Понятие об иммунитете и его видах. Влияние занятий физической культурой и спортом на иммунитет. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)

Иммунитет-состояние невосприимчивости организма не только к микробам, но и другим патогенным агентам. Основная функция иммунной системы – отличатьгенетически чужеродныеструктуры от собственных,перерабатывать и удалятьих, а также запоминать,что обусловливаетускоренную реакциюна повторное воздействиетех же агентов. Иммуннаясистема обеспечивает за-щиту организма отинфекций, а такжеудаление поврежденных,состарившихсяи измененных клетоксобственного организма. Различают два основных вида иммунитета -наследственный иприобретенный. Наследственный иммунитет (врожденный,видовой, естественный,конституциональный)присущ тому илииному виду животных иличеловеку ипередается из поколения впоколение по наследству. Приобретенный иммунитет может развиться в результатеперенесенной инфекции илииммунизации. Он такжестрого специфичен, но понаследству не пере-дается. Различают активно ипассивноприобретенный иммунитет.Активно приобретенныйиммунитет возникает врезультате перенесеннойинфекции или послевакцинацииживыми или убитымивакцинами. Пассивно иммунитетвозникает у плодавследствие того, что онполучает антитела отматери через плаценту. Различают две формы приобретенного иммунитета(в зависимости от исходаинфекционного процесса):- стерильный;- нестерильный(инфекционный). Синдром приобретенного иммунодефицитавпервыеописан в 1981 г. вСША, однако в ЦентральнойАфрикеаналогичные инфекциибыли известнынамного раньше.Возбудитель принадлежит кгруппе ретровирусов, егообозначают HIV (ВИЧ) -вирус иммунодефицитачеловека. Он передается черезповрежденную слизистуюоболочку (например, угомосексуалистов), а также посредствоминъекций (у наркоманов идр.). Другая возможностьзаражения – переливаниекрови или полученных из неепрепаратов. Основныепроявления СПИДа:• синдром хроническойлимфаденопатии (увеличениелимфатических узлов);• симптомокомплекс:лихорадка, снижение массытела, ночная потливость,лимфомы• характерная для СПИДаклиническая картина свыраженнымиммунодефицитом, тяжелотекущими инфекция-ми (в легких, желудочно-

ишечном тракте, коже, ЦНС) и злокачественными опухолями, особенно саркомой Капоши.

78. Построение тренировочных микро-, мезо- и макроциклов в избранном виде ФСД. Планирование - это один из компонентов управления, позволяющий реализовать цели и задачи подготовки.

Планирование процесса спортивной подготовки следует осуществлять на основе 5-ти организационно-методических положений:

1-е: Подразделение тренировочного процесса на этапы многолетней подготовки.

2-е: среднее количество лет тренировки для достижения высших спорт результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах.

3-е: подбор методики в соответствии с возрастом и квалификацией спортсменов.

4-е: система соревновательной деятельности как фактор совершенствования спорт мастерства, повышения тренированности, контроль над уровнем различных сторон подготовленности спортсменов.

5-е: использование дополнительных факторов повышения эффективности УТП и процесса подготовки в целом (врачебно-медицинское и научное обеспечение, самообразование, улучшение материально-технической базы, повышение квалификации тренерских кадров и тд.).

Сущность планирования в ФК в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания, занимающихся физическими упражнениями.

В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:

- соответствие плана нормативным документам руководящих органов;

- учет общих принципов формирования ФК человека;

- реальность, конкретность и гибкость.

При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию.

Учет общих принципов формирования ФК человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленностью ФК) при планировании должен в максимальной степени отражать:

- научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;

- комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности;

- целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;

- объективные закономерности индивидуального развития человека;

- последовательность решения образовательных и воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами;

- прикладной эффект формирования физической культуры человека.

Реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность, как по срокам выполнения, так и по содержанию.

Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля.

Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность действий педагога.Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию. К ней можно отнести:

- уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);

- климатические условия;

- состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

- данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;

- сведения о бюджете времени на занятия;

- данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.

Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с целью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.

Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.

В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.

В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Оно оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель ФК, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учебного (календарного) года и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по ФК является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.

В общем плане обычно указываются следующие виды работы:

организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:

- содержание работы;

- сроки выполнения;

- ответственные за выполнение;

- отметка о выполнении.

Для реализации тех или иных видов работы, разрабатываются частные планы, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объемными.

В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:

- перспективное (относительно долгосрочное);

- текущее (среднесрочное);

- оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет (например, в спорте - четырехгодичный интервал между очередными Олимпийскими играми, в учебных заведениях перспективное планирование ФК на 1 учебный год и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.)

В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.

Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой для всех ступеней текущего планирования.

В практике план-график является наиболее распространенной формой годового планирования, он прост и нагляден.

Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на 3 вида:

- планы многолетней подготовки

- планы отдельных этапов многолетней подготовки

- планы тренировочных макроциклов.

Содержание планов многолетней подготовки раскрывает:

- общую структуру и продолжительность

- стратегию многолетней подготовки, предусматривающую преимущественно развитие отдельных сторон подготовленности спортсменов на каждом из этапов и достижения конкретных спортивных результатов.

- цели подготовки в виде промежуточных спортивных результатов и показателей различных сторон подготовленности как базовой основы высшего спортивного мастерства.

- задачи подготовки, определяющие основные пути достижения целей в виде динамике нагрузок, состав и соотношения средств различной направленности.

Содержание планов отдельных этапов подготовки раскрывает:

- структуру этапа, продолжительность и содержание входящих в него макроциклов

- цели и задачи тренировки в виде конкретных показателей подготовленности, согласующихся с аналогичными показателями, включенными в многолетний план, и путей их реализации

- состав основных мероприятий и средств тренировки в целях повышения эффективности (использование условий среднегорья, избирательное использование средств и методов в связи с возрастными особенностями и др.).

В планах макроциклов должны быть представлены:

- календарь соревнований, содержащий основные задачи и планируемые результаты

- содержание тренировочного процесса по видам подготовки

- величина и рациональное соотношение отдельных тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах макроциклов

- система комплексного контроля и управления становлением различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов

- содержание, средства и методы работы со спортсменами.

Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны. Например, в школе - это методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.

Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах.

Планы мезоциклов раскрывают следующие параметры:

- вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности и др.

- средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на процесс совершенствования раз-личных сторон подготовленности

- особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных)

- систему текущего контроля подготовленности.

Планы микроциклов содержат:

- общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности

- средства и методы спортивной тренировки

- сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности

- сочетание и чередование занятий различных видов, с различными по величине и направленности нагрузками

- средствами, методами и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и их реакции на нагрузки.

Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования.

Планы тренировочных занятий должны раскрывать:

- общую структуру построения тренировочного занятия

- распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов

- величину тренировочной нагрузки а занятии, его направленности

- состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии

- форму организации занятия (индивид, групповая, фронтальная, свободная)

- содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий

- применяемые тренажеры, средств восстановления и стимуляции работоспособности.

79. Построение этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям в избранном виде ФСД. Спортивные соревнования представляют собой различные по характеру деятельности, масштабу и целям специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижения определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине.

Выделяют первичные и вторичные функции спорт соревнований. Первичная (специфическая) - это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Вторичные (неспецифические) функции разнообразные: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, познавательная, информативная, творческая, престижная, управления, контроля, экономическая и многие др.

Современные информационные технологии. На соревнованиях по синхронным прыжкам на батуте (смешанных пар нет, только 2ж, или 2м) используется аппарат синхронности касания батута. На соревнованиях по парно-гупповой акробатике верховное жюри может ссылаться на видеозапись.

80. Причины возникновения ошибок при обучении двигательным действиям в избранном виде ФСД. Современные информационные технологии для выявления и устранения двигательных ошибок.На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.

К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной.

Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5) несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

1. Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.

2. Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3. Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.

4. Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5. Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям.

Путями исправления ошибок являются:

1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, - вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть использованы такие приемы:

1. Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2. Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить к разучиванию;

3. Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

81. Причины и механизмы дизадаптацпи и реадаптации. Закономерности проявления. Понятие о перетренированности и растренированности. Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптивности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют: I. повышение функциональных возможностей организма, 2. увеличение экономичности его работы. Надо снижать энергозатраты, что повысит КПД. Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы - состояние предельной мобилизации всех функций организма, напряжение регуляторных процессов и может сохраняться непродолжительное время. Цена такого уровня адаптации высока - (снижается иммунитет) при этом повышается реактивность организма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т.е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса - на быстроту, силу, выносливость, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы, т.е. тренировочные эффекты специфичны. Тренировочный эффект зависит от объема физ. нагрузки - ее длительности, интенсивности и частоты. Генетически определяемый предел функциональных перестроек - генетическая норма реакции. Тренированность выражается высокой работоспособностью, а ее интегральным показателем является спортивный результат. Высокий уровень тренированности достигается на пике спортивной формы. Сохраняется не продолжительное время, т.к. требует предельной мобилизации всех функциональных систем организма. Тренировочный эффект зависит от объема физ. нагрузки. Люди различаются по величине и скорости тренированности. Четыре типа тренир-ти: высокая-быстрая, высокая-медленная, низкая-быстрая, низкая-медленная. Наименее трен, качествам и являются быстрота, гибкость, скор-силовые возм.

К числу показателей тренированности в покое можно отнести:

• изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

• изменения опорно-двигательного аппарата (увеличенная масса и возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая улучшением их кровоснабжения, положительные биохимические сдвиги, повышенная возбудимость и лабильность нервно-мышечной системы);

• обмен веществ (увеличение запасов белков и углеводов);

• изменения функции органов дыхания (частота у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных, до 6-12 вдохов в минуту.ЖЕЛ до 6-8л.);

• ССС. Большой объем и толщина сердечной мышцы. увеличение резервного объема крови. ЧСС в покое снижен до 40-50 ударов в мин. С спортсменов, в 32% случаев встречается спортивная гипертония - снижение АД. До 100-105 мм. рт. ст. и ниже.

Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки. Стандартные используют для тестирования функциональной подготовленности, они подразделяются на: а) общие, не специализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрия, степ-тесты); б) специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности:

а) более быстрое врабатывание; б) меньший уровень рабочих сдвигов различных функций; в) лучше выраженное устойчивое состояние; г) наиболее быстрое восстановление после нагрузки. Наиболее распостроненные стандартные тесты: ИГСТ и PWC170.

Систематическое выполнение интенсивных нагрузок на фоне не значительного недовосстановления организма приводит к развитию у спортсменов состояния перетренированности. Напряженная двигательная деятельность в этом случае превышает функциональные возможности организма

Перетренированности - это патологическое состояние организма спортсмена, вызванное прогрессирующим развитием переутомления вследствие недостаточного отдыха между тренировочными нагрузками. Это состояние тождественно по генезу невротическим расстройствам, развивающимся в результате нарушений ВНД.

Перетреннированность у спортсменов может возникать во время и после нагрузки, она проявляется во внезапном резком ухудшении здоровья занимающихся, отмечается бледность, слабость, головокружение, отдышка, падает А.Д., в тяжелых случаях не исключается возможность развития острой сердечной недостаточности, инфаркта миокарда и даже смертельный исход. У некоторых лиц возникают явления депрессии, вялости, отсутствия интереса к тренировкам. Отмечается снижение умственной работоспособности. Отмечены нарушения предрабочей настройки корковой активности. У спортсменов острая Перетреннированность наблюдается после заболевания, на фоне нарушения режима и неблагоприятных условий тренировки. Предупредить развитие перенатренированности можно путем правильного отбора и комплектования групп, обеспечение полного соответствия нагрузки состоянию тренирующихся. Чрезмерные нагрузки могут вызывать патологические изменения почти во всей системе организма, опорно-двигательного аппарата снижение сопротивления организма ведет за собой подверженность инфекциям и другим факторам внешней среды.

В развитии перетренированности выделяют 3 стадии;

Первая стадия хар-ся прекращением роста спорт. Результатов или их незначительным снижением, плохим самочувствием, снижением адаптивности реакций организма на нагрузку.

Вторая стадия связана с прогрессирующем снижением спорт. Результатов, затруднением процессов восстановления и дальнейшем ухудшением самочувствия.

Третья стадия выявляется стойким нарушением функций ССС, Дых. И двигательной сист., резким снижением спортивной работоспособности, особенно выносливости, тяжелым самочувствием, постоянным нарушением сна, отсутствием аппетита, потерей веса.

Профилактика перетренированности заключается в соблюдении режима тренировок и отдыха, адекватного функциональным возможностям организма спортсмена.

Причины, признаки и профилактика хронических заболеваний у спортсменов (заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, хронические инфекции).

Причины:• обработки недостаточноевнимание к установлению эффективной,нетравмоопасной спортивнойтехники;• нерациональноечередование нагрузок, когдапоследующее занятиепроводится на фоневыраженного утомленияпосле предыдущего;• применение излишнепродолжительных дистанций,приводящих к глубокомуутомлению;-сверхвысокая интенсивностьработы, несоответствующаяуровню адаптации мышечной,костной и волокнистойтканей;• злоупотребление бегом попеску и пересеченнойместности;• недостаточно эффективнаяразминка;- отсутствиевосстановительных средств(массаж, ванны, специальныерастирки идр.) между дистанциями бегаи отдельнымитренировочными занятиями сбольшими нагрузками;-отсутствие контроля закачеством спортивной обуви,одежды, питьевым режимом,питанием.–климатические условия-неадекватная системаспортивной тренировки и т. д.Признаки:1. ОДА : - острый мышечныйспазм;- миалгия (миозит);- миогелоз; - миофиброз;-нейромиозит.-перломы и растяжения–Бурситы-тандилиты и т. д.2. ССС: - гипертоническаяболезнь;- миокардиодистрофии;- миокардит;-варикозное расширение вен.3. ЖКТ:- гастрит;- язвенная болезнь;- синдром раздраженноготолстого кишечника;- дискенизиижелчевыводящих путей;- реже - холецистит

83. Проблемы ранней специализации в различных видах спорта. Проблема участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.По мнению ряда исследователей (Л.И. Лубышева, 1997; Э. Майнберг, 1985; O. Grupe, 1987, и др.), для молодого спортсмена спорт является школой характера, школой честной игры, школой эмоций, школой физического и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный "полигон", на котором помимо двигательных оттачиваются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта. Однако пребывание в системе большого спорта может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на юного спортсмена. Многие виды спорта стали "молодеть", причем это обусловлено и феноменальными способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки (продолжительность тренировочных занятий некоторых юных спортсменов доходит до 5 - 8 ч интенсивного труда в день), психологической "накачкой", биологическими видами стимулирования, способами и формами материального соблазна, которые дают возможность "выжимать" результатЫ. Уровень спортивных достижений в современном спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и "оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья". Еще в прошлом веке П.Ф. Лесгафт писал, что "спорт с соревнованием не должны быть допущены ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка" и "в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися", считая, что спорт воспитывает в ребенке злобу и агрессивность. "Бесспорно, что для сферы спорта, где господствует "дух соревнования и соперничества", характерно значительное расхождение существующих там этических норм с общекультурными. Удары в лицо в боксе или подножка на футбольном поле оправданны с точки зрения достижения высокого результата или интересов команды, страны. В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью… Дети, усвоив некритически, через механизмы подражания, узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на всю сферу человеческой жизнедеятельности". Другими словами, бить по лицу и делать подножки уже не на спортивных площадках, а дома и на улице. Необходимо помнить, что ранняя специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и интенсивности могут привести (и приводят) к тому, что для юношеского спорта окажутся актуальными проблемы взрослых турниров - спортивные травмы, болезни, использование допинга и т.д. Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба реабилитации и контроля за их состоянием.

Наши рекомендации