Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Анатомическая конституция

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Анатомическая конституция. Варианты конституциональных схем. Соматотипирование в биомедицинской антропологии и медицине».

Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными. Дайте определения следующим терминам.

Вектор изменчивости    
Компоненты тела  
Конституциональные признаки  
Конституция  
Реактивность  
Резистентность  
Соматотип  
Телосложение  

В) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

Г) Заполните таблицу, выделяя соматоскопические и антропометрические схемы и типы:

Способы соматотипирования

Схемы соматотипирования (по автору) Конституциональный тип Морфологические границы типов Психологические особенности
Соматоскопические схемы
Э. Кречмер  
У. Шелдон  
К. Сиго  
В.Г. Штефко и А.Д. Островский  
Соматометрические схемы
В.Н. Шевкуненко
по М.В.Черноруцкому
И.Б. Галант
В.П. Чтецов
Б.А. Никитюк и А.И. Козлов

Д) Тщательно изучить принципы и методы определения соматотипа.

Используя данные антропологических бланков №3 - №5, определить тип телосложения всеми доступными методами. Заполнить антропологический бланк №6.

Ж). Поделившись на группы 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

З) * Сформулируйте аргументы в пользу утверждения: «В клинической практике необходимо применять схему соматотипирования по Никитюку-Козлову». В ходе дискуссии обсудите правильность и достаточность аргументации.

И) ** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Антропологический бланк №6 (соматотипирование)

Дата исследования   ВУЗ  
Место исследования   группа  
Ф. И. О.   Национальность  
Число, месяц, год рождения   Национальность матери и возраст на момент рождения  
Возраст (полных лет, мес.)   Национальность отца и возраст на момент рождения  
Сколько детей в семье/каким по счету родился   Постоянное Место Жительства  
Типы телосложения
Метод сомато-типирования Индекс, формула Границы типов Значение Соматотип
по Шевкуненко плечевой = ширина плеч/длина тела и т.д.  
по Черноруцкому Индекс Пинье  
По Рис-Айзенку Индекс Rees-Eisenck  
по Эрисману Индекс Эрисмана
по Таннеру Индекс J.Tanner
по Никитюку– Козлову ОШТ  
По Бунаку ОШП
 
по Чтецову
По Галанту
По Штефко – Островскому
По Сиго
По Кречмеру
По Шелдону
Вывод: Исследовал:
             

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое конституция?

2. Каковы принципы выделения конституциональных типов?

3. По каким признакам выделяют конституциональные типы?

4. Какие конституциональные схемы Вы знаете?

5. По каким принципам можно разделять существующие конституциональные системы?

6. Какие основные конституциональные типы существуют (общие для разных схем)?

7. Каков Ваш конституциональный тип (по какой схеме вы его определяете и почему именно по ней)?

8. Что такое апостериорный и априорный подход в конституционологии?

9. Существуют ли дискретные конституциональные типы?

10. В чем заключается концепция биохимической индивидуальности человека?

11. Как связана конституция с психикой человека?

12. Как наследуются конституциональные признаки и их комплексы?

13. Как можно использовать знания о конституции в медицине?

14. Охарактеризуйте все известные Вам типы адаптивных конституций.

15. Охарактеризуйте все известные Вам типы патологических конституций.

Темы докладов и рефератов

1. Понятие о конституции человека.

2. История изучения конституции человека.

3. Психосоматические конституциональные схемы Э Кречмера и У. Шелдона (заблуждения и реалии).

4. Медицинская конституция.

Занятие № 10.

Наши рекомендации