Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Краниометрическое исследование

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Краниометрическое исследование. Основные краниометрические точки и размеры». Назовите условные плоскости и точки, которые являются опорными при измерении черепа.

Б) Воспроизведите в рабочей тетради формы черепов в вертикальной норме. Зарисуйте череп (вид сбоку и спереди) и отметьте на рисунке основные антропометрические точки. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

В) Заполните в тетради таблицу 38 согласно примеру в первых строках:

Таблица 38.

Краниометрические точки и их применение.

Краниометрическая точка Сокращенное название точки Ориентиры на черепе Применение
глабелла glabella, gl в срединной плоскости над переносьем продольный диаметр
И т. д.      

Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Затем заполните таблицу 41 согласно примеру в первых строках:

Таблица 39.

Краниометрические точки и размеры.

Размер черепа Точки, между которыми измеряется Инструмент Значение
продольный диаметр glabella – opisthokranion, gl - op скользящий циркуль для черепного индекса
И т. д.      

Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Пользуясь рисунками и таблицами, найдите на черепе основные антропометрические точки. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Таблица 40.

КРАНИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛАНК

Могильник Местонахождение
Датировка Раскопки
Погребение № Инвентарь
Состояние сохранности
Череп: Повреждения: Посткраниальный скелет
Описательные признаки: Критерии оценки
Пол: Ж М  
Возраст: Облитерация швов, в баллах: sutura sagittalis: sutura coronalis: sutura lambdoidea:
Форма черепной коробки (norma verticalis): эллипсоид, пентагоноид, сфеноид, сфероид, овоид, робоид, бирзоид.  
Форма грушевидного отверстия.  
Абсолютные краниометрические признаки
поперечный диаметр   высота черепа  
продольный диаметр   высота лица морфологическая  
наименьшая ширина лба   высота грушевидного отверстия  
скуловой диаметр   ширина грушевидного отверстия  
ширина нижней челюсти   объем мозгового черепа  
Относительные краниометрические признаки
Индексы Значение Критерии Резюме
черепной индекс      
лицевой указатель      
Вывод: Исследовал:
         

Ж). Проведите краниометрическое обследование черепа из краниологической коллекции кафедры по следующему плану:

1. Измерить на основные размеры мозгового отдела черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

2. Измерить размеры лицевого черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

3. Вычислить индексы, характеризующие параметры черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

4. На основании проведенных измерений вычислить по формуле Пирсона емкость мозгового отдела.

З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Теоретический блок

Краниометрия — количественный метод изучения черепа, основанный на определении его размеров. При изучении выделяют линейные прямые размеры, проекционные размеры, а также дуговые, угловые, объемные. Измерения проводятся при помощи специальных инструментов. Результаты фиксируются в краниологическом бланке.

Изучая размеры черепа в целом и отдельных его частей необходимо ознакомиться с принятыми в краниометрии условными плоскостями и основными точками, которые являются опорными при различных измерениях. Обычно практикуется установка черепа в так называемой франкфуртской горизонтальной плоскости (франкфуртской горизонтали), которая проходит через верхние края ушных отверстий (точки порион) и нижний край левой орбиты. Для установки черепа во франкфуртской горизонтали существуют специальные штативы, наиболее употребимый — штатив Моллисона. При установлении черепа в горизонтальной плоскости (сечение на уровне скуловых дуг) определяется вертикальный профиль лица. К прогнатным относятся черепа, в которых верхняя и нижняя челюсти выступают вперед за пределы, очерченные вертикальным профилем лица. Череп с невыступающими за вертикаль челюстными костями называется ортогнатным.

Индивидуальная изменчивость формы черепа выявляется при рассмотрении его в строго определенных положениях по отношению к наблюдателю. Эти положения получили названия норм. Например, в вертикальной норме по общему контуру черепа различают несколько типов формы черепа. Форма черепной коробки сильно варьирует, и переходы от одного типа к другому бывают плавными и незаметными. Поэтому в отдельных случаях отнести череп к тому или иному варианту трудно. Типичные формы составляют примерно половину случаев.

Таблица 41.

Формы черепа.

Форма черепа Характеристика
Эллипсоид Наибольшая ширина находится приблизительно на середине контура черепа. Форма черепной коробки обычно бывает сильно удлиненной
Овоид Наибольшая ширина черепа сдвинута по сравнению с эллипсоидом к задней трети мозговой коробки
Пентагоноид Характеризуется сильным развитием и резким выступанием теменных и лобных бугров, которые и определяют пятиугольную форму черепной коробки
Ромбоид В отличие от пентагоноида лобные бугры развиты слабо, а теменные очень сильно. Наибольшая ширина находится на задней трети черепа, форма которого чаще всего четырехугольная. Встречается сравнительно нечасто
Сфеноид Характеризуется расширением задней половины черепа по сравнению с передней. Максимальная ширина отмечается в задней трети. Напоминает овоид, но имеет большую ширину и меньшую длину
Сфероид Наибольшая ширина находится на середине передняя и задняя половины черепа почти или полностью симметричны. Сверху череп по форме напоминает окружность
Бирзоид По сравнению с овоидом характеризуется резким сужением в височной области. Встречается довольно редко

Кроме того, индивидуальная изменчивость строения черепа проявляется в разнообразных вариантах формы и соотношения костей; иногда наблюдается полная редукция некоторых из них. Возможно появление нетипичных швов на лобной, затылочной (кость инков), теменной, скуловой костях.

В краниометрии приняты следующие основные точки для измерения черепа (по Мартину):

♦ глабелла — наиболее выступающая вперед в медиально-сагиттальном сечении точка на носовом отростке лобной кости, где лобная кость образует более или менее выраженную выпуклость (на детских черепах эта выпуклость отсутствует);

♦ метопион — точка, лежащая на месте пересечения линии, соединяющей вершины лобных бугров с медиально-сагиттальной плоскостью;

♦ брегма — точка на месте схождения стреловидного и венечного швов;

♦ вертекс — наиболее высоко расположенная в медиально-сагиттальной плоскости точка черепа, ориентированного во франкфуртской горизонтали;

♦ ламбда — точка на пересечении ламбдовидного и стреловидного швов;

♦ опистокранион (ор) — наиболее выступающая кзади (наиболее удаленная от глабеллы) точка на затылочной кости, лежащая обычно на наружном затылочном возвышении. Эта точка определяется измерением наибольшего продольного диаметра от глабеллы;

♦ инион — точка на месте схождения верхних полукружных линий в медиально-сагиттальной плоскости;

♦ опистион — точка на середине заднего края большого затылочного отверстия;

♦ базион (bа) — точка на середине переднего края затылочного отверстия;

♦ астерион (ast) — точка в пункте схождения ламбдовидного, затылочно-сосцевидного и теменно-сосцевидного швов;

♦ аурикуляре (аu) — точка на корне скулового отростка височной кости, лежащая над серединой наружного слухового отверстия;

♦ порион (ро) — точка на середине верхнего края наружного слухового прохода. Эта точка всегда лежит глубже предыдущей;

♦ эурион (еu) — наиболее выступающая кнаружи точка боковой поверхности черепа, лежащая чаще всего на теменной кости, реже — в верхней части чешуи височной кости, определяется измерением наибольшего поперечного диаметра;

♦ фронто-темпорале (ft) — точка на височном гребне лобной кости, лежащая в месте ее наибольшего сужения;

♦ назион (n)—точка пересечения носо-лобного шва с медиально-сагиттальной плоскостью;

♦ назо-спинале (ns) — точка пересечения медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей нижние края левой и правой половин грушевидно­го отверстия;

♦ субспинале (ss) — точка, лежащая в медиально- сагиттальной плоскости ниже носового шипа;

♦ простион (рr) — наиболее выступающая вперед точка на передней поверхности верхнечелюстной кости между двумя внутренними резцами;

♦ ринион (ri) — точка переднего края носовых костей на нижнем конце шва между ними;

♦ максилло-фронтале (mf) — точка пересечения внутреннего края орбиты с лобно-челюстным швом;

♦ дакрион (d)—точка на внутренней стенке орбиты в месте схождения швов между лобной костью, слезной костью и лобным отростком верхнечелюстной кости;

♦ лакримале (la) — точка на внутренней стенке орбиты в месте соприкосновния верхнего конца гребня слезной кости с лобно-слезным швом;

♦ эктоконхион (ek) — точка на наружном крае орбиты, где он пересекается линией, проведенной параллельно верхнему краю и делящей орбиту пополам;

♦ орбитале (оr) — самая нижняя точка на крае орбиты. Служит для ориентировки черепа во франкфуртской горизонтали;

♦ зиго-максилляре (zm) — самая нижняя точка на скуло-челюстном шве;

♦ зигион (zy) — наиболее выступающая кнаружи точка на скуловой дуге. Определяется измерением скулового диаметра;

♦ фронто-маляретемпорале (fmt) — наиболее наружная точка на скуло-лобном шве;

♦ орале (о) — точка в передней части костного неба на пересечении медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей задние края альвеол внутренних резцов;

♦ фронто-маляре орбитале (fmо) — точка на наружном крае орбиты в месте его пересечения скуло-лобным швом;

♦ стафилион (sta) — точка в задней части костного неба на пересечении медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей края задних вырезок неба;

♦ инфрадентале (id) — точка на верхнем крае альвеолярного отростка нижней челюсти между двумя внутренними резцами;

♦ гнатион (gn) — точка на нижнем крае нижней челюсти в месте пересечения его медиально-саггитальной плоскостью;

♦ гонион (gо) — точка на наружной поверхности нижней челюсти, лежащая на вершине угла, образованного нижним краем тела челюсти и задним краем ветви.

Определение объема мозгового отдела черепа является важным разделом современной краниологии. Это дает возможность понять эволюцию мозга и черепа приматов и гоминид, составить представление о весе (об объеме) мозга в разных группах вымерших гоминид, более четко диагностировать и датировать палеоантропологические находки черепов, а также позволяет представить антропологические типы древних и современных людей.

Емкость мозгового отдела черепа, а также емкость мозговой полости человека можно вычислить по специальным формулам.

Следует помнить, что при вычислении емкости мозгового отдела черепа по формулам не учитываются индивидуальные особенности — толщина стенок, вариации формы черепа и т. п., поэтому определение емкости всегда будет не точным, а приблизительным.

Средние значения емкости черепной коробки современного европейца составляют у мужчин 1450 см3 и 1300 см3 у женщин. Вес мозга, выраженный в граммах, имеет несколько меньшие значения, чем показатели емкости. Так, по данным Велькера, при емкости черепа в 1200—1300 см3 на каждые 100 см3 приходится 91 г мозга, при 1500—1600 см3 — 94 г, а при емкости 1600-1700 см3-95 г.

Эти соотношения зависят также от возраста: показатели веса мозга в 40 лет составляют 90—96% значений емкости черепной коробки, а в 80 лет — всего 85-90%.

Имеется несколько различных формул для определения емкости черепа; наибольшее распространение получили формулы Пирсона и Мануврие.

Согласно Пирсону, емкость мозгового отдела черепа вычисляется по формулам:

для мужчин Е = 524,6 + 0,000266Д х Ш х В
для женщин Е = 812,0 + 0,000156 х Д х Ш х В,

где Е — емкость в см3, Д — продольный диаметр,
Ш— поперечный диаметр, В — высотный диаметр базион-брегма.

Основные диаметры. Для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа чаще пользуются абсолютными величинами трех основных диаметров:

♦ продольный диаметр — наибольшая длина черепа — измеряется от глабеллы до наиболее удаленной точки затылка в сагиттальной плоскости;

♦ поперечный диаметр — наибольшая ширина черепа — измеряется между наиболее удаленными от средней линии точками на боковой поверхности головы;

♦ скуловой диаметр — расстояние между наиболее выступающими кнаружи точками скуловой дуги.

Результаты измерений заносятся в краниологический бланк.

Определение процентных соотношений основных диаметров черепа позволяет получить ряд важных указателей (индексов).

Наибольшее значение в краниологии имеет поперечно-продольный (или черепной) указатель:

поперечный диаметр / продольный диаметр х 100

если черепной указатель не превышает 75 единиц, череп относят к долихокранному, от 75 до 80 — к мезокранному, от 80 и выше — к брахикранному.

Для установления относительной высоты черепа в антропологии (краниологии) пользуются двумя высотными указателями:

высотно-продольный указатель= высотный диаметр / продольный диаметр х 100

высотно-поперечный указатель= высотный диаметр / поперечный диаметр х 100

Носовой указатель на черепе определяется как отношение ширины грушевидного отверстия к высоте назион-субназале.

В краниоскопической (описательной) программе привлекают внимание многие дискретно варьирующие признаки — наличие дополнительных отверстий для кровеносных сосудов, дополнительных вставных косточек и дополнительных швов.

Программа определения аномалий черепа содержит 67 признаков. Поскольку большинство аномальных признаков двухстороние, вводят графы для правой и левой стороны. Фиксация признака в бланке производится знаками: (+) — для наличия и (—) — для отсутствия признака.

Словарь терминов

· назион

· субспинале

· простион

· ринион

· максилло-фронтале

· дакрион

· лакримале

· орбитале

· зиго-максилляре

· зигион

· фронто-маляретемпорале

· орале

· фронто-маляре орбитале

· стафилион

· инфрадентале

· гнатион

· гонион

· базион

· опистокранион

· ламбда

· вертекс

· брегма

· метопион

· глабелла

· черепной указатель

· долихокрания

· мезокрания

· брахикрания

· высотный указатель

· дискретно варьирующие признаки

Вопросы для самоподготовки

  1. Что изучает краниология?
  2. Какие основные измерения черепа приняты в краниологии?
  3. Какие существуют формы черепа?
  4. Для чего необходимо вычислять объем мозгового отдела черепа?
  5. Насколько точно можно определить емкость мозговой полости по внешним формам черепа?
  6. Какие значения средней емкости черепной коробки характерны для современных европейцев?
  7. Какие диаметры используют для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа?
  8. Рассказать о наиболее значимых описательных признаках черепа.
  9. Рассказать о выступании лица (прогнатность-ортогнатность) как о расовом признаке.

Темы докладов и рефератов

  1. Общее понятие об краниометрических признаках и их классификация.
  2. Краниометрическая методика Р. Мартина.
  3. Этнические признаки черепа.
  4. Искусственные деформации черепа.
  5. Восстановление лица по черепу.

Литература, рекомендуемая для самоподготовки

Основная:

1. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 320 с.

2. Тегако Л.И. Антропология. М.: Новое знание, 2004. 400 с.

3. Хомутов А.Е. Возрастная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.384 с.

4. Хомутов, А.Е.Антропология : учебное пособие / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Издание 6-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 384 с. : ил.

5. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978 . – 528 с.

Дополнительная:

1. Алексеев В. П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. – М., 1966. – 252 с.

2. Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. – М., 1964. – 127 с.

3. Артишевский А. А., Большова Е. И., Леонтюк А. С., Слука Б. А., Стельмах И. А., Янченко Н. В. Гистология органов зубочелюстной системы человека. – Мн., 1996. – 97 с.

4. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс / Под ред. В.В. Бунака.М., 1941. 376 с.

5. Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: (современный и ископаемый человек). – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 585 с.

6. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г.Николаев, Н.Н.Николаева, Л.В.Синдеева, Л.В. Николаева – Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. – 173 с.

7. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей: Кости людей различных эпох – нормальные и патологические изменения. – М.-Л., 1965. – 304 с

8. Сперанский В.С. Основы медицинской краниологии. – М.: Медицина, 1988. – 288 с.

9. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. - М.: Медицина, 1996.

10. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.

11. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность. М., 1990. – 287 с

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

12. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.

13. Антропология. Учебно-методический комплекс / Д.В.Богатенков, С.В.Дробышевский. Под ред. Т.И.Алексеевой - www.ido.edu.ru/psychology/anthropology

Занятие № 17.

Антропологическая одонтология. Закономерности развития
и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых
и этнических группах.

Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.

Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;

Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.

Оснащение занятия

1. Набор антропометрических инструментов.

2. Набор отдельных зубов.

3. Верхние и нижние челюсти лиц разных возрастов с зубами и без зубов.

4. Увеличенные муляжи зубов основных классов.

5. Рисунки, таблицы и схемы по теме занятия.

6. Справочные материалы.

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31.

Мотивация

Изучение морфологии зубов различных классов, зубных формул, сроков прорезывания зубов, признаков редукции и этнотерриториальных различий зубов, общее понятие об одонтоглифике необходимы для дальнейшего изучения человека в рамках частной и медицинской антропологии, физиологии, анатомии, а также приближают студента к физикальному обследованию пациента в клинике стоматологии, терапии, хирургии, педиатрии и гериатрии.

Цели занятия:

Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить морфологию зубов различных классов, зубные формулы, сроки прорезывания зубов, признаки редукции и этнотерриториальные различия зубов; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.

Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.

Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.

Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, детские болезни, стоматология.

Конкретные задачи занятия:

ЗНАТЬ морфологию зубов разных классов, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, основные расовые отличительные особенности зубов (ОК-5; ОК-8; ПК-16).

УМЕТЬ различать верхние и нижние зубы, постоянные и молочные, определять биологический возраст по жевательной поверхности коренных зубов человека; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31).

ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).

Наши рекомендации