Маркировка непродовольственных товаров
Требования к маркировке
Маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства.
Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.
Функции маркировки
Идентифицирующая функция — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.
Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.
Товарная маркировка является первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.
При этом маркировка товаров должна быть:
· четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);
· устойчивой к воздействию климатических факторов;
· сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;
· достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.
В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:
· текст;
· рисунок;
· информационные знаки.
Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.
К нему предъявляются требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», а также ГОСТами на маркировку групп непродовольственных товаров.
Маркировка продовольственных товаров
Должна содержать следующую информацию:
· наименование продукта и его вид, сорт, марку;
· наименование страны, производителя и его адрес;
· массу нетто или объем продукта;
· состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
· пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
· условия хранения;
· срок годности, дату изготовления;
· способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
· рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
· обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.
Маркировка непродовольственных товаров
Должна содержать следующую информацию:
· наименование товара;
· наименование страны, производителя, его адрес;
· назначение (область использования);
· основные свойства и характеристики;
· правила и условия эффективного и безопасного использования;
· обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
· информация о подтверждении соответствия.
Рисунокнаносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. Однако он не всегда присутствует на маркировке.
Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли. Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические.
Виды маркировки
Производственная— маркировка, наносимая предприятием — изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
Торговая— маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг)