Влияние занятий физической культурой на физическое и функциональное развитие, работоспособность школьников и состояния их здоровья.

Уроки физической культуры должны повышать устойчивость орга­низма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улуч­шение физического и функционального развития, повышению работо­способности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Медико-биологической основой этих процессов являются физиологические, био­химические и морфологические изменения, возникающие во время занятий физическими упражнениями, а также совершенствование не­рвной и гуморальной регуляции функций организма учащихся.

Одно из основных физиолого-педагогических требований урока фи­зической культуры состоит в получении тренировочного эффекта.

В физиологическом отношении тренировочный эф­фект заключается в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.

Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или пре­вышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки.

Выбирая величину пороговой на­грузки, следует учитывать функциональные возможности организма, возрасти пол школьников. Одна и та же нагрузка может быть выше или ниже пороговой для школьников разного возраста (младший, средний, старший) и разного пола.

Для решения различных задач урока (вводная, основная, заключительная) величина пороговых нагрузок также долж­на быть различной. Из сказанного следует, что для правильного и гра­мотного проведения занятий педагогу необходимо знать и учитывать целый ряд методических и медико-биологических положений.

В соответствии с фазовым протеканием адаптационных измене­ний тренировочный эффект физических упражнений может быть различным: срочным, отставленным (пролонгированным) и кумуля­тивным.

Срочный эффект нагрузки проявляется функци­ональными изменениями в организме во время или вскоре после окончания нагрузок (до 30-60 мин). Главная физиологическая осо­бенность срочного эффекта заключается в том, что он формируется на основе готовых, ранее образованных механизмов регуляции и программ приспособления и характеризуется избыточной активаци­ей различных органов и систем.

Отставленный тренировочный эффект на­блюдается на поздних фазах восстановления и в физиологическом отношении представляет собой продолжительную деятельность раз­личных органов и систем на повышенном уровне их функциониро­вания. Именно отставленный эффект способствует развитию в орга­низме явлений суперкомпенсации.

Кумулятивный эффект возникает как результат последовательного суммирования срочных или отставленных и фор­мируется на основе вновь создаваемых программ и механизмов при­способления.

В кумулятивном эффекте возникают изменения, свя­занные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков, способ­ствующих развитию долговременной адаптации.

Кумулятивный эффект выражается в улучшении физического и функционального развития, повышении работоспособности и вызывает две основные физиологические перестройки:

а) увеличение функциональных ре­зервов организма;

б) повышение экономичности (эффективности) деятельности различных органов и систем.

Продолжительность упражнений тесно связана со скоростью их выполнения и определяется характером энергообеспечения.

Так, при выполнении упражнений в максимально возможном темпе в течение 3-10 секунд энергообеспечение осуществляется по креатинфосфатному механизму, при работе от 20 сек до 3-5 мин – гликолитическому (лактатному) и при умеренной нагрузке в течение десятков ми­нут и нескольких часов развертываются аэробные реакции.

Существенное значение имеет продолжительность интервала отдыха между нагрузками.

Если нагрузки невелики и отдых между ними достаточен, то школьники работают при аэробном энергообес­печении; если нагрузки большие, а отдых мал - при анаэробном энергообеспечении.

Увеличение числа повторений упражнений в аэробных условиях повышает функциональные возможности кислородтранспортной системы и физическую работоспособность, а при увеличении числа повторений в анаэробных условиях - наступает истощение механиз­мов энергообеспечения и снижаются функциональные возможности организма.

С увеличением возраста школьников, которые регулярно занима­ются физическими упражнениями, функции организма и работос­пособность улучшаются.

Установлено, что количество занятий физическими упражнениями для адекватного развития организма школьников, предусмотренное существующим ныне учебным планом, недостаточно.

Специально вы­полненными исследованиями, под руководством Л. Е. Любомирского (1989), школьников разных возрастных групп (7-10 классы) при обычном занятии физической культурой (2 часа в неделю) и допол­нительном введении одного внеурочного часа установлено, что у лиц экспериментальной группы были лучшие показатели гемодинами­ки, внешнего дыхания, энергообеспечения и выше уровень физичес­кой работоспособности поданным велоэргометрии.

Было также по­казано, что у школьников в стадии завершения полового созревания как в состоянии покоя, так и при различных физических нагрузках (по сравнению с лицами препубертатного периода) показатели фун­кций организма более экономичны и существенно выше работоспособ­ность.

Есть все основания полагать, что физическое и функциональ­ное развитие школьников нашей страны и состояние их здоровья – не лучшее.

Поданным доклада в Государственной думе в 1993 г. о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 по 7 лет отнесены к условно здоровым, но имеющим различ­ные функциональные нарушения. В частности, у 30-40% детей младшего и у 20-30% – старшего дошкольного возраста отмечены невро­тические нарушения, у 35% - отклонения со стороны опорно-двига­тельного аппарата и пр.

С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз, особенно в 5-4 клас­сах, когда совпадают периоды полового созревания и повышенной учебной нагрузки. К 8 классу в 5 раз возрастает частота нарушений со стороны органа зрения, в 1,5-2 раза – нервно-психических рас­стройств, в 2-3 раза – нарушения осанки.

Высокая интенсивность школьного обучения и недостаточная двигательная активность приводят к резкому снижению эмоционального и психи­ческого тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и сниже­нию их умственной работоспособности.

Гипокинезия, вызывая нарушения обменных процессов и избы­точное отложение липидов, способствует заболеванию детей ожире­нием. У таких детей чаще возникают травмы, у них в 3-5 раз выше простудная заболеваемость. На протяжении школьного обучения у 14-18% школьников развивается гипертоническая болезнь, а 20-25% детей из числа отстающих в учебе по состоянию здоровья стано­вятся второгодниками. Как указывают авторы, школьные уроки фи­зической культуры (2 часа в неделю) восполняют двигательный дефи­цит только на 11%.

Комплексные исследования по оценке функцио­нального состояния ЦНС, сердечнососудистой, дыхательной и сен­сорных систем, энергообеспечения и физической работоспособности у школьников и студентов в процессе регулярных занятий физическими упражнениями позволили установить в проявлении физиологических реакций по сравнению с лицами, не занима­ющимися физическими упражнениями.

В зависимости от возраста и стажа физкультурных занятий установлены различные типы кортикального влияния на процессы центральной регуляции адаптивных механизмов с вовлечением в этот процесс различных отделов головного мозга.

У детей, регулярно посещающих занятия физическими упражнениями с определенными нагрузками, особенностью деятельности сердечнососудистой системы является преобладание процессов гипер­трофии миокарда и умеренное расширение полостей сердца.

Под влиянием умеренных физических нагрузок у школьников и студен­тов улучшается взаимодействие анализаторных систем, нормализу­ется кислотно-щелочной баланс, ускоряется восстановле­ние мышечного тонуса, совершенствуются фильтрацион­ные и осморегулирующие функции почек.

В процессе систематических занятий в организме человека формируется специальная функциональная система адаптации. Образование та­кой системы у школьников и студентов составляет принципиальную основу долговременного приспособления к физическим нагрузкам и реа­лизуется повышением эффективности деятельности различных ор­ганов, систем и организма в целом (Солодков А.С., 1988).

Установле­ны особенности взаимосвязи функций ЦНС, кровообращения, дыха­ния, сенсорных систем и энергообеспечения в зависимости от возраста и стажа занятий. Зная закономерности формирования функциональ­ной системы, можно различными средствами эффективно влиять на отдельные ее звенья, ускоряя приспособление к физическим нагруз­кам и повышая работоспособность, т.е. управлять адаптационным процессом, а также предупреждать неблагоприятно направленные функциональные сдвиги и сохранять здоровье учащихся.

Недостаточная двигательная активность ведет к изменению функциональных пока­зателей организма, отрицательные сдвиги их могут вызывать предпатологические состояния и заболевания. Воз­никшие формы патологии снижают двигатель­ную активность, ухудшают функциональное состояние организма, увеличивают показатели заболеваний, приобретающие хронический характер. Получается порочный замкнутый круг, который проще и доступнее всего разорвать путем применения различных физических упражне­ний в достаточном объеме с учетом возраста, пола, тренированно­сти и состояния здоровья людей.

Наши рекомендации