Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Краниометрическое исследование
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Краниометрическое исследование. Основные краниометрические точки и размеры». Назовите условные плоскости и точки, которые являются опорными при измерении черепа.
Б) Воспроизведите в рабочей тетради формы черепов в вертикальной норме. Зарисуйте череп (вид сбоку и спереди) и отметьте на рисунке основные антропометрические точки. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
В) Заполните в тетради таблицу 38 согласно примеру в первых строках:
Таблица 38.
Краниометрические точки и их применение.
Краниометрическая точка | Сокращенное название точки | Ориентиры на черепе | Применение |
глабелла | glabella, gl | в срединной плоскости над переносьем | продольный диаметр |
И т. д. |
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Затем заполните таблицу 41 согласно примеру в первых строках:
Таблица 39.
Краниометрические точки и размеры.
Размер черепа | Точки, между которыми измеряется | Инструмент | Значение |
продольный диаметр | glabella – opisthokranion, gl - op | скользящий циркуль | для черепного индекса |
И т. д. |
Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Пользуясь рисунками и таблицами, найдите на черепе основные антропометрические точки. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
Таблица 40.
КРАНИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛАНК
Могильник | Местонахождение | |||
Датировка | Раскопки | |||
Погребение № | Инвентарь | |||
Состояние сохранности | ||||
Череп: Повреждения: | Посткраниальный скелет | |||
Описательные признаки: | Критерии оценки | |||
Пол: Ж М | ||||
Возраст: | Облитерация швов, в баллах: sutura sagittalis: sutura coronalis: sutura lambdoidea: | |||
Форма черепной коробки (norma verticalis): эллипсоид, пентагоноид, сфеноид, сфероид, овоид, робоид, бирзоид. | ||||
Форма грушевидного отверстия. | ||||
Абсолютные краниометрические признаки | ||||
поперечный диаметр | высота черепа | |||
продольный диаметр | высота лица морфологическая | |||
наименьшая ширина лба | высота грушевидного отверстия | |||
скуловой диаметр | ширина грушевидного отверстия | |||
ширина нижней челюсти | объем мозгового черепа | |||
Относительные краниометрические признаки | ||||
Индексы | Значение | Критерии | Резюме | |
черепной индекс | ||||
лицевой указатель | ||||
Вывод: | Исследовал: | |||
Ж). Проведите краниометрическое обследование черепа из краниологической коллекции кафедры по следующему плану:
1. Измерить на основные размеры мозгового отдела черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.
2. Измерить размеры лицевого черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.
3. Вычислить индексы, характеризующие параметры черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.
4. На основании проведенных измерений вычислить по формуле Пирсона емкость мозгового отдела.
З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Краниометрия — количественный метод изучения черепа, основанный на определении его размеров. При изучении выделяют линейные прямые размеры, проекционные размеры, а также дуговые, угловые, объемные. Измерения проводятся при помощи специальных инструментов. Результаты фиксируются в краниологическом бланке.
Изучая размеры черепа в целом и отдельных его частей необходимо ознакомиться с принятыми в краниометрии условными плоскостями и основными точками, которые являются опорными при различных измерениях. Обычно практикуется установка черепа в так называемой франкфуртской горизонтальной плоскости (франкфуртской горизонтали), которая проходит через верхние края ушных отверстий (точки порион) и нижний край левой орбиты. Для установки черепа во франкфуртской горизонтали существуют специальные штативы, наиболее употребимый — штатив Моллисона. При установлении черепа в горизонтальной плоскости (сечение на уровне скуловых дуг) определяется вертикальный профиль лица. К прогнатным относятся черепа, в которых верхняя и нижняя челюсти выступают вперед за пределы, очерченные вертикальным профилем лица. Череп с невыступающими за вертикаль челюстными костями называется ортогнатным.
Индивидуальная изменчивость формы черепа выявляется при рассмотрении его в строго определенных положениях по отношению к наблюдателю. Эти положения получили названия норм. Например, в вертикальной норме по общему контуру черепа различают несколько типов формы черепа. Форма черепной коробки сильно варьирует, и переходы от одного типа к другому бывают плавными и незаметными. Поэтому в отдельных случаях отнести череп к тому или иному варианту трудно. Типичные формы составляют примерно половину случаев.
Таблица 41.
Формы черепа.
Форма черепа | Характеристика |
Эллипсоид | Наибольшая ширина находится приблизительно на середине контура черепа. Форма черепной коробки обычно бывает сильно удлиненной |
Овоид | Наибольшая ширина черепа сдвинута по сравнению с эллипсоидом к задней трети мозговой коробки |
Пентагоноид | Характеризуется сильным развитием и резким выступанием теменных и лобных бугров, которые и определяют пятиугольную форму черепной коробки |
Ромбоид | В отличие от пентагоноида лобные бугры развиты слабо, а теменные очень сильно. Наибольшая ширина находится на задней трети черепа, форма которого чаще всего четырехугольная. Встречается сравнительно нечасто |
Сфеноид | Характеризуется расширением задней половины черепа по сравнению с передней. Максимальная ширина отмечается в задней трети. Напоминает овоид, но имеет большую ширину и меньшую длину |
Сфероид | Наибольшая ширина находится на середине передняя и задняя половины черепа почти или полностью симметричны. Сверху череп по форме напоминает окружность |
Бирзоид | По сравнению с овоидом характеризуется резким сужением в височной области. Встречается довольно редко |
Кроме того, индивидуальная изменчивость строения черепа проявляется в разнообразных вариантах формы и соотношения костей; иногда наблюдается полная редукция некоторых из них. Возможно появление нетипичных швов на лобной, затылочной (кость инков), теменной, скуловой костях.
В краниометрии приняты следующие основные точки для измерения черепа (по Мартину):
♦ глабелла — наиболее выступающая вперед в медиально-сагиттальном сечении точка на носовом отростке лобной кости, где лобная кость образует более или менее выраженную выпуклость (на детских черепах эта выпуклость отсутствует);
♦ метопион — точка, лежащая на месте пересечения линии, соединяющей вершины лобных бугров с медиально-сагиттальной плоскостью;
♦ брегма — точка на месте схождения стреловидного и венечного швов;
♦ вертекс — наиболее высоко расположенная в медиально-сагиттальной плоскости точка черепа, ориентированного во франкфуртской горизонтали;
♦ ламбда — точка на пересечении ламбдовидного и стреловидного швов;
♦ опистокранион (ор) — наиболее выступающая кзади (наиболее удаленная от глабеллы) точка на затылочной кости, лежащая обычно на наружном затылочном возвышении. Эта точка определяется измерением наибольшего продольного диаметра от глабеллы;
♦ инион — точка на месте схождения верхних полукружных линий в медиально-сагиттальной плоскости;
♦ опистион — точка на середине заднего края большого затылочного отверстия;
♦ базион (bа) — точка на середине переднего края затылочного отверстия;
♦ астерион (ast) — точка в пункте схождения ламбдовидного, затылочно-сосцевидного и теменно-сосцевидного швов;
♦ аурикуляре (аu) — точка на корне скулового отростка височной кости, лежащая над серединой наружного слухового отверстия;
♦ порион (ро) — точка на середине верхнего края наружного слухового прохода. Эта точка всегда лежит глубже предыдущей;
♦ эурион (еu) — наиболее выступающая кнаружи точка боковой поверхности черепа, лежащая чаще всего на теменной кости, реже — в верхней части чешуи височной кости, определяется измерением наибольшего поперечного диаметра;
♦ фронто-темпорале (ft) — точка на височном гребне лобной кости, лежащая в месте ее наибольшего сужения;
♦ назион (n)—точка пересечения носо-лобного шва с медиально-сагиттальной плоскостью;
♦ назо-спинале (ns) — точка пересечения медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей нижние края левой и правой половин грушевидного отверстия;
♦ субспинале (ss) — точка, лежащая в медиально- сагиттальной плоскости ниже носового шипа;
♦ простион (рr) — наиболее выступающая вперед точка на передней поверхности верхнечелюстной кости между двумя внутренними резцами;
♦ ринион (ri) — точка переднего края носовых костей на нижнем конце шва между ними;
♦ максилло-фронтале (mf) — точка пересечения внутреннего края орбиты с лобно-челюстным швом;
♦ дакрион (d)—точка на внутренней стенке орбиты в месте схождения швов между лобной костью, слезной костью и лобным отростком верхнечелюстной кости;
♦ лакримале (la) — точка на внутренней стенке орбиты в месте соприкосновния верхнего конца гребня слезной кости с лобно-слезным швом;
♦ эктоконхион (ek) — точка на наружном крае орбиты, где он пересекается линией, проведенной параллельно верхнему краю и делящей орбиту пополам;
♦ орбитале (оr) — самая нижняя точка на крае орбиты. Служит для ориентировки черепа во франкфуртской горизонтали;
♦ зиго-максилляре (zm) — самая нижняя точка на скуло-челюстном шве;
♦ зигион (zy) — наиболее выступающая кнаружи точка на скуловой дуге. Определяется измерением скулового диаметра;
♦ фронто-маляретемпорале (fmt) — наиболее наружная точка на скуло-лобном шве;
♦ орале (о) — точка в передней части костного неба на пересечении медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей задние края альвеол внутренних резцов;
♦ фронто-маляре орбитале (fmо) — точка на наружном крае орбиты в месте его пересечения скуло-лобным швом;
♦ стафилион (sta) — точка в задней части костного неба на пересечении медиально-сагиттальной плоскости с линией, соединяющей края задних вырезок неба;
♦ инфрадентале (id) — точка на верхнем крае альвеолярного отростка нижней челюсти между двумя внутренними резцами;
♦ гнатион (gn) — точка на нижнем крае нижней челюсти в месте пересечения его медиально-саггитальной плоскостью;
♦ гонион (gо) — точка на наружной поверхности нижней челюсти, лежащая на вершине угла, образованного нижним краем тела челюсти и задним краем ветви.
Определение объема мозгового отдела черепа является важным разделом современной краниологии. Это дает возможность понять эволюцию мозга и черепа приматов и гоминид, составить представление о весе (об объеме) мозга в разных группах вымерших гоминид, более четко диагностировать и датировать палеоантропологические находки черепов, а также позволяет представить антропологические типы древних и современных людей.
Емкость мозгового отдела черепа, а также емкость мозговой полости человека можно вычислить по специальным формулам.
Следует помнить, что при вычислении емкости мозгового отдела черепа по формулам не учитываются индивидуальные особенности — толщина стенок, вариации формы черепа и т. п., поэтому определение емкости всегда будет не точным, а приблизительным.
Средние значения емкости черепной коробки современного европейца составляют у мужчин 1450 см3 и 1300 см3 у женщин. Вес мозга, выраженный в граммах, имеет несколько меньшие значения, чем показатели емкости. Так, по данным Велькера, при емкости черепа в 1200—1300 см3 на каждые 100 см3 приходится 91 г мозга, при 1500—1600 см3 — 94 г, а при емкости 1600-1700 см3-95 г.
Эти соотношения зависят также от возраста: показатели веса мозга в 40 лет составляют 90—96% значений емкости черепной коробки, а в 80 лет — всего 85-90%.
Имеется несколько различных формул для определения емкости черепа; наибольшее распространение получили формулы Пирсона и Мануврие.
Согласно Пирсону, емкость мозгового отдела черепа вычисляется по формулам:
для мужчин Е = 524,6 + 0,000266Д х Ш х В
для женщин Е = 812,0 + 0,000156 х Д х Ш х В,
где Е — емкость в см3, Д — продольный диаметр,
Ш— поперечный диаметр, В — высотный диаметр базион-брегма.
Основные диаметры. Для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа чаще пользуются абсолютными величинами трех основных диаметров:
♦ продольный диаметр — наибольшая длина черепа — измеряется от глабеллы до наиболее удаленной точки затылка в сагиттальной плоскости;
♦ поперечный диаметр — наибольшая ширина черепа — измеряется между наиболее удаленными от средней линии точками на боковой поверхности головы;
♦ скуловой диаметр — расстояние между наиболее выступающими кнаружи точками скуловой дуги.
Результаты измерений заносятся в краниологический бланк.
Определение процентных соотношений основных диаметров черепа позволяет получить ряд важных указателей (индексов).
Наибольшее значение в краниологии имеет поперечно-продольный (или черепной) указатель:
поперечный диаметр / продольный диаметр х 100
если черепной указатель не превышает 75 единиц, череп относят к долихокранному, от 75 до 80 — к мезокранному, от 80 и выше — к брахикранному.
Для установления относительной высоты черепа в антропологии (краниологии) пользуются двумя высотными указателями:
высотно-продольный указатель= высотный диаметр / продольный диаметр х 100
высотно-поперечный указатель= высотный диаметр / поперечный диаметр х 100
Носовой указатель на черепе определяется как отношение ширины грушевидного отверстия к высоте назион-субназале.
В краниоскопической (описательной) программе привлекают внимание многие дискретно варьирующие признаки — наличие дополнительных отверстий для кровеносных сосудов, дополнительных вставных косточек и дополнительных швов.
Программа определения аномалий черепа содержит 67 признаков. Поскольку большинство аномальных признаков двухстороние, вводят графы для правой и левой стороны. Фиксация признака в бланке производится знаками: (+) — для наличия и (—) — для отсутствия признака.
Словарь терминов
· назион
· субспинале
· простион
· ринион
· максилло-фронтале
· дакрион
· лакримале
· орбитале
· зиго-максилляре
· зигион
· фронто-маляретемпорале
· орале
· фронто-маляре орбитале
· стафилион
· инфрадентале
· гнатион
· гонион
· базион
· опистокранион
· ламбда
· вертекс
· брегма
· метопион
· глабелла
· черепной указатель
· долихокрания
· мезокрания
· брахикрания
· высотный указатель
· дискретно варьирующие признаки
Вопросы для самоподготовки
- Что изучает краниология?
- Какие основные измерения черепа приняты в краниологии?
- Какие существуют формы черепа?
- Для чего необходимо вычислять объем мозгового отдела черепа?
- Насколько точно можно определить емкость мозговой полости по внешним формам черепа?
- Какие значения средней емкости черепной коробки характерны для современных европейцев?
- Какие диаметры используют для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа?
- Рассказать о наиболее значимых описательных признаках черепа.
- Рассказать о выступании лица (прогнатность-ортогнатность) как о расовом признаке.
Темы докладов и рефератов
- Общее понятие об краниометрических признаках и их классификация.
- Краниометрическая методика Р. Мартина.
- Этнические признаки черепа.
- Искусственные деформации черепа.
- Восстановление лица по черепу.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Основная:
1. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 320 с.
2. Тегако Л.И. Антропология. М.: Новое знание, 2004. 400 с.
3. Хомутов А.Е. Возрастная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.384 с.
4. Хомутов, А.Е.Антропология : учебное пособие / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Издание 6-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 384 с. : ил.
5. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978 . – 528 с.
Дополнительная:
1. Алексеев В. П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. – М., 1966. – 252 с.
2. Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. – М., 1964. – 127 с.
3. Артишевский А. А., Большова Е. И., Леонтюк А. С., Слука Б. А., Стельмах И. А., Янченко Н. В. Гистология органов зубочелюстной системы человека. – Мн., 1996. – 97 с.
4. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс / Под ред. В.В. Бунака.М., 1941. 376 с.
5. Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: (современный и ископаемый человек). – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 585 с.
6. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г.Николаев, Н.Н.Николаева, Л.В.Синдеева, Л.В. Николаева – Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. – 173 с.
7. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей: Кости людей различных эпох – нормальные и патологические изменения. – М.-Л., 1965. – 304 с
8. Сперанский В.С. Основы медицинской краниологии. – М.: Медицина, 1988. – 288 с.
9. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. - М.: Медицина, 1996.
10. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
11. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность. М., 1990. – 287 с
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
12. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.
13. Антропология. Учебно-методический комплекс / Д.В.Богатенков, С.В.Дробышевский. Под ред. Т.И.Алексеевой - www.ido.edu.ru/psychology/anthropology
Занятие № 17.
Антропологическая одонтология. Закономерности развития
и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых
и этнических группах.
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Набор антропометрических инструментов.
2. Набор отдельных зубов.
3. Верхние и нижние челюсти лиц разных возрастов с зубами и без зубов.
4. Увеличенные муляжи зубов основных классов.
5. Рисунки, таблицы и схемы по теме занятия.
6. Справочные материалы.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31.
Мотивация
Изучение морфологии зубов различных классов, зубных формул, сроков прорезывания зубов, признаков редукции и этнотерриториальных различий зубов, общее понятие об одонтоглифике необходимы для дальнейшего изучения человека в рамках частной и медицинской антропологии, физиологии, анатомии, а также приближают студента к физикальному обследованию пациента в клинике стоматологии, терапии, хирургии, педиатрии и гериатрии.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить морфологию зубов различных классов, зубные формулы, сроки прорезывания зубов, признаки редукции и этнотерриториальные различия зубов; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, детские болезни, стоматология.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ морфологию зубов разных классов, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, основные расовые отличительные особенности зубов (ОК-5; ОК-8; ПК-16).
УМЕТЬ различать верхние и нижние зубы, постоянные и молочные, определять биологический возраст по жевательной поверхности коренных зубов человека; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).