Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Математическая обработка результатов антропологического исследования»

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Математическая обработка результатов антропологического исследования».

Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

В) Дайте определения следующим терминам. Подчеркните элементы вариационного ряда.

Статистическая совокупность    
Выборочная совокупность  
Вариационный ряд  
Лимиты и размах вариаций  
Нормальное распределение  
Коэффициент вариации  
Мода  
Медиана  
Средняя арифметическая  
Среднее квадратическое отклонение  
Ранжирование вариационного ряда  
Корреляция  
Частота, р  
Общее число наблюдений, n  

Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

Д) Поделившись на группы 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж). На примере ранее обследованных (антропологические бланки №1-5) осуществить группировку в пределах выбранного вариационного ряда, определить в нем элементы вариационного ряда (варианта, частота, общее число наблюдений), вычислить моду, медиану, среднюю арифметическую, лимиты и размах вариаций, коэффициент вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент корреляции.

З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

И)* Проведите статистическое исследование на основании ранее проведенной антропометрии по следующему плану:

1. Пользуясь приведенными определениями и формулами, составить вариационные ряды, произвести ранжирование на классы и определить в предложенных выборках среднее значение признаков (М), моду (Мо), медиану (Ме), среднее квадратическое отклонение (σ) и коэффициент вариации (СV).

2. Сравнить статистические характеристики исследованных выборок.

Примеры: а) длина тела юношей (см) — 70 бланков,

б) длина тела девушек (см) — 70 бланков,

в) ширина плеч юношей (см) — 70 бланков,

г) ширина плеч девушек (см) — 70 бланков.

3. Пользуясь правилом «плюс-минус три сигмы», проверить ряды на присутствие выпадений в примерах (из предыдущего задания).

4. **Определить корреляцию между длиной тела (X в см) и шириной плеч (Y в см) у юношей (у девушек) в предложенных выборках.

5. Результаты занесите в таблицу. Сделайте выводы.

Вопросы для самоподготовки

1. Каково значение математико-статистических методов в антропологических исследованиях?

2. Что такое статистическая совокупность?

3. Чем отличается выборочная совокупность от генеральной?

4.Каковы этапы выполнения статистического исследования?

5. Каковы способы получения сведений в ходе проведения антропологических исследований?

6. Группировка единиц выборочной совокупности при количественной и качественной вариациях.

7. Назовите элементы вариационного ряда.

8. Что такое мода и медиана?

9. Что такое ранжирование и как оно проводится?

10. Какова формула средней арифметической?

11. Закономерности нормального распределения.

12. Какой процент объектов выборки укладывается в пределах Х±σ, X±2σ, Х±3σ?

13. Что такое лимиты и размах вариаций?

14. Какова методика расчета среднего квадратического отклонения?

15. Как вычисляется коэффициент вариации?

16. Что такое корреляция?

17. Какова общая формула для вычисления коэффициента корреляции?

18. Какая разница между положительной и отрицательной корреляцией?

19. Чему равен коэффициент корреляции при сильной, средней и слабой корреляционной связи?

Темы докладов и рефератов

  1. Методы оценки физического развития.
  2. Общее понятие о биометрии и медицинской статистике.
  3. Значение данных биометрии для медицины.

Наши рекомендации