Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность
Выяснение влияния учебных занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым в истории психологии направлением в изучении воздействия физических упражнений на психическую сферу человека. Оно началось в последней четверти прошлого столетия в связи с решением практического вопроса о месте уроков гимнастики в расписании учебного дня учащихся разных классов. Исследования проводились без учета содержания, методики, организации уроков, различными и далеко не совершенными методами, поэтому и результаты их были разноречивы. По одним данным уроки гимнастики способствовали повышению работоспособности учащихся, по другим — вызывали выраженное психическое утомление.
В настоящее время накоплен огромный фактический материал по данной проблеме, полученный при исследовании умственной работоспособности школьников и студентов. Он позволяет сделать ряд обобщений.
Так, Ю.М. Пратуеевич считал, что уроки физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
Даже насыщение уроков физической культуры большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических напряжений, как свидетельствуют исследования не только не оказывает отрицательного влияния на умственную работоспособность учащихся во время последующих занятий по общеобразовательным предметам, но способствует ее повышению. Тем самым создаются предпосылки повышения эффективности учебного процесса на протяжении учебного дня.
Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова , ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов. Учащиеся, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем учащиеся, посещающие лишь обязательные уроки физического воспитания.
Результаты исследований указывают на тесную взаимосвязь интеллектуального и психомоторного развития: более высокому уровню психомоторного развития соответствует и более высокий уровень развития интеллектуального, что, естественно, определяет и продуктивность умственного труда. У учащихся с низким уровнем физического развития умственная работоспособность не только более низкая, но и менее устойчивая, чем у школьников со средним и хорошим физическим развитием.
Отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержками психического развития. Общая моторная отсталость встречается тем чаще, чем ниже интеллект. Большим числом исследований доказано, однако, что специальные корригирующие и восстановительные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на интеллектуальных и эмоциональных проявлениях детей с задержками в психическом развитии. Систематические занятия спортом положительно влияют на успеваемость учащихся, которая в данном аспекте может рассматриваться как интегральный показатель умственной работоспособности и интеллектуального развития. При сравнении средней академической успеваемости спортсменов и не спортсменов в большинстве случаев оказывается, что у спортсменов отличных и хороших оценок достоверно больше, чем у не спортсменов, а удовлетворительных и неудовлетворительных — меньше.
Вопрос о механизмах многообразного благоприятного влияния физического воспитания и спорта весьма сложен. Целесообразно рассмотреть лишь один из его аспектов. Не требует доказательств, что напряженный (и физический, и умственный) труд вызывает утомление, занятия же физическими упражнениями его снимают. Физиологический механизм этого явления с большой глубиной и тщательностью изучен с помощью комплекса физиологических и электрофизиологических методов.
Изучалось влияние соревнований по бегу, лыжным гонкам, фехтованию, плаванию, спортивным играм на мнемические процессы, внимание, пространственное различение, "чувство времени", произвольную регуляцию сенсорно-перцептивных процессов. Общий итог этих исследований сводится к тому, что соревновательные нагрузки вызывают явления выраженного утомления, характеризующегося снижением полноценности функций пространственного различения, ориентировки во времени ("чувства времени"), памяти, внимания, восприятия и переработки информации, произвольной регуляции сенсорно-перцептивных процессов. Однако степень этих изменений и быстрота восстановления изучавшихся психических процессов в большой степени зависит от тренированности спортсменов. Установлено, что у более тренированных спортсменов процесс восстановления идет быстрее и так сказать полноценнее. Например, у хорошо тренированных лыжников после 50-километровой гонки объем памяти снижается на 30%, у менее тренированных — на 41,1%. Через 18—20 часов отдыха у первых объем памяти остается пониженным лишь на 12,6%, у вторых — на 33,3%. Выразительны качественные характеристики процесса запоминания. Если до гонки 77% более тренированных и 72% менее тренированных лыжников пользовались логическим запоминанием экспериментального материала, то после гонки эти цифры снизились соответственно до 30 и 39%. После 18—20-часового отдыха 60% более тренированных лыжников снова обнаружили способность к логическому запоминанию материала, а у менее тренированное число 39% не изменилось .
Эти и другие факторы послужили основанием для заключения, что путь к повышению тренированности лежит через утомление.
Подтверждением этому служат и факты, свидетельствующие, что установленные ранее в физиологии и биохимии спорта явления экономизации и гиперкомпенсации обнаруживаются и в изменениях психических процессов. В проявлениях экономии, а также мобилизации резервных возможностей организма в условиях интенсивных, главным образом длительных напряжений, особую роль играет регулирующая функция сознания. Существенными и новыми дополнениями к описанным заключениям служат выводы, полученные в исследовании влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на пловцов. Он изучал изменения сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления, а также информационного поиска, требующего комплексного проявления психических процессов в условиях дефицита времени. Основные результаты исследования сводятся к следующему:
кратковременные нагрузки высокой интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее существенные улучшения памяти и внимания отмечаются спустя 2 часа после нагрузки, мышления — сразу после нагрузки и спустя 3—4 часа после нее;
после непривычных физических нагрузок отрицательное влияние на все психические процессы обнаруживается спустя час после окончания занятий и сохраняется как минимум в ближайшие три часа;
даже очень высокие, но привычные тренировочные нагрузки в дневное и вечернее время оказывают положительное влияние на протекание психических процессов; наиболее значительные улучшения наблюдаются спустя два часа после нагрузки; память существенных изменений не претерпевает.
Таким образом, под влиянием физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться. Это зависит в основном от характерных особенностей физических нагрузок, степени адаптированности к ним занимающихся, особенностей изучаемых психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемических, мыслительных), промежутка времени, прошедшего после нагрузки, времени суток .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В реферате было рассмотрено несколько примеров влияния легкоатлетических упражнений на организм человека. Согласно приведенным данным, человеку достаточно совершать элементарные физические нагрузки, чтобы укрепить свое здоровье и всегда оставаться в форме. С помощью регулярных упражнений, можно противостоять нескончаемому потоку стресса, тревог и депрессий.
Человеку достаточно 30 – 60 минут легкого бега или ходьбы в среднем темпе, чтобы улучшить свое здоровье. В наше время физическое, психологическое состояние каждого из нас может стать положительным фактом для страны в целом.
Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура[Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура"// Л. Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова- М.: Владос , 2010.-57 с.
2. Волков, К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде[Текст]/К.В. Волков- Л.,1960.-102с.
3. Горшков, А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента[Текст]:учебное пособие //А.Г. Горшков, М.Я. Виленский-изд. Гардарики , 2007.-77 с.
4. Дубровский, В.И. Спортивная физиология[Текст]: учебник для вузов//В.И. Дубровский-М.:Владос , 2005.-103 с.
5. Евсеев, С. П Врачебный контроль в адаптивной физической культуре[Текст]:учебное пособие//С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло-изд.:Советский спорт , 2004.-96 с.
6. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]/А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб- изд. Советский спорт , 2008.-112с.