Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Антропологическая одонтология
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Антропологическая одонтология. Закономерности развития и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых и этнических группах. Одонтоскопия».
Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
В) Выпишите все известные Вам формы записи зубной формулы. Назовите порядок расположения зубов в альвеолах верхней (нижней) челюсти взрослого. Назовите порядок расположения зубов в альвеолах нижней челюсти ребенка 4х лет.
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
Ж). Покажите и назовите части зуба. Показать поверхности коронки зуба. Определите признаки латерализации для зубов каждого класса. Среди отдельных зубов найдите верхние медиальный и латеральный резцы, клык, верхний и нижний премоляры. Определить количество бугорков на жевательной поверхности моляров.
З)* Проведите одонтоскопическое и одонтометрическое обследование зубов из одонтологической коллекции кафедры по следующему плану:
1. Измерить на основные размеры зубов. Занести результаты в одонтологический бланк.
2. Вычислить индексы, характеризующие параметры зуба. Занести результаты в одонтологический бланк.
3. Определите примерный возраст по сточенности жевательной поверхности моляров.
И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Морфологией зубов интересуется не только антропология, но нормальная и сравнительная анатомия, судебная медицина, стоматология, зоология и палеонтология. Изучение морфологии зубов, их индивидуального и филогенетического развития позволяет выработать критерии расовых и возрастных различий, воссоздать картину расогенеза и древних миграций человека.
К одонтологическим признакам относится весь спектр биологических свойств, выявляемых в зубной системе человека. В отечественной антропологии их исследование неразрывно связано с именем А.А. Зубова (Зубов А.А., 1968; 1973; 1990 и др.).
Среди этих свойств:
o измерительные характеристики - каждый человеческий зуб может быть измерен по ряду стандартных параметров (длине, ширине, высоте, угловым характеристикам), то же относится к его отдельным частям (коронке и корню);
o описательные характеристики - в них входит масса отдельных вариаций и аномалий строения и рельефа разных классов зубов (форма коронки, специфические стилоидные бугорки, борозды и их взаиморасположение на коронке зуба, число и форма корней и пр.).
Измерительные одонтологические признаки по своей сути не сильно отличаются от тех, которые рассматриваются в антропометрии, хотя и считается, что они имеют более высокую степень генетической обусловленности.
Несколько иная ситуация характерна для качественных одонтологических признаков. Дело в том, что некоторые из этих черт имеют вполне определенный и часто довольно простой характер наследования - их развитие связано с действием совсем небольшого числа генов. Например, такие специфические формы как бугорки Карабелли (энтостиль-g и энтостилид-g,h), буккостиль и некоторые другие, вероятнее всего, определяются всего одним локусом хромосом (естественно, отдельно для каждого из признаков). Эти признаки широко используются почти во всех направлениях антропологических исследований как древнего, так и современного населения.
Зубной системе человека, как и всем приматам и большинству млекопитающих, характерен дифиодонтизм, а зубная система относится к гетеродонтному типу - зубы дифференцированы на отличающиеся по морфологии и функции группы:
o в молочной генерации - это резцы (dentes incisive, или i), клыки (d. canini, или c), и моляры (d. molares, или m);
o в постоянной - это резцы (I), клыки (C), премоляры (dentes praemolares, или P) и моляры (M).
Типичное число зубов в молочной смене равно 20, в постоянной - 32, а зубные формулы человека аналогичны формулам низших узконосых и антропоморфных обезьян, и имеют вид: i22 c11 m22 для молочной генерации и I22 C11 P22 M33 - для постоянной.
Развитие и прорезывание зубов. Молочные зубы начинают развиваться уже на 6-й неделе внутриутробной жизни. Эпителиальные клетки ротовой полости делятся, образуя зубные зачатки. Зачатки увеличиваются в размерах и внедряются в мезенхиму, образуя эмалевые органы. Последние постепенно становятся вогнутыми и приобретают характерные очертания зуба.
Клетки эмалевого органа дифференцируются на наружные и внутренние:
ü клетки внутреннего слоя окружают часть мезенхимы - зубной сосочек, из которого развивается дентин и пульпа (зубная мякоть).
ü одновременно с образованием дентина, наружные клетки эмалевого органа снова дифференцируются и превращаются в амелобласты - клетки, образующие эмаль.
Параллельно с этим происходит формирование костной (челюстной) основы. Наконец, в челюстной кости образуется углубление - альвеола зуба, в которой и помещается растущий зуб, и к которой подходят кровеносные сосуды и нервы. После того, как постоянный зуб достигает своего дифинитивного статуса, дальнейшее изменение его размера, формы и структуры прекращается - происходит только питание, иннервация и замена клеток его неэмалевой части.
Определение биологического возраста по одонтологическим признакам проводится на основе подсчета числа прорезывающихся зубов и последовательности их прорезывания. Эти данные сопоставляются с разработанными стандартами, в результате чего мы получаем интервальную оценку возраста индивида - зубной возраст.
Интервалы эти невелики, а границы их довольно постоянны - зубной возраст определяется с точностью до года, и иногда еще точнее. Это большое преимущество метода по сравнению со всеми прочими критериями. Однако зубной возраст наиболее информативен только в периоды прорезывания зубов молочной генерации (в среднем от 6 месяцев до 2 лет) и постоянной генерации (от 5-6 до 13-14 лет, без учета третьих моляров), то есть хронологические границы применения этого критерия сравнительно узки.
Таблица 42.
Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
Зубы | Возраст | |
Молочные | ||
Медиальные резцы | 6-6 мес. | 1,5-2 года |
Латеральные резцы | 8-12 мес. | 1,5-2 года |
Первые моляры | 12-16 мес. | 2,5-3 года |
Клыки | 16-20 мес. | 2-2,5 года |
Вторые моляры | 20-30 мес. | 3 года |
Постоянные | ||
Медиальные резцы | 7-6 лет | 9-10 лет |
Латеральные резцы | 8-12 лет | 10-11лет |
Первые премоляры | 9-11 лет | 12-15 лет |
Вторые премоляры | 11-13 лет | 12-15 лет |
Клыки | 12-14 лет | 12-14 лет |
Первые моляры | 6-7 лет | 9-10 лет |
Вторые моляры | 12-13 лет | 14-16 лет |
Третьи моляры | 17-20 лет | 18-25 лет |
Развитие и прорезывание зубов оказывает большое влияние на полость рта и соседние органы. Уже на первом году жизни вследствие развития альвеолярных отростков увеличивается высота верхней и нижней челюстей, происходит рост верхнечелюстных пазух. Это приводит к возрастанию вертикального размера полости рта и всего лица, благодаря чему формируется лицевой профиль. После 15 лет, когда завершается в основном прорезывание постоянных зубов, рост лица в сагиттальном направлении и в высоту значительно уменьшается.
Стирание зубов.Стирание зубов приблизительно характеризует возраст человека и используется для определения возраста на скелетном материале или живых людях. Степень стертости определяется в баллах. Затем по таблице, разработанной М. М. Герасимовым, определяется возраст черепа. Результаты фиксируются в краниологическом бланке.
Но не всегда значительная стертость некоторых или всех зубов свидетельствует о пожилом возрасте индивидуума. Она зависит от характера питания (твердая, грубая пища), отсутствия зуба, когда усиливается нагрузка на зубы-антагонисты.
Определение возраста на скелетном материале лучше всего вести по молярам, так как характер стертости резцов и клыков сильно зависит от прикуса. Стирание зуба зависит от многих факторов: структуры и состава пищи, наличия в ней мелких песчинок, изменения прикуса вследствие удаления соседнего зуба. У древних людей стирание проходило более интенсивно, чем у современного человека. По интенсивности процесса стирания имеются значительные межгрупповые различия среди современных этнических групп.
Для современного человека характерен более крупный по сравнению со вторым первый моляр. У большинства ископаемых гоминид соотношение обратное. У некоторых ископаемых форм (например, у европейских неандертальцев) полость зуба очень велика, захватывает шейку и продолжается в корень. Такая форма зубов из-за сходства с бычьими называется тавродонтной (от греч. таврос - бык).
В процессе филогенеза строение зубов усложнялось за счет присоединения к первичному зубу предков млекопитающих двух конусов и превращения первичных моляров в трехбугорковые, которые располагались в два ряда на челюсти, затем слились и появились шестибугорковые формы.
Этнотерриториальная изменчивость структурных особенностей зубовсовременного и ископаемого населения на территории постсоветского пространства изучается по программе, разработанной профессором А. А. Зубовым. Программа включает приводимые ниже признаки.
Форма прикуса определяется соотношением верхнего и нижнего ряда резцов. Р. Мартин выделил 7 типов прикуса.
Лопатообразность резцов. Существуют измерительный и описательный способы определения этого признака. Описательный широко распространен в практике исследований. Степень выраженности признака оценивают по балловой шкале.
При обработке материала рекомендуется выделять группу выраженных форм этого признака (баллы 2+3). Наибольшая частота выраженных форм (иногда до 100%) отмечена у монголоидов.
Лингвальный бугорок может присутствовать на лингвальной поверхности верхних и нижних резцов и клыков. Степень его выраженности определяется по балловой шкале.
Отмечена временная изменчивость лингвального бугорка: у неандертальцев его формы, сочетающиеся с лопатообразностью резцов, сильно развиты и встречаются очень часто. У современного человека этот признак встречается намного реже.
Бугорок Карабелли (tuberculum Karabelli) располагается на границе лингвальной и мезиальной поверхностей коронки первого верхнего моляра, т. е. на боковой поверхности мезио-лингвального бугорка протоконуса. Важный для расовой диагностики признак. Сильно варьирует по степени выраженности и оценивается по балльной шкале.
Отмечен высокий процент (выше 40) этих форм в европеоидных популяциях. У монголоидов бугорок Карабелли встречается редко: от 0 до 15,25%. Падение его процента ниже 25 свидетельствует, по мнению А. А. Зубова, о монголоидной примеси в данной популяции. Если говорить об эпохальной изменчивости, то бугорок Карабелли можно считать более поздним эволюционным образованием. Частота встречаемости его в популяциях возрастает по направлению к современности.
При расовой диагностике и выявлении тенденций изменчивости структур зубной системы представляют интерес признаки редукционного комплекса. Редукция - уменьшение абсолютных и относительных размеров зубов вплоть до исчезновения структур и даже врожденного отсутствия какого-либо зуба. Этот процесс у современного человека затрагивает в той или иной степени все классы зубов верхнего и нижнего ряда. Редукционный комплекс варьирует у разных этнических групп по степени и специфике проявления.
Редукция верхнего латерального резца. В норме верхний латеральный резец уже, чем центральный. Часто наблюдающееся у современного человека сокращение размеров латерального резца оценивают в баллах.
Сильно выраженная редукция латерального резца (форма 2+3) чаще встречается в европеоидных популяциях.
Редукция моляров связана с эволюцией их структурных особенностей. Филогенетические преобразования первых верхние моляров привели к формированию на основании конического зуба дополнительных бугорков спереди и сзади от его вершины. Зуб становится трехбугорковым с главным бугорком - протоконусом, передним бугорком - параконусом и задним бугорком - метаконусом. Эти три бугорка называют тригонидом по расположению в виде треугольника. Такое строение отмечается у долгопятов и некоторых других обезьяноподобных. Дальнейшее усложнение зуба шло путем образования выступа у заднего края основания коронки, так называемой пятки (talon). На пятке возникают дополнительные бугорки: на верхней челюсти - гипоконус, на нижней - гипоконид.
Редукция первого верхнего моляра сказывается преимущественно на размерах гипоконуса. Степень выраженности этого процесса оценивается по шкале Дальберга в баллах. Второй и третий моляры подвержены редукции в еще большей степени.
У современного человека нижние моляры по количеству бугорков и по рельефу жевательной поверхности сильно изменчивы. В этнических исследованиях обращают внимание на форму нижних моляров, при определении которых учитывают количество бугорков.
Различные типы узоров коронки нижних моляров неравномерно распределяются по расовым и этническим группам. Первый моляр менее подвержен редукции. Однако в южноевропеоидных группах и отдельных северных группах четырехбугорковые формы нижних моляров встречаются чаще - до 30%, а шестибугорковые часты в австралонегроидных и монголоидных группах.
Гиподонтия - врожденное отсутствие одного или нескольких зубов. Это касается прежде всего третьих моляров - зубов мудрости. Обычно они прорезывались в 16-25 лет, но в последние 20 лет стали прорезываться и к 30-40 годам. Отсутствие зубов мудрости чаще наблюдается на нижней челюсти. Рекомендуется для определения гиподонтии зубов мудрости наблюдать группу с 30 лет. Частота отсутствия в такой группе третьих моляров обычно несколько завышена, но приближается к истинной частоте гиподонтии, когда отсутствуют зачатки зубов. Этот же прием используется и для установления гиподонтии на краниологических сериях. Более достоверные данные могут быть получены с помощью рентгенологического метода. Гиподонтия зубов мудрости наблюдается также у антропоидов (шимпанзе, гиббон и др.).
Отсутствие других зубов встречается довольно редко. У монголоидных популяций чаше встречается гиподонтия нижнего латерального резца. Не зависит от расы гиподонтия второго нижнего премоляра и моляра.
Краудинг - скученность и поворот зубов в челюсти в результате сокращения и уменьшения массивности (грациализации) альвеолярной дуги. Наиболее распространен этот признак у народов арктической расы. Краудинг отмечается символами тех зубов, которые смещены с линии альвеолярной дуги.
Диастема - наличие промежутка между зубами больше I мм. Тенденция образования промежутка между зубами проявляется у человека в различной степени. В современных популяциях встречаются и явления, противоположные редукции.
Гиперодонтия - присутствие добавочного зуба (мезиоденса) на верхней или нижней челюсти. Мезиоденс обозначается символом Md в соответствующем ряду справа или слева.
А. А. Зубов разработал метод одонтоглифики - анализа деталей узора борозд жевательной поверхности больших и малых коренных зубов человека. На нижних молярах он выделяет межбугорковые борозды, или борозды первого порядка, и бугорковые, или борозды второго порядка. Кроме них на бугорках часто имеются мелкие борозды третьего порядка. Борозды обозначаются определенными символами.
Одонтологическая программа исследования ископаемого населения шире и включает наряду с представленными выше другие описательные, а также измерительные признаки.
Размеры зубов имеют не только индивидуальные, но и популяционные различия. Они определяются при помощи специального циркуля с очень тонкими заостренными ножками. Можно измерять зубы в окклюзионном ряду на челюстях, изолированные, а также зубные слепки. Фиксируются ширина зуба, т. е. мезио-дистальный диаметр (MD cor), и его толщина, т. е. вестибуло-лингвальный диаметр (VL cor).
Модуль коронки вычисляется для обобщенной характеристики размеров зуба. Он представляет полусумму мезио-дистального и вестибуло-лингвального диаметров коронок:
m cor = (MD cor + VL cor)/2.
Средний модуль зубного ряда можно рассчитать для каждого класса зубов (резцов, премоляров, моляров). Усредненной характеристикой абсолютных размеров зубов обычно служит средний модуль ряда верхних моляров: По величине этого индекса среди современного человечества выделяют микродонтов (модуль менее 10,20), мезодонтов (от 10,20 до 10,49) и макродонтов (более 10,50). Микродонтизм отмечается у европеоидов, мезодонтизм - у большинства монголоидных народов, макродонтизм - у народов экваториальной расы, а также у американских индейцев и арктических народов.
Индекс коронки (I cor) - это показатель степени вытянутости коронки вдоль зубного ряда, т. е. ее формы. Представляет собой процентное отношение вестибуло-лингвального диаметра к мезио-дистальному. У антропоидов и ранних гоминид индекс близок к 100. В филогенезе этот индекс повышался, и у современного человека для нижних моляров остался меньше 100, а для верхних - всегда выше 100.
Массивность (robustus) коронки применяется в палеонтологии для оценки общей массы зуба и представляет произведение мезио-дистального и вестибуло-лингвального диаметров.
Словарь терминов
· Дифиодонтизм
· Гетеродонтный тип
· Лингвальный бугорок
· Протоконус
· Параконус
· Метаконус
· Гиподонтия
· Краудинг
· Тригонид
· Талонид
· Протоконид
· Метаконид
· Мезиоденс
· Индекс коронки
· Модуль коронки
· Средний модуль зубного ряда
· Микродонт
· Мезодонт
· Макродонт
· Лопатообразность резцов
· Бугорок Карабелли
· Северный грацильный тип
· Южный грацильный тип
Вопросы для самоподготовки
- Назовите виды молочных и постоянных зубов.
- Опишите сроки и порядок прорезывания молочных зубов.
- Опишите сроки и порядок прорезывания постоянных зубов.
- Перечислите основные аномалии зубов.
- Опишите основные признаки этнотерриториальной изменчивости морфологии зубов.
- Опишите основные признаки редукционного комплекса.
- Что такое одонтоглифика?
- Опишите основные различия одонтологических комплексов монголоидных и европеоидных групп.
Темы докладов и рефератов
- Общее понятие об одонтометрических признаках и их классификация.
- Аномалии зубочелюстной системы.
- Геногеография одонтологических признаков.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Основная:
1. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 320 с.
2. Тегако Л.И. Антропология. М.: Новое знание, 2004. 400 с.
3. Хомутов А.Е. Возрастная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.384 с.
4. Хомутов, А.Е.Антропология : учебное пособие / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Издание 6-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 384 с. : ил.
5. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978 . – 528 с.
Дополнительная:
1. Алексеев В. П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. – М., 1966. – 252 с.
2. Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. – М., 1964. – 127 с.
3. Артишевский А. А., Большова Е. И., Леонтюк А. С., Слука Б. А., Стельмах И. А., Янченко Н. В. Гистология органов зубочелюстной системы человека. – Мн., 1996. – 97 с.
4. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс / Под ред. В.В. Бунака.М., 1941. 376 с.
5. Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: (современный и ископаемый человек). – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 585 с.
6. Дистель В. А., Сунцов В. Г., Вагнер В. Д. Зубочелюстные аномалии и деформации: основные причины развития. – М.: Мед.книга, 2001. – 104 с.
7. Зубов А. А. Одонтология. Методика антропологических исследований. – М.: Наука, 1968. – 200 с.
8. Зубов А. А. Этническая одонтология. – М.: Наука, 1973. – 200 с.
9. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г.Николаев, Н.Н.Николаева, Л.В.Синдеева, Л.В. Николаева – Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. – 173 с.
10. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей: Кости людей различных эпох – нормальные и патологические изменения. – М.-Л., 1965. – 304 с
11. Сперанский В.С. Основы медицинской краниологии. – М.: Медицина, 1988. – 288 с.
12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. - М.: Медицина, 1996.
13. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
14. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность. М., 1990. – 287 с
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
15. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.
16. Антропология. Учебно-методический комплекс / Д.В.Богатенков, С.В.Дробышевский. Под ред. Т.И.Алексеевой - www.ido.edu.ru/psychology/anthropology
Занятие № 18.