуемого совпадают, агглютинация не происходит. При определении резус-фактора в чашке Петри перемешивают каплю крови со стандартной сывороткой и ставят на водяную баню на 10 мин. Применяя антисыворотки, можно по схеме определить тип хромосом по Rh -фактору. А. Виннером и П. Левиным была открыта сыворотка, которая реагирует с эритроцитами всех резус-отрицательных (Rh -) индивидуумов, что свидетельствует о сложности наследования этой системы.
Определение группы крови по системе AB0
В клинической практике определяют группы крови с помощью моноклональных антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных моноклональных антител (цоликлоны анти-А и цоликлоны анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора. Соотношение эритроцитов и цоликлонов: ~0,1 цоликлонов и ~0,01 эритроцитов. Результат реакции оценивают через три минуты.
ü если реакция агглютинации наступила только с анти-А цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
ü если реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе B(III);
ü если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
ü если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B цоликлонами, и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).
Агглютинины, не свойственные данной группе крови, носят название экстрагглютинов. Они иногда наблюдаются в связи с наличием разновидностей агглютиногена A и агглютинина α, при этом α1M и α2 агглютинины могут выполнять роль экстрагглютининов.
Феномен экстрагглютининов, а также некоторые другие явления, в ряде случаев могут быть причиной несовместимости крови донора и реципиента в пределах системы AB0 даже при совпадении групп. С целью исключения такой внутригрупповой несовместимости одноименных по системе AB0 крови донора и крови реципиента проводят пробу на индивидуальную совместимость.
Проба на индивидуальную совместимость. На белую пластину или тарелку при температуре 15-25 °C наносят каплю сыворотки реципиента (~0,1) и каплю крови донора (~0,01). Капли смешивают между собой и оценивают результат через пять минут. Наличие агглютинации указывает на несовместимость крови донора и крови реципиента в пределах системы AB0, несмотря на то, что их группы крови одноименные.
География групповых факторов крови. При изучении мирового распределения группоспецифических сывороточных и эритроцитарных систем крови ставится цель выявить генетические связи между расами и этническими группами. Первые карты распределения факторов крови среди представителей различных расовых и этнических групп были составлены в начале XX в. С помощью формул, позволяющих перейти от фенотипа групповых систем крови к их генотипу или вычислению концентрации гена каждой группы крови, можно картографировать его территориальное распространение, т. е. перейти к геногеографии человека. Особенностей крови, характерных для одной расы и отсутствующих у остальных, не найдено. Но существует своеобразие распределения групп крови в различных популяциях.
Исследования в области антропологической гематологии и генетики популяций в большинстве случаев подтвердили сложившиеся представления об определенных гематологических расах и локальных расовых вариантах, не всегда совпадающих с другими морфологическими расовыми типами. Уточнены многие вопросы происхождения отдельных народов Африки, Америки, Сибири и Европы.
Различия между популяциями по количеству генов, определяющих групповые факторы крови, формировались в течение многих тысячелетий по мере расселения человека по земному шару. Если в неосвоенные местности переселялись сравнительно небольшие по численности группы, то на них значительное влияние оказывал дрейф генов, сокращающий долю гетерозиготных особей в популяции за счет увеличения гомозиготных. В результате этого аллели отдельных генов почти полностью элиминировались (исчезли) в отдельных популяциях. Так, в результате длительной изоляции гены групп крови А(II) и В(III) почти полностью исчезли в популяциях коренного населения Америки — американских индейцев, все современные представители которых в основном гомозиготны по аллелю 0.
Длительная изоляция австралийских популяций способствовала также почти полному исчезновению уних гена, контролирующего резус-отрицательность, и формированию специфических особенностей распределения групп крови, характерных для австралийской расы.
Один из главных факторов, влияющих на частоту генов в популяции — естественный отбор, т. е. элиминация особей с определенными генетическими особенностями. Например, смертность особей, имеющих ту или иную группу крови, от каких-нибудь заболеваний. В основе естественного отбора лежат различия по приспособляемости, зависящие от генотипа организма. Отбор действует на всех стадиях развития — от зиготы до завершения репродуктивного (детородного) периода. При несовместимости кровяных факторов матери и плода отбор влечет за собой элиминацию гетерозиготных особей. Для передачи отдельных генов следующему поколению имеет значение степень плодовитости половозрелых особей.
Словарь терминов
· Группоспецифические вещества человека
· Гистосовместимость
· Замкнутость изолятов
· Антигены
· Агглютинины
· Идентичность белков
· Эритроцитарные факторы
· Тканевые антигены
· Система резус
· Гемолитическая болезнь новорожденных
Вопросы для самоподготовки
1. Что собою представляют антигены системы АВО?
2. Резус-фактор и другие системы крови: значение в антропологических и медицинских исследованиях.
3. Проблемы расовой гематологии.
4. Классификация рас по групповым факторам крови.
5. Факторы, вызвавшие групповые различия по гематологическим признакам.
6. Значение групповых свойств крови в антропологии и в медицине.
7. Раскрыть понятие «эволюционная гематология».
8. Ассоциация заболеваний с группами крови и другими генетическими маркерами.
Темы докладов и рефератов
1.Геногеография групп крови.
2.Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.
3.Резус-фактор и другие системы крови: значение в антропологических и медицинских исследованиях.
4.Проблемы расовой гематологии.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Основная:
1. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 320 с.
2. Тегако Л.И. Антропология. М.: Новое знание, 2004. 400 с.
3. Хомутов А.Е. Возрастная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.384 с.
4. Хомутов, А.Е.Антропология : учебное пособие / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Издание 6-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 384 с. : ил.
5. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978 . – 528 с.
Дополнительная:
6. Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой.— М.: Изд-во МГУ., 1989,—246 с.
7. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс / Под ред. В.В. Бунака. М., 1941. 376 с.
8. Д'Адамо П., Уитни К. 4 группы крови – 4 пути к здоровью / Пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. 416 с.
9. Комарович Н. И., Рычков Ю. Г. Система АВО/Н/ групп крови человека и иммунитет к оспе. // Вопросы антропологии. 1966. Вып. 23. – С. 39-48.
10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993. – 208 с.
11. Перевозчиков И. В. Определение групп крови системы АВО у населения Евразийских степей I тысячелетия до н. э. : автореф. дис.... канд. биол. наук. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 – 19 с.
12. Рябинина А. Четыре группы крови – четыре образа жизни. – СПБ., 2001. –157 с.
13. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979. – 352 с.
14. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
15. Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность. – М.: Изд-во иностр. лит., 1960. – 263 с.
16. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность. М., 1990. – 287 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
17. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.
18. Антропология. Учебно-методический комплекс / Д.В.Богатенков, С.В.Дробышевский. Под ред. Т.И.Алексеевой - www.ido.edu.ru/psychology/anthropology.
Занятие № 11.
Кожа. Дерматоглифика. Общие данные о строении кожи.
Рельеф, цвет и пигментация кожи. Придаточные образования кожи: волосы и ногти. Дерматоглифика: морфология пальцевых узоров.
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Антропологические бланки по числу студентов в группе.
2. Набор для взятия отпечатков ладоней (водорастворимые краски, валик, бумага и т.д.)
3. Спирт, салфетки, марля для обработки рук.
4. Таблицы и схемы по теме занятия.
5. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31.
Мотивация
Представления об общем плане строения кожи и придаточных образований кожи; их функции, рельефе, цвете и пигментации; оценка состояния кожных покровов, состояния волос и ногтей; общие данные о способах оценки морфологии кожного рисунка дают основу для дальнейшего изучения патологии кожи в клинике дерматологии, внутренних болезней, педиатрии и хирургии.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить общий план строения кожи, ее функции; рельеф, цвет и пигментацию, освоить оценку состояния кожных покровов, изучить общие данные о строении придаточных образований кожи, способы оценки состояния волос и ногтей; дерматоглифику и дактилоскопию: определение, значение, краткие данные о способах оценки пальцевых узоров; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, дерматология, внутренние болезни, детские болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ общий план строения, функции, способы оценки состояния кожных покровов, волос и ногтей: рельефа, цвета и пигментации; определение и суть методов дерматоглифики и дактилоскопии (ОК-5; ОК-8; ПК-6, ПК-31).
УМЕТЬ оценивать состояние кожных покровов, волос и ногтей; оценивать пальцевые узоры; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).